avva: (Default)
avva ([personal profile] avva) wrote2002-09-10 09:13 pm

о чтении Торы: что-то вроде анонса

Тора (с ударением на первый слог по-русски, на последний - в иврите) -- ивритское слово, означающее буквально "учение", но в религиозном и культурном контексте всегда означающее Моисеево Пятикнижие - первые пять книг Ветхого Завета: Бытия, Исхода, Левит, Чисел, Второзакония). Книги еврейской Библии (называемой "Ветхий Завет" у христиан -- хотя есть между ними некоторые расхождения) неодинаково важны в иудаизме: считается, что Тора была написана Богом и полностью продиктована им Моисею, в то время как книги Писаний и Пророков были записаны людьми (нередко при участии божественного вдохновения, конечно). Книги Торы, пять книг Пятикнижия, намного важнее других книг и являют собой основание иудаизма, ядро, вокруг которого строится всё остальное.

Получилось так, что я никогда не читал Ветхий Завет, и даже Тору, полностью на иврите от начала до конца, хотя, конечно, многие отрывки и интересующие меня места на иврите просматривал. Я давно хотел исправить это положение вещей, и недавно мне пришла в голову хорошая идея. Одна из главных традиций иудаизма - еженедельное чтение Торы в синагоге. Вся Тора очень давно была разбита на 54 недельных порции, и каждую неделю в синагоге читают одну из них, успевая за год прочесть всю Тору (в высокосном году еврейского календаря - 54 недели; в невысокосные годы, состоящие из 50 недель, в некоторые недели читают два отрывка вместе). Цикл начинают заново каждый год после еврейского Нового Года, который как раз был на этих выходных.

Я решил читать по одной такой части в неделю, более или менее идя в ногу с традиционным чтением в синагогах, стараясь достаточно хорошо понимать библейский иврит (язык Торы весьма непрост и сильно отличается от современного иврита) и изучать интересующие меня вопросы. О каждой части я планирую писать запись в ЖЖ, как я и вообще стараюсь писать о том, что меня интересует.

Естественно, я буду читать и описывать свои впечатления с не-религиозной позиции.
Многие из особенно интересующих меня вопросов вообще невозможно обсуждать с позиции современного иудаизма, т.к. даже их задать значить высказать ересь (например, вопросы текстуальной эволюции библейского текста). Меня особенно интересует: всё, связанное с текстом и его передачей сквозь века, расхождения в переводах и вообще переводы, различия между еврейской и христианской интерпретациями одного и того же текста, внутренние разногласия (и согласия) в иудаизме, культурное значение библейских имён и историй итп.
Конечно, ни на какую полноту охвата я претендовать не могу, да и вообще главной целью в конце концов всё же является тщательное и внимательное прочтение Библии на иврите; но, надеюсь, в процессе удастся узнать много для себя нового и интересного. Кроме того, мой журнал читают несколько человек, знающих и понимающих в иудаизме куда больше меня, которые, надеюсь, будут меня поправлять, когда я буду нести полную чушь.

Единственный нерешённый ещё вопрос -- писать ли эти записи в публичном режиме, как я обычно делаю (у меня почти никогда не бывает записей "для друзей"), или, учитывая то, что тема эта всё же вряд ли многим интересна, создать группу друзей и записать в неё всех, кому это хочется читать.

Вроде всё пока.

Update: судя по тому, что многим интересно итп. (см. комменты), записи будут скорее всего публичными.

Ура.

[identity profile] ge-m.livejournal.com 2002-09-10 11:19 am (UTC)(link)
На всякий случай (если будет группа), записываюсь немедленно.
Очень здорово.

[identity profile] zen-la.livejournal.com 2002-09-10 11:22 am (UTC)(link)
Это очень интересная тема. Я довольно далека от нее. Тем не менее - с удовольствием буду читать. Может быть, в ленте давать ссылки на полные записи - кто захочет, прочтет?

[identity profile] ex-ilyavinar899.livejournal.com 2002-09-10 11:23 am (UTC)(link)
Я тоже записываюсь немедленно.

[identity profile] valera.livejournal.com 2002-09-10 11:23 am (UTC)(link)
naverno sozdat' gruppu.
i vkluchit' v nee menia. =)

[identity profile] shupa.livejournal.com 2002-09-10 11:26 am (UTC)(link)
M 2!

[identity profile] cmm.livejournal.com 2002-09-10 11:27 am (UTC)(link)
комьюнити сделай, закрытое.

as a small step on the way to eradicating casual friendship, тыкскыть.

