avva: (Default)
avva ([personal profile] avva) wrote2003-11-17 02:47 pm

решение задачки

Вот очень красивое (по-моему) решение непростой математической задачки, которую я поместил в журнале в ночь на воскресенье.
Если кто-то не хочет смотреть, а хочет решать сам, не заглядывайте под лж-кат.



Итак, у нас есть четырёхугольник ABCD в пространстве, так что все его стороны касаются одной и той же сферы. Обозначим точки касания T1, T2, T3 и T4 (по порядку обхода: т.е. T1 - точка касания стороны AB, T2 - стороны BC, T3 - стороны CD и T4 - стороны DA). Нам нужно доказать, что эти четыре точки лежат в одной плоскости.

Сначала заметим тот очевидный факт, что расстояние от каждой вершины до любой из точек касания, связанных с этой вершиной, одинаковое: например, расстояния AT1 и AT4 одинаковые. Это следствие того общего факта, что расстояние от точки A до любой точки касания T на сфере по какой-то касательной AT не зависит от выбора T, а зависит только от A и сферы (например, из соображений симметрии; просто нарисуйте в уме A и сферу в симметричном положении, и всё станет ясно). Таким образом, AT1=AT4, BT2=BT1 итд. для всех точек.

Теперь мы делаем следующее: помещаем в каждую из вершин A,B,C,D массу, равную обратному расстоянию от этой вершины до её точек касания (например, в килограммах). Скажем, в вершину A мы помещаем массу, равную 1/AT kg. Теперь достаточно напрячься и припомнить определение центра масс, чтобы заключить, что центр масс системы точек {A,B} находится в точности в точке T1, центр масс системы точек {B,C} находится точно в T2 итп.

Если мы сгруппируем точки так: {A,B} и {C,D}, то увидим, что центр масс первой группы находится в T1, второй — в T3, а следовательно центр масс всей системы находится на прямой, соединяющей T1 и T3. Если же мы сгруппируем точки так: {A,D} и {B,C}, то точно таким же образом увидим, что центр масс всей системы находится на прямой, соединяющей T2 и T4.

Т.к. это один и тот же центр масс, это одна и та же точка. Вывод: прямые T1T3 и T2T4 пересекаются. Следовательно, вместе они образуют плоскость, в которой и лежат все четыре эти точки. Что и требовалось доказать.

P.S. Решение было подправлено несколько раз в мелочах (у меня плохая память и мне надо больше спать), спасибо [livejournal.com profile] oblomov_jerusal и [livejournal.com profile] drw.

[identity profile] letaet.livejournal.com 2003-11-17 04:58 am (UTC)(link)
Красиво. И до ужаса знакомо :)
(deleted comment)

Re: Класс!

[identity profile] avva.livejournal.com 2003-11-17 05:37 am (UTC)(link)
уже, спасибо
красиво, правда? :)

Re: Класс!

[identity profile] barer.livejournal.com 2003-11-17 05:40 am (UTC)(link)
Обалдеть!
И, интересно, такое чувство, что где-то я это уже видел.

[identity profile] flaass.livejournal.com 2003-11-17 05:57 am (UTC)(link)
Классно!
Нет, такое решение я бы не придумал. Хотя идея знакомая.

[identity profile] p-k.livejournal.com 2003-11-17 06:01 am (UTC)(link)
Красиво!

[identity profile] veroniq.livejournal.com 2003-11-17 06:13 am (UTC)(link)
milaja zadachka. i reshenie simpatichnoe.

(prijatno ponjat', chto esche ne sovsem otupela - minut za pjat' reshila.

po-drugomu, pravda: perpendikuljarnye ploskosti k storonam v tochkah T1 i T2 peresekajutsja po prjamoj L12, prohodjaschej cherez centr sfery. To zhe samoe verno i pro T2 s T3 (prjamaja peresechenija tut budet L23).

znachit L12 i L23 libo sovpadajut (no togda chetyrehugol'nik uzhe ploskij), libo peresekajutsja v centre sfery. S drugoj storony, oni ochevidno peresekajutsja v centre opisanoj vokrug T1T2T3 okruzhnosti. sledovatel'no, centr sfery on i est'. to est', T1 lezhit v toj zhe ploskosti, chto i centr sfery, T2, T3. Eto zhe verno i esli vmesto T1 vzjat' T3 :-) )

[identity profile] veroniq.livejournal.com 2003-11-17 06:15 am (UTC)(link)
T4

[identity profile] flaass.livejournal.com 2003-11-17 06:21 am (UTC)(link)
> oni ochevidno peresekajutsja v centre opisanoj vokrug T1T2T3 okruzhnosti

Ой, это почему же?..

[identity profile] veroniq.livejournal.com 2003-11-17 06:37 am (UTC)(link)
ups i pravda, neudacha :-) pjat' minut okazalis' nedostatochnymi :-) (a vot, kstati, stereograficheskie proekcii i pr. ja ne ochen' ljubila vsegda. hot' i pol'zovalas' imi aktivno)

[identity profile] indimo.livejournal.com 2003-11-17 08:18 am (UTC)(link)
Ух, напомнили как в школе решали задачки из книжки "Геометрия масс". Да, действительно, некоторые задачки решались красиво, а некоторые были откровенно притянуты к методу.

[identity profile] ex-ilyavinar899.livejournal.com 2003-11-17 09:36 am (UTC)(link)
Потрясающе!!!

