avva: (Default)
avva ([personal profile] avva) wrote2011-01-30 07:35 pm

открытое письмо учительницы

- Я не хочу воспитывать, обучая, я хочу учить, воспитывая.

Очень метко определено. Поменьше бы таких учителей, и побольше бы тех, кто всегда в первую очередь учит, а не воспитывает!

См. также дискуссию у zt, временами переходящую в флейм.

ну этот тезис

[identity profile] a-shen.livejournal.com 2011-01-30 05:47 pm (UTC)(link)
весьма расплывчат - скажем, его можно понимать и так: я не хочу заниматься воспитанием, у которого обучение - побочный эффект, а хочу учить, и пусть воспитание будет побочным эффектом.

Дискуссия, по-моему, довольно абстрактная и потому бестолковая

Re: ну этот тезис

[identity profile] avva.livejournal.com 2011-01-30 06:02 pm (UTC)(link)
Мне кажется, мое понимание лучше подтверждается всем остальным письмом, где она неоднократно рассуждает о воспитании гражданина итд.

Re: ну этот тезис

[identity profile] lidok-nyan.livejournal.com 2011-01-31 06:41 pm (UTC)(link)
По-моему, основной тезис, что "я поняла, что мой предмет никому не нужен". Ясен пень, что все детишки скорее выберут математику для углубленного изучения, чем ее предмет.

Другая бы радовалась, что теперь все жалающие могут накушаться родной культурой до кровавого поноса.

Не может поступиться принципами

[identity profile] 3d-object.livejournal.com 2011-01-30 05:48 pm (UTC)(link)
Мария Чистякова опоздала лет на 10, - еще тогда было понятно, что через два-три поколения человечество не будет читать, а будет получать информацию другими способами.
Да и читало оно всего-то лет 150-200 в массе. Исторически очень короткий промежуток.

[identity profile] tacente.livejournal.com 2011-01-30 05:58 pm (UTC)(link)
Щас и вы огребете :-)

[identity profile] svilar.livejournal.com 2011-01-30 06:04 pm (UTC)(link)
"Это мой ученик, с которым в десятом создавалось научное исследование по литературе, в одиннадцатом вычищалась каждая строчка, каждая речевая ошибка в шестистраничных сочинениях, чтобы к маю, к выпускному сочинению, выработался яркий индивидуальный стиль - он тогда был у большинства моих выпускников".

"государство, наверное, заинтересовано в том, чтобы достижения культуры, благодаря которым в том числе сформировалась российская государственность, стали достоянием ее граждан".

Эта женщина никогда не уволится из школы.

[identity profile] justso123.livejournal.com 2011-01-30 06:07 pm (UTC)(link)
Может, и так, но я не уверена, что тетки, преподающие ОБЖ и "Россию в мире", лучше. У меня была такого плана русичка. Не худший вариант.

(no subject)

[identity profile] svilar.livejournal.com - 2011-01-30 18:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] justso123.livejournal.com - 2011-01-30 18:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] whitelynx.livejournal.com - 2011-01-30 21:44 (UTC) - Expand

[identity profile] plakhov.livejournal.com 2011-01-30 06:04 pm (UTC)(link)
Школьный курс литературы можно было бы улучшить очень простым способом: явным образом разрешить в сочинениях писать, что книга не понравилась, и научить делать это аргументированно.
Без этого то, что Мария считает "воспитанием свободных граждан", совершенно однозначно воспринимается как школа вранья, лицемерия и вынужденного послушания. Независимо ни от чего, как отличниками, так и двоечниками. За тебя выбрали, что тебе читать, объявили всё это шедеврами, а их авторов - гениями. Априори. А теперь они послушают, как ты этот выбор станешь обосновать.
Мерзость, до сих пор тошно вспоминать (а ведь у меня была хорошая учительница литературы, во всяком случае, искренне её любившая).

А дискуссию по ссылке невозможно читать, "идиоты, с которыми нет смысла разговаривать" начинаются в первом же комментарии, reductio ad Hitlerum и обсуждение республиканской партии США тоже где-то в первом десятке.

[identity profile] timur0.livejournal.com 2011-01-30 06:41 pm (UTC)(link)
школьный курс литературы можно улучшить и прямо противоположным способом: запретить вообще высказывать свое мнение, объявить, что "понравилось/не понравилось" не имеет отношения к делу. относиться к сочинению как к упражнению по риторике или логике, пусть ученик найдет аргументы, что Печорин - лишний человек. так и поставить задачу: обоснуй, и не важно, считаешь ты так или нет. никто же не требует на уроке математики верить, что в бассейн втекают две трубы и вытекает одна - давайте построим и литературу так же! не знаю, будет ли это развивать любовь к словесности, но уж логику развивать будет.

(no subject)

[identity profile] plakhov.livejournal.com - 2011-01-30 18:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] loafer.livejournal.com - 2011-01-30 19:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] deni-ok.livejournal.com - 2011-01-30 20:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vnesov.livejournal.com - 2011-01-31 00:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] avva.livejournal.com - 2011-01-31 02:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vnesov.livejournal.com - 2011-01-31 02:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] avva.livejournal.com - 2011-01-31 03:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lazyreader.livejournal.com - 2011-01-31 03:58 (UTC) - Expand

[identity profile] justso123.livejournal.com 2011-01-30 06:50 pm (UTC)(link)
Что значит "разрешить"? Помню, писала, что Базаров - хамло. Получала пятерку и страницу контраргументов. (Шепотом): почти двадцать лет назад уже было можно, просто мало кто пробовал.

(no subject)

[identity profile] plakhov.livejournal.com - 2011-01-30 19:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] justso123.livejournal.com - 2011-01-30 19:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lidok-nyan.livejournal.com - 2011-01-31 18:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] liveuser.livejournal.com - 2011-01-31 03:22 (UTC) - Expand

[identity profile] mme-n-b.livejournal.com 2011-01-30 08:22 pm (UTC)(link)
То, что Вы предлагаете - т. н. "западный стандарт", любимая мишень флейма.

[identity profile] bigbaadabum.livejournal.com 2011-01-31 12:07 am (UTC)(link)
у меня ровно такие же были мысли. сочинения как институт школы вранья.

[identity profile] botya.livejournal.com 2011-01-31 06:35 am (UTC)(link)
Интересно, что человек в 14-15-16 лет, который ещё в своей жизни ничего не понял и ничего не прочитал, может отнести к "шедеврам" ? К советам старших нужно прислушиваться иногда, а "Войну и Мир" хотя бы прочитать 1 раз.

[identity profile] ayametoo.livejournal.com 2011-01-30 06:09 pm (UTC)(link)
Согласна. От этого всего только учительницы и сходят с ума, потому что реформы лишают их остатков приятностей профессии, но ведь школьная система уже давно гниет, и детей либо воспитали родители и книги, либо нет. Все эти изменения не смогут повлиять на общий уровень образованности и интеллекта по стране.
Больше всего меня бесило в школе, что они пытаются меня воспитывать. Мне нравилось больше решать задачи, оторванные от меня лично, представляющие интерес только потому, что их неизвестно как решать, либо на литературе анализировать поступки героев в комплексе (а не основную мысль искать, и пытаться чему-то научиться).
Далее, когда я училась в университете, я узнала, что оказывается у педагогики есть триединая цель: обучение, воспитание, развитие. И лубочное соответствие этой цели от нас требовали при выполнении педагогических и методологических заданий. Это ужасно. Я так и не смогла смириться с этой ерундой.

[identity profile] migmit.livejournal.com 2011-01-30 06:14 pm (UTC)(link)

Школьный предмет, который был проводником не только знаний об одном из видов искусства, но формировал понятие об общечеловеческих духовных ценностях, философии, мировоззрении людей разных эпох, учил свободно мыслить, выстраивал индивидуальный язык и стиль ребенка,

Боже, какое ЧСВ. Всё-таки, "училка лит-ры" - это диагноз.

[identity profile] crazy-blu.livejournal.com 2011-01-30 06:27 pm (UTC)(link)
Возможно. Но по крайней мере она пишет не на сленге и не сокращениями.

(no subject)

[identity profile] ok-66.livejournal.com - 2011-01-30 18:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] plakhov.livejournal.com - 2011-01-30 18:43 (UTC) - Expand

(no subject)

(Anonymous) - 2011-02-11 01:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] migmit.livejournal.com - 2011-01-30 19:12 (UTC) - Expand

[identity profile] 2k.livejournal.com 2011-01-30 06:21 pm (UTC)(link)
zt довольно много додумывает за автора письма (собственно, главным предметом дискуссии является именно его интерпретация, а не ее слова).

даже цитату, которую вы приводите, можно толковать иначе. собственно, я ее понимаю совершенно наоборот. мария хочет учить, а не воспитывать, тогда как возможные изменения в школьной программе ухудшают положение "настоящих", требующих изучения, школьных предметов в пользу физкультуры, обж и воспитания патриотизма.

[identity profile] vrml.livejournal.com 2011-01-30 06:47 pm (UTC)(link)
+1 насчет додумывания

Фразу про учить vs воспитывать я вообще не понимаю ни с какой стороны. Вообще, письмо невнятное, на мой взгляд, и даже ошибки есть (следы редактирования). Но качество этого текста не имеет отношения к качеству человека.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_noss/ 2011-01-30 06:28 pm (UTC)(link)
Это крайне распространённое рассуждение, которому, увы, очень легко поддаться. Мысль о том, что воспитательный процесс неотделим от обучающего процесса, сложнее, и потому менее распространена. Нет такого выбора - воспитывать или не воспитывать. Есть выбор - воспитывать хорошо или воспитывать плохо. Слова "побольше" или "поменьше" в данном контексте не имеют смысла.

[identity profile] homey-twin.livejournal.com 2011-01-30 06:53 pm (UTC)(link)
да, женщина суровая.
но ведь и математику собираются сделать необязательной. и как-то не верится, что "россия в мире" будет лучше такой вот литературы.

[identity profile] rnkbb.livejournal.com 2011-01-30 07:57 pm (UTC)(link)
вот откуда вы все взяли что тетка мерзкая/суровая/и т.д.? вывалили зачем-то на всеобщее обозрение свои школьные фобии...

(no subject)

[identity profile] homey-twin.livejournal.com - 2011-01-30 20:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-30 21:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] svinkina.livejournal.com - 2011-01-30 21:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] homey-twin.livejournal.com - 2011-01-30 21:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-30 21:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] homey-twin.livejournal.com - 2011-01-30 21:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-30 22:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] homey-twin.livejournal.com - 2011-01-30 22:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-30 22:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] krace.livejournal.com - 2011-01-31 08:28 (UTC) - Expand

(no subject)

(Anonymous) - 2011-01-31 11:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] krace.livejournal.com - 2011-01-31 11:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] botya.livejournal.com - 2011-01-31 06:47 (UTC) - Expand

[identity profile] mantic0re.livejournal.com 2011-01-30 07:01 pm (UTC)(link)
По поводу этой учительницы, которая на самом деле права, написали целую кучу каментов, но я так и не понял как с ней можно не согласиться. Может мне кто-нибудь ответить на простой вопрос: вот есть стиль Саши Соколова, стиль Достоевского, стиль Братьев Стругацких и стиль Бернара Вербера (прости Господи). Вы действительно считаете что совершенно не обязательно учить людей видеть чем они отличаются, учить тому что существуют общепризнанные критерии качества литературного текста, и выражать свои мысли грамотно и красиво?

[identity profile] tlkh.livejournal.com 2011-01-30 07:07 pm (UTC)(link)
Да.

(no subject)

[identity profile] migmit.livejournal.com - 2011-01-30 19:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mantic0re.livejournal.com - 2011-01-30 19:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] migmit.livejournal.com - 2011-01-30 19:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mantic0re.livejournal.com - 2011-01-30 19:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] migmit.livejournal.com - 2011-01-30 19:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mantic0re.livejournal.com - 2011-01-30 19:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] migmit.livejournal.com - 2011-01-30 19:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mantic0re.livejournal.com - 2011-01-30 20:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] migmit.livejournal.com - 2011-01-30 20:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] krace.livejournal.com - 2011-01-31 08:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] migmit.livejournal.com - 2011-01-31 08:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] sachse.livejournal.com - 2011-01-30 22:25 (UTC) - Expand

(no subject)

(Anonymous) - 2011-01-30 19:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] a-konst.livejournal.com - 2011-01-30 19:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mantic0re.livejournal.com - 2011-01-30 19:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] a-konst.livejournal.com - 2011-01-31 09:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] freetrinity.livejournal.com - 2011-01-30 20:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mantic0re.livejournal.com - 2011-01-31 07:26 (UTC) - Expand

[identity profile] terrink.livejournal.com 2011-01-30 07:25 pm (UTC)(link)
В целом тетка мерзкая, но приведенная вами цитата не противоречит, а совпадает вашим с тезисом "в первую очередь надо учить, а не воспитывать". Именно этого она и хочет, если цитата верна.

[identity profile] rnkbb.livejournal.com 2011-01-30 07:44 pm (UTC)(link)
это какие-то высосанные из пальца параноидальные фантазии и передергивания. zt сам себе страшилку сочинил и теперь боится "маленькой тирании" училки по литературе.

вот уж где-где, а в литературе надо постараться найти "стандартное понимание ценностей", это все-таки не ОБЖ и политинформация.

[identity profile] ygam.livejournal.com 2011-01-30 07:50 pm (UTC)(link)
Странно, почему никто не вспомнил этот мультик.

(Anonymous) 2011-01-30 08:04 pm (UTC)(link)
я вспомнил, когда увидел слова «этот мультик», еще не нажав на ссылку ;)

(no subject)

[identity profile] piggymouse.livejournal.com - 2011-01-30 20:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ygam.livejournal.com - 2011-01-31 01:25 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] object.livejournal.com - 2011-02-01 21:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] piggymouse.livejournal.com - 2011-01-30 20:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] zt.livejournal.com - 2011-01-30 20:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] piggymouse.livejournal.com - 2011-01-30 21:37 (UTC) - Expand

[identity profile] mme-n-b.livejournal.com 2011-01-30 08:15 pm (UTC)(link)
"родители должны понять, что культура их собственного ребенка... только их задача и ничья более."
Она думала, что это её задача? Опаньки. Это всегда задача только родителей.

Она хочет быть выбