avva: (Default)
avva ([personal profile] avva) wrote2003-11-26 07:44 pm

война и мир revisited

По совету [livejournal.com profile] kobak'а публикую ссылку на свою очень давнюю запись, 2.5-годичной давности. Наверняка многие из тех, кто сейчас читают мой журнал, о ней не знают, а миф, который она развенчивает, с тех пор только усилился, по-моему. Смею надеяться поэтому, что кому-то эта ссылка окажется полезной.

Война и миръ: этот миф никогда не умрет.
nechaman: (Default)

[personal profile] nechaman 2003-11-26 09:58 am (UTC)(link)
Я в детстве слывшала ее в другой редакции.
Может это тоже миф, но тут труднее это доказать. Якобы, Лев Николаевич назвал роман "Война и мiръ", а в типографии ошиблись, и напечатали "Война и миръ", но сам автор, когда получил корректуру не исправил, так как счел это название тоже правильным (или более правильным). То есть, он может и хотел, чтобы оно было многозначным, как на слух, и как это в современной орфографии.
Поскольку легенду я слышала в детстве, не могу назвать источника, и тем более трудно установить откуда пошло...
stas: (Default)

[personal profile] stas 2003-11-26 10:01 am (UTC)(link)
Там в ссылке Тифарет ровно то же самое говорит :)
nechaman: (Default)

[personal profile] nechaman 2003-11-26 10:09 am (UTC)(link)
Да, и, я бы сказала, вполне убедительно.
Значет не совсем миф все же.

[identity profile] towndwarf.livejournal.com 2003-11-26 11:17 am (UTC)(link)
http://www.livejournal.com/users/avva/18966.html?thread=14716950#t14716950

По-моему - Это из вещей практически не доказуемых :-)
Я даже как-то видел "В&M" в букинистическом магазине году в 90м - русское издание какого-то странного украинского издательства , на титульном листе "Война и Мiръ" :-)

[identity profile] avva.livejournal.com 2003-11-26 10:13 am (UTC)(link)
Да, я тоже слышал эту версию, но она не имеет под собой документальных оснований, насколько мне известно. В черновиках Т. писал и так, и этак. Вообще говоря к тому времени чёткое разделение написаний и смыслов слова миръ/мiръ было относительно новой идеей, оно закрепилось по-настоящему только в первой половине 19-го века. Но в опубликованной версии он выбрал то название, которое хотел. Версия о том, что он принял ошибку, допущенную редактором или в типографии, кажется мне весьма неубедительной. Источники названия, которые упомянул [livejournal.com profile] r_l там в комментах, тоже все через и. Короче говоря, версия про ошибку в типографии кажется мне ослабленным вариантом того же мифа, хотя совершенно точных сведений в этом случае у меня нет.
nechaman: (Default)

[personal profile] nechaman 2003-11-26 10:41 am (UTC)(link)
Не машину, а сто рублей, не в лотерею а в профферанс, не выйграл, а проиграл...:)

[identity profile] angerona.livejournal.com 2003-11-26 10:13 am (UTC)(link)
Дaешь подборку интересных и поучительных стaрых зaписей от [livejournal.com profile] avva! Ведь кто-то может диссертaцию нaписaть нa кaтегоризaции всех этих зaписей, рaспрострaнении знaний в нaроде после прочтения и т.д.

[identity profile] rydel23.livejournal.com 2003-11-26 10:13 am (UTC)(link)
[livejournal.com profile] bielarusaczka писала тут по-белорусски "Вайна і сьвет". Я тогда подумал, что это элементарная безграмотность. А теперь вот думаю, что она, наверное, пала жертвой этого мифа.

[identity profile] quallian-leion.livejournal.com 2003-11-26 10:49 am (UTC)(link)
хм.
я этот миф почерпнул из книги Ильина (20-х годов, кажется), забыл как называлась.

[identity profile] avva.livejournal.com 2003-11-26 12:12 pm (UTC)(link)
Если найдёте, сообщите, т.к. до сих пор самое раннее упоминание этого мифа, о котором я слышал - в какой-то литературоведческой книге 50-х (неизвестно точно, какой).

Лев Николаевич не в обиде

[identity profile] barer.livejournal.com 2003-11-26 11:48 am (UTC)(link)
Вне зависимости от желания самого Толстого и от того, как бы он отнёсся к этому, современная орфография подарила русскому читателю неоднозначность названия. Одновременно создав проблему переводчикам.

Переводчикам задача

[identity profile] a-v.livejournal.com 2003-11-26 01:23 pm (UTC)(link)
По-французски - Guerre et Paix, причем в речи употребляется в нарицательном значении: "pas besoin d'écrire Guerre et Paix, deux pages suffit" - не надо "Войну и мир" тут писать, две страницы хватит.

(Anonymous) 2003-11-26 02:22 pm (UTC)(link)
BTW, http://www.gordon.ru/konkurssite/030902st.html

[identity profile] dimrub.livejournal.com 2003-11-26 02:58 pm (UTC)(link)
Какой у Вас прикольный тогда журнал был! :)

[identity profile] avva.livejournal.com 2003-11-26 03:09 pm (UTC)(link)
Во-первых, чем именно прикольный? Если можно, подробнее ;)

Во-вторых, разве мы не на ты?

[identity profile] dimrub.livejournal.com 2003-11-26 03:11 pm (UTC)(link)
На ты не переходили, хотя возможность была, но с удовольствием перехожу :).

А прикольный тем, что под надписью, под которой теперь было бы под сотню комментариев, было их штук двадцать. Ну и подбор комментирующих любопытный :).

[identity profile] kobak.livejournal.com 2003-11-26 04:15 pm (UTC)(link)
Да, я потому и полез в самые старые Аввины записи, что была интересна динамика количества его френдов. К сожалению, lj не сохраняет дату внесения одним юзером другого себе во френды, а то можно было бы интересные графики строить. Или, может быть, сохраняет -- где-нибудь у себя в глубине?

[identity profile] avva.livejournal.com 2003-11-26 04:17 pm (UTC)(link)
Нет, не сохраняет.
В мае 2001-го года у меня было где-то 50 френдов, думаю.

миф об арбузе

[identity profile] kobak.livejournal.com 2003-11-26 05:22 pm (UTC)(link)
Продолжая развенчивать мифы: http://www.livejournal.com/users/kobak/2546.html (миф об арбузе).

Re: миф об арбузе

[identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com 2003-11-26 11:12 pm (UTC)(link)
я, честно говоря, не знаю (учебника под рукой нет), но сомневаюсь, что арбуз - тыквина.
Тыква, дыня и огурец - тыквины, сравните их с арбузом. Семена расположены кучей внутри, а у арбуза (чем он похож на ягоду) - семена расположены внутри мякоти.
Вообще, ботаники делят плоды не по принципу "много мякоти - много косточек", хотя это важно при определении типа плода, а в основном по происхождению завязи, из которой потом образуется плод. Происхождение арбуза мне, к сожалению, не известно, и посмотреть пока негде.

Re: миф об арбузе

[identity profile] kobak.livejournal.com 2003-11-27 10:12 am (UTC)(link)
Тыквина-тыквина, я же не просто так говорю.
Вот статья в БСЭ соответствующая. А про тыкву, дыню и огурец -- Вы совершенно правы, все они вместе с арбузом вчетвером относятся к одному семейству тыквенных (сucurbitaceae), так что неудивительно, что плоды у них однотипные.