Esli ya pravil'no pomnyu

[identity profile] mitrii.livejournal.com 2003-11-17 10:07 am (UTC)(link)
to eto poslednyaya zadacha s pis'mennogo Mechmata MGU za 86 ili 87 god.

Re: Esli ya pravil'no pomnyu

[identity profile] jewgeniusz.livejournal.com 2003-11-18 05:43 am (UTC)(link)
*лезет в подшивку "Кванта"* Да, правильно. Это вступительный 1987 года, шестая задача. Правда, там ещё требовалось посчитать кое-чего... Вот точное условие:

Сфера касается рёбер AS, BS, BC и AC треугольной пирамиды SABC в точках K, L, M, N соответственно. Найти длину отрезка KL, если MN=7, NK=5, LN=2\sqrt{29} и KL=LM.

Решение (первой части) там, конечно же, предлагается безо всяких центров масс.

Re: Esli ya pravil'no pomnyu

[identity profile] mitrii.livejournal.com 2003-11-18 06:44 am (UTC)(link)
Sobstvenno ya i pisal togda reshenie bez vsyakih centrov mass. Tipa prodolzim KL i MN do peresecheniya s AB i poschitaem (teorema Chevy?) chto eto odna i ta ze tochka (ravenstvo kasatel'nyh obespechivaet sovpadenie). V Kvante tak?

Re: Esli ya pravil'no pomnyu

[identity profile] jewgeniusz.livejournal.com 2003-11-18 08:28 am (UTC)(link)
Как поступавший на мехмат двенадцатью годами позже ответственно заявляю, что теорема Чевы также является некошер внепрограммным материалом (и нам им пользоваться запрещалось; почти уверен, что вам тогда тоже -- могло сойти с рук, но могли и докопаться).

В Кванте, кажется, проводят плоскость через S, параллельную плоскости LMN. Далее доказывают, что прямая KL параллельна этой плоскости, ergo, K таки лежит в плоскости LMN. (как это делается, сейчас придумывать лениво -- повозиться чуток приходится; журнал я уже убрал, доставать снова неохота). Дальше остаётся средней сложности планиметрия. Немножко муторно, зато кошерно.

Re: Esli ya pravil'no pomnyu

[identity profile] mitrii.livejournal.com 2003-11-18 10:53 am (UTC)(link)
Net, ne utverzdenie teoremy (za eto konechno pricepilis' by), a ee dokazatel'stvo, kotoroe krome Phalesa nichego ne ispol'zuet.

Naverno, eto uze ischezayushii vid sporta. Tipa "boicy vspominayut minuvshie dni...".
ext_454496: (Default)

все гораздо проще

[identity profile] alexcohn.livejournal.com 2003-11-19 06:47 am (UTC)(link)
Для того, чтобы посчитать BX через AB, BL и BK - никаких теорем Чевы не нужно.

Re: Esli ya pravil'no pomnyu

[identity profile] mitrii.livejournal.com 2003-11-18 06:48 am (UTC)(link)
I zametim chto "centr mass" ne yavlyalsya togda "Koshernym" metodom dokazatel'stva pochemu-to.

[identity profile] smilga.livejournal.com 2003-11-17 02:13 pm (UTC)(link)
Красотища!

[identity profile] sunch.livejournal.com 2003-11-17 03:28 pm (UTC)(link)
да, красота. такое решение придумать - это я не знаю кем надо быть ;) я решал простой геометрией, хотя и тоже пользуясь равенством AT, естественно.

Да уж,

[identity profile] tvbob.livejournal.com 2003-11-17 10:08 pm (UTC)(link)
Уйдя в решение через геомерию, я не знаю кем нужно быть что вдруг подумать о каких то там фентрах масс.

Сильно.

Угу, очень красиво

(Anonymous) 2003-11-21 10:39 am (UTC)(link)
Более в лоб, но, естественно, куда менее красивое решение -- проведем плоскость через три точки касания. Выпишем теперь связь высот вершин и четвертой точки касания над плоскостью и длин отрезков вершина--точка касания, либо вершина -- точка пересечения ребра с плоскостью, либо точка касания -- точка пересечения ребра с плоскостью, каждый раз рассматривая подобные треугольники с общей вершиной и катетом в плоскости, лежащие в плоскости, перпендикулярной нашей проведенной и проходящей через ребро исходного четырехугольника(оно получится составленным из гипотенуз наших треугольников). Довольно трудно объяснить без рисунка, увы, но все будет завязано на равенствах типа A/a = B/b, где А и B -- расстояния от вершин A и B до плоскости, а a и b -- их же расстояние до пересечения отрезка AB с плоскостью. Короче, если выписать через такие плюшки высоту четвертой точки касания над плоскостью, она таки и окажется равной нулю.
Ну и, конечно, это самое A/a = B/b -- ровно и выглядывает из решения с центрами тяжестей.

Re: Угу, очень красиво

[identity profile] avva.livejournal.com 2003-11-21 02:22 pm (UTC)(link)
Ага, спасибо, действительно, связь с центрами масс это решение хорошо проясняет.

А вот еще, кажется, из давнего Кванта

[identity profile] turgutmakbak.livejournal.com 2003-12-10 05:45 pm (UTC)(link)
Ответ, вроде бы, помню, а решение - нет.

http://www.livejournal.com/users/turgutmakbak/10885.html