avva: (Default)
avva ([personal profile] avva) wrote2008-08-15 10:09 pm

удар, удар, еще удар, и тысячу, и сотню раз

По-моему, я понял, что такое поэзия, в семь (или восемь? девять? если честно, совсем не помню во сколько) лет, когда услышал песню Высоцкого с концовкой
Лежал он и думал, что жизнь хороша,
Кому хороша, а кому... не очень.

Что можно не просто рифмовать, а сознательно отказываться от рифмы - этого я до того не понимал; конечно, я бы не сформулировал тогда это так, но асимметричность этого отказа запала мне в душу. Это была словно загадка, звучавшая в голове снова и снова: как же это так получается? почему так можно? Было более чем очевидно, что эта диссонасная концовка таит в себе несравнимо более важную и прекрасную гармонию, чем все, что могла предоставить тут зарифмованная строка. Но как раскрыть секреты этой гармонии, как вызвать к жизни чудо? Как вышло, что Высоцкий, обычно вполне нормально рифмующий в своих песнях, тут догадался столь гениально сойти с колеи? Я не говорил это все себе такими словами, но примерно так я это ощущал.

О существовании зарифмованного варианта я узнал совершенно случайно, много лет спустя. Мир снова посмеялся надо мной. Что мне оставалось делать? Я ощутил легкую досаду и затаил глубокую обиду.

[identity profile] bishop3000.livejournal.com 2008-08-15 07:51 pm (UTC)(link)
Попробую угадать вторую концовку - "ни шиша"?

[identity profile] flaass.livejournal.com 2008-08-15 07:53 pm (UTC)(link)
А бвла и такая версия? Я слышал только в рифму.

[identity profile] dimrub.livejournal.com 2008-08-15 07:59 pm (UTC)(link)
Да, например, на пластинках (серия из 16, что-ли, штук? Уже не помню, а когда-то заслушивал их до дыр) которые вышли году в 86-м.

[identity profile] flaass.livejournal.com 2008-08-15 08:03 pm (UTC)(link)
Ну ладно. По крайней мере, польза от нее - в появлении этой записи.

[identity profile] rumata.livejournal.com 2008-08-15 08:00 pm (UTC)(link)
Из-за особенной формы выражения в поэзии ярче все приемы, в том числе и эвфемизмы.

[identity profile] akater.livejournal.com 2008-08-15 08:07 pm (UTC)(link)
> Что мне оставалось делать?
> Я ощутил легкую досаду
> и затаил глубокую обиду.

А что, разве оттого, что Вам стал известен срифмованный вариант, эти строчки стали хуже? Если стали, то да, ничего в них нету. Но я подозреваю, что только от этого они хуже не стали. Стало быть, досаду «чувствовать не стоит» (хотя сердцу-то не прикажешь, конечно).

почему-то вспомнилось

[identity profile] dei-os.livejournal.com 2008-08-15 08:23 pm (UTC)(link)
(или восемь? девять? если честно, совсем не помню во сколько)

Приду в четыре, сказала Мария,
Восемь, девять, десять....

Re: почему-то вспомнилось

[identity profile] mr-finder.livejournal.com 2008-08-15 08:46 pm (UTC)(link)
+

Re: почему-то вспомнилось

[identity profile] e-rubik.livejournal.com 2008-08-24 09:50 pm (UTC)(link)
Почему? Малярия - Мария, в Одессе - десять. Нормальные рифмы.

Re: почему-то вспомнилось

[identity profile] dei-os.livejournal.com 2008-08-24 10:10 pm (UTC)(link)
а причем здесь "нормальные", "не нормальные" рифмы?:)

Re: почему-то вспомнилось

[identity profile] e-rubik.livejournal.com 2008-08-24 10:33 pm (UTC)(link)
Виноват. Почему-то понял, что Маяковский - ассоциация на отказ от рифмы. Только сейчас перечитал пост с начала.

[identity profile] anasazy.livejournal.com 2008-08-15 08:28 pm (UTC)(link)
Я вот Пригова люблю как раз за нерифмованные концовки. То все рифма, рифма, а потом хоп! - оборвал и смял.

[identity profile] ithaka-girl.livejournal.com 2008-08-15 08:55 pm (UTC)(link)
У Михалкова, что ли, детские стихи есть. Как человек учился кататься на коне.
Отойдите от меня!
Я не сяду больше
На эту лошадь.
Тоже восхищало в детстве :)

[identity profile] al-zatv.livejournal.com 2008-08-15 09:08 pm (UTC)(link)
поэтому я не люблю читать комментарии и пояснения к книжкам "в возрасте". многим чудесным мелочам находится слишком приземлённое объяснение, вроде "а здесь завуалирован намёк на длинный нос графа такого-то".
и вообще, глядя на цветы, не стоит думать об органических удобрениях:)

[identity profile] dei-os.livejournal.com 2008-08-15 09:26 pm (UTC)(link)
А ведь у Бродского интересней рифма, сильно интересней,
В "Представлении" она случается прямо посреди строки, причем осознанно.
В "Похоронах Бобо" - вроде бы все хорошо с рифмой, как таковой,
но само предложение, причем почти на "пике" обрывается из-за рифмы и слога - отличный ход.

Мне кажется, что это просто один из ходов (причем достаточно эффективных) поэзии, как таковой -
рвать ожидания. Мы ожидаем от некоего нарратива вполне конкретных вещей, не в смысле композиции, а в смысле синтаксиса. И натыкаемся на "обрыв", что и оказывает действие. Ни на кого уже не окажет влияния стихи Александра Сергеевича - там "обрыв" очевиден. И наоборот, для меня читать Бабеля (те же "Одесские рассказы") почти тот же самый эффект и ощущения, что и стихотворения Бродского - не ждешь композиционной неожиданности, да ее там и быть не может, а тут раз, хук слева - семантика.

[identity profile] dei-os.livejournal.com 2008-08-15 09:29 pm (UTC)(link)
сорри, последнее слово - синтаксис:)

[identity profile] henic.livejournal.com 2008-08-15 09:41 pm (UTC)(link)
Я в свое время был удивлен нерифмованной строкой в песенке:
В Коктебеле, в Коктебеле,
У лазурной колыбели -
Весь цвет литературы СССР.
А читательская масса
Где-то рядом греет мясо -
Пляжи для писателей,
читателям же - нет.

Лет в шестнадцать понял, что было в оригинале... Слегка разочаровался.

[identity profile] baph.livejournal.com 2008-08-15 09:59 pm (UTC)(link)
А какая рифмованная концовка?

[identity profile] execve.livejournal.com 2008-08-15 10:10 pm (UTC)(link)
Здесь (http://yandex.ru/yandsearch?rpt=rad&text=%D0%9B%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D0%BB%20%D0%BE%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BB%2C%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B0%2C%20%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B0%2C%20%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83)
nine_k: A stream of colors expanding from brain (Default)

[personal profile] nine_k 2008-08-15 10:32 pm (UTC)(link)
1. Высоцкого вынуждали переделывать многие его песни, чтобы издать на виниле или разрешить на концерте. Как минимум, я помню:
"я не люблю, когда стреляют в спину; я также против выстрелов в упор" -> "...но, если надо, выстрелю в упор" (слышал обе версии);
"но кто есть кто, но кто был кем? — мы никогда не знаем, кто был ничем, тот стане всем: подумайте о сём!" -> "...с ума сошли генетики от ген и хромосом" (только читал).
Пишут, были и ещё "коррекции".

2. Петь строго одинаково на каждом из многочисленных концертов — скучновато (а если нет, то это тоже нерадостный признак). Все, кого я когда-либо слыхал на концертах, немного варьировали некоторые песни, как музыкально, так и словесно.

(Anonymous) 2008-08-15 11:59 pm (UTC)(link)
а я в детстве слышала немного по-другому: "кому хороша, а кому нехороша"

[identity profile] erez.livejournal.com 2008-08-17 06:47 am (UTC)(link)
Да, ещё в "медикаментов груды мы в унитаз, кто не дурак", унитаз позже стал окном.

[identity profile] bezukh.livejournal.com 2008-08-20 09:48 am (UTC)(link)
Мне непонятно, почему вариант с выстрелом в упор мог кого-то не устроить. Неужели тут такой явный отсыл к высшей мере наказания?

А в "Я не люблю" есть другой, более известный случай "причесывания" песни - "Я не люблю любое время года, в которое болею или пью" -> "...когда веселых песен не пою".

[identity profile] bauman.livejournal.com 2008-08-15 10:35 pm (UTC)(link)
А я слышал оба варианта, лет семь назад, заслушиваясь Высотским, и по-моему, хотя могу ошибаться, там всё-таки " Кому хороша, а кому ... и не очень"

[identity profile] zhenyach.livejournal.com 2008-08-15 11:58 pm (UTC)(link)
О слове Belgium.
alexeybobkov: (Default)

[personal profile] alexeybobkov 2008-08-16 02:58 am (UTC)(link)
Да, я тоже такие концовки люблю.
"...То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе."

[identity profile] vmarat.livejournal.com 2008-08-22 07:54 pm (UTC)(link)
у Заболоцкого вообще игра с читательским ожиданием один из центральных приёмов
alexeybobkov: (Default)

[personal profile] alexeybobkov 2008-08-23 01:37 am (UTC)(link)
Да, поиграть он любил, и не только с рифмой. Например, с размером:

В бане я, открывши вежды,
Находился без одежды,
Воду на себя плескал,
Внутреннего успокоения искал.

***

Очень, очень я люблю
Получать дензнаки.
Одного лишь я хочу:
Чтобы это было скорее паки.

Помню по памяти, книжку давно потерял, а на интернете первого стишка почему-то нет...

incidentally..

(Anonymous) 2008-08-16 07:48 am (UTC)(link)
An Anglo-Saxon girlfriend who
has been learning rudiments of
Russian language lately delighted
me with this..

I quote:

`Uronili Mishke na pol,
Otorvali Mishke lapu,
Ya teeper' evo nee broshu,
Potomu chto on ne ochen'..'

PS `Potomu chto' u neye, pravda,
vyshlo naperekosyak, no ya to ponimayu,
i kontsovku ya pomnyu tozhe otchyetlivo,
ya byl ne p'yanyi.

[identity profile] aman-geld.livejournal.com 2008-08-16 09:56 am (UTC)(link)
Benjamin Zander (выступление которого на TED-e я нашёл, через тебе, кстати) говорит про что-то похожее, когда он разбирает Шопена, с задержками и "обманывающими окончаниями".

Я недавнo читал про психофизологические исследования восприятия юмора, где смех как раз объясняется как реакция мозга на вот такой вот обман; когда ожидается "одно", а получается "совсем другое". Мы должны улыбнутья, рассмеяться (включая соответсвующий выплеск гормонов), чтобы справиться с возникающим когнитивным диссонансом.

По-видимому, такие рассогласования очень нужны для этого самого мозга - нужно, чтобы паттерны воспринимались и распознавались, но так же нужно, чтобы они легитимно нарушались, создавая этакие "мутации" восприятия.

[identity profile] lampule4ek.livejournal.com 2008-08-16 10:42 am (UTC)(link)
ровно то, что вы описали в посте, почувствовала после его прочтения. потому что только сейчас узнала, что есть другой вариант.
меня тоже все время восхищала/удивляла/восторгала именно такая концовка.

[identity profile] http://users.livejournal.com/fial_/ 2008-08-16 01:43 pm (UTC)(link)
У Михаила Щербакова в песне "Крым" хорошо:
"Вот уж где ты горевать перестанешь
И посмеешься над холодной Европой,
И упадешь ты на песок, и не встанешь,
И всю жизнь так пролежишь кверху пузом..."
Далеко не все осознают менее тривиальный вариант "над Советским Союзом"

[identity profile] baca6u.livejournal.com 2008-08-18 04:22 am (UTC)(link)
неожиданный реверсивный тривиальный вариант.
У меня вариант попроще в последне

[identity profile] baca6u.livejournal.com 2008-08-18 04:23 am (UTC)(link)
в последней строчке, извините

[identity profile] migmit.vox.com (from livejournal.com) 2008-08-16 04:36 pm (UTC)(link)
И по всей Святой земле в любом кибуце
По ночам теперь подружки не... ложаться
/Т. и С. Никитины/

[identity profile] migmit.vox.com (from livejournal.com) 2008-08-16 04:36 pm (UTC)(link)
s/ться/тся/

[identity profile] http://users.livejournal.com/_bigbrother_/ 2008-08-16 07:43 pm (UTC)(link)
А меня в своё время вырубил Щербаков.

Но тут она - и весь её парфюм и джем,
Весь этот вереск, чтоб не сказать миндаль,
Шелками свистнув, делается вновь ничем -
И я не ведаю, как быть даль-
ше.

Одному из своих друзей я передал своё впечатление: "Оно словно тут и росло, хоть и вылезает из строки! Словно ему тут и место".

И мудрый Илья aka [livejournal.com profile] irishoak ответил:
- Конечно, оно тут и росло. Оно же было раньше. Ну послушай: "... чтоб не сказать - миндаль ше [пауза] лками...".

А вариант с "не очень" - в самом деле получился гениальным. Следуя Гаспарову, мы имеем мощнейший художественный эффект, выразившийся в неподтверждении рифмического ожидания :).

[identity profile] maxno11.livejournal.com 2008-08-16 10:53 pm (UTC)(link)
"Мир снова посмеялся надо мной. Что мне оставалось делать? Я ощутил легкую досаду и затаил глубокую обиду."
Это похоже на мем, вроде пустышки, если кто помнит. Я не прав?

[identity profile] avva.livejournal.com 2008-08-16 11:05 pm (UTC)(link)
Не знаю такого мема.

(Anonymous) 2008-08-16 11:30 pm (UTC)(link)
Ну, значит мне показалось. Мне почудилось что-то афористично-ироничное в глубокой обиде, ставшей следствием легкой досады.

[identity profile] maxno11.livejournal.com 2008-08-16 11:32 pm (UTC)(link)
Прошу прощения, это я был.

[identity profile] wildernesscat.livejournal.com 2008-08-17 05:25 am (UTC)(link)
Лежал он и думал, что жизнь хороша,
"ואז הוא גילה את עיתון "לאישה

[identity profile] lastsky.livejournal.com 2008-08-19 09:26 pm (UTC)(link)
"никита рязанский строил город и ему не хватило гвоздя
никита рязанский протянул руки и не увидел в них ничего"

[identity profile] bezukh.livejournal.com 2008-08-20 09:44 am (UTC)(link)
У Высоцкого еще были использования НЕрифмы:

У нее, у нее на окошке герань,
У нее, у нее занавески в разводах,
А у меня, у меня на окне ничего,
Только пыль, только темная пыль на комодах.

И еще одно:

Надо выпить треугольник, на троих его даешь!
Разошелся, так и сыпит:
"Треугольник будет выпит,
Будь он параллелепипед,
Будь он круг [на этом месте многозначительная пауза]