[identity profile] avva.livejournal.com 2002-09-10 11:33 am (UTC)(link)
Закрытое? Ну ты даёшь ;)

(no subject)

[identity profile] cmm.livejournal.com - 2002-09-10 11:36 (UTC) - Expand

[identity profile] gera.livejournal.com 2002-09-10 11:28 am (UTC)(link)
Группу создавать не обязательно. По-моему, там будет масса интересного для всех - история про Адама и Еву, Ноя, исход, десять заповедей - кажется, любому эрудированному человеку это должно быть не чуждо.
Но если всё-таки будет отдельная группа - count me in.

Тора - это хорошо...

[identity profile] khatul.livejournal.com 2002-09-10 11:33 am (UTC)(link)
Я был бы очень рад, если бы ты

а) делал это в открытом доступе
б) разместил ссылку на "Маасэ-решет", где я делаю то же самое (со своих позиций, естественно)
в) если не "а", то, во-первых, почему, а во-вторых, меня давай в закрытый.

Re: Тора - это хорошо...

[identity profile] avva.livejournal.com 2002-09-10 11:43 am (UTC)(link)
б) Вот ты ссылку только что и разместил ;)
Но у тебя, конечно, с религиозной позиции, т.е. что-то другое совсем, хотя тоже интересное.
а) Это довольно специализированная тема, возможно интересная мало кому. В принципе я сильно склоняюсь в сторону публичных записей, для меня это самое естественное, но могу и поэкспериментировать с группой, тем паче что до сих пор этого не делал.
Короче говоря, решил узнать, что другие думают по этому поводу, но если сильных возражений не будет, скорее всего буду постить публично.

[identity profile] ex-ilyavinar899.livejournal.com 2002-09-10 11:33 am (UTC)(link)
Анатолий, тебя могут заинтересовать комментарии к Торе R. E. Friedman-а.

Image

[identity profile] avva.livejournal.com 2002-09-10 01:54 pm (UTC)(link)
Да, выглядит интересно весьма. Меня особенно заинтриговал комментарий к 1.2, который на первый взгляд как минимум не очень всё же согласуется с текстом; жаль, что нет при нём ссылки на статью, аргументирующую это мнение о грамматике иврита.

[identity profile] hgr.livejournal.com 2002-09-10 11:38 am (UTC)(link)
и меня, меня пожалуйста... не забудьте...

[identity profile] avva.livejournal.com 2002-09-10 11:45 am (UTC)(link)
Несомненно, и в свою очередь очень надеюсь на комментарии с Вашей стороны ;)

Re:

[identity profile] hgr.livejournal.com - 2002-09-10 11:50 (UTC) - Expand

[identity profile] xfyre.livejournal.com 2002-09-10 11:39 am (UTC)(link)
мне думается, что лучше public.
если будет группа - I'm in, безусловно.

[identity profile] eutrapelia.livejournal.com 2002-09-10 11:40 am (UTC)(link)
Поскольку меня просто задолбали игры людей с друзьями, со включениями-невключениями и прочими довольно унизительными штучками, надеюсь, что это будет открытая информация.

[identity profile] sestra-milo.livejournal.com 2002-09-10 12:21 pm (UTC)(link)
Поддерживаю.

[identity profile] pingva.livejournal.com 2002-09-10 11:46 am (UTC)(link)
Если будет на одном из двух доступных мне языков - (Рус./Анг.) - я бы с огромным интересом читал.

[identity profile] avva.livejournal.com 2002-09-10 11:47 am (UTC)(link)
Естественно планируется всё по-русски, с переводом тех ивритских слов, которые необходимо процитировать для понимания каких-то языковых моментов.

(no subject)

[identity profile] pingva.livejournal.com - 2002-09-10 12:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] avva.livejournal.com - 2002-09-10 12:26 (UTC) - Expand

[identity profile] balaganski.livejournal.com 2002-09-10 11:51 am (UTC)(link)
Неужели тривиального lj-cut будет недостаточно, чтобы не желающие это читать не читали?

Я - желающий, если что :)

[identity profile] boroda.livejournal.com 2002-09-10 11:55 am (UTC)(link)
Думаю, это будет интересно всем, вне зависимости от вероисповедания.

Роскошь

[identity profile] koshermann.livejournal.com 2002-09-10 12:04 pm (UTC)(link)
2,5 года в Историко-архивном я провел на специализации "Еврейские языки, культура, тексты и архивы" (благодаря http://www.jtsa.edu/). Как раз к моменту, когда я оттуда ушел, был разделан (на некотором уровне, конечно, но все-таки это была традиционная модель) ТаНаХ и перешли к Берейшит Раба и проч. Тут-то у меня нервы и сдали, наверное. На почве одновременного изучения идиша. Но я скучаю по этой премудрости.

Если будет группа - далее везде.

[identity profile] hotgiraffe.livejournal.com 2002-09-10 12:05 pm (UTC)(link)
Лучше, конечно же, в открытую, но если группа - добавьте меня, pls.
У меня как раз пульсирует интерес к а) Торе и б) классическим каббалистическим текстам; причём "новый" иврит учить не очень хочецца, а вот немного понять принципы древнего, чтобы не слишком отрывацца "от корней" - да.
Ну и вообще - любопытно.

[identity profile] ex-eremei502.livejournal.com 2002-09-10 12:10 pm (UTC)(link)
Толя, если группа, то и меня.

[identity profile] oblomov-jerusal.livejournal.com 2002-09-10 12:12 pm (UTC)(link)
Добавьте и меня, пожалуйста.

[identity profile] oxfv.livejournal.com 2002-09-10 12:20 pm (UTC)(link)
Kакая группа, зачем группа? Надо в открытую. Kстати, вот прекрасный пример аппликации для некоей фичи, давно желанной (не мной, но я присоединяюсь). Хорошо бы иметь возможность в рамках журнала/комьюнити в записях обозначать рубрику-тему, к которой принадлежит данная запись. И потом иметь возможность просматривать подмножество журнала, относящееся к теме. Такая функциональность, помимо очевидной пользы в жж, позволила бы применять жжшный движок для прочих интересных вещей, например, внутрипроектная коммуникация разработчиков.

Но если, паче чаяния, будет группа, то я в нее хочу.

[identity profile] avva.livejournal.com 2002-09-10 12:25 pm (UTC)(link)
Да, да, я это очень хочу. Такие streams тематические. Очень надо это добавить в ЖЖ.

(no subject)

[identity profile] hotgiraffe.livejournal.com - 2002-09-10 13:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] some.livejournal.com - 2002-09-10 13:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ait.livejournal.com - 2002-09-10 22:34 (UTC) - Expand

[identity profile] ifyr.livejournal.com 2002-09-10 12:23 pm (UTC)(link)
Количество читающих Вас превышает 750 (если, конечно, на Вас тоже распространяется ограничение). Кроме того, думаю, что многие читают Вас нерегулярно без занесения во френды и даже без наличия своего журнала (до того, как у меня появился журнал Вы были одним из постоянно читаемых мной ЛыЖников). Поэтому, на мой взгляд, лучше не закрывать записи.

В любом случае, я тоже заинтересован.

[identity profile] o-aronius.livejournal.com 2002-09-10 12:35 pm (UTC)(link)
Если будет группa -прoшу взятъ нa бoрт.
Небoлъшoе техническoе зaмечaние. Естъ неделъные глaвы, в кoтoрых прaктически ничегo не прoиcxoдит (нaпримет, нaчaлo Левитa, где идут нуднейшие зaкoны ритуaлънoй чистoты). И, нaoбoрoт, естъ рaзделы, где o кaждoм предлoжении мoжнo писaтъ диссертaцию. К примеру, в неделънoй глaве "Берешит" -и сoтвoрение мирa, и первoрoднтй грех, и Кaин с Aвелем, и еще туевa хучa всегo интереснoгo.Oдним слoвoм -стoит пoдумaтъ o пустъ и менее трaдициoннoм, нo бoлее рaвнoмернoм рaспределении мaтериaлa.

[identity profile] avva.livejournal.com 2002-09-10 01:50 pm (UTC)(link)
Да, я думаю, так и выйдет в конце концов.
Нет совершенно никаких шансов успеть прочитать и обдумать то, что мне нужно прочитать по "Берешит" за неделю, например. Всё-таки время для этого у меня очень ограниченно, а я хочу как минимум читать комментарии Раши (которые до сих пор не читал), Рамбана (из к-го читал очень мало), один-два христианских комментария (они хорошо представлены в сети, к счастью) и "научную" критику текста. Так что какие-то главы неизбежно будут растягиваться на пару недель.

(no subject)

[identity profile] avrom.livejournal.com - 2002-09-17 10:46 (UTC) - Expand

[identity profile] ezhinka.livejournal.com 2002-09-10 12:43 pm (UTC)(link)
интересуюсь читать :)

[identity profile] edgar-poe.livejournal.com 2002-09-10 01:10 pm (UTC)(link)
Я хочу читать вас, в том числе и о Торе.

[identity profile] vrml.livejournal.com 2002-09-10 01:14 pm (UTC)(link)
Не надо группу, имхо. Пишите как обычно. Тема достаточно общечеловеческая.

Некоторые ;) вообще регулярно пишут на иврите, и ничего, терпим :)

Page 1 of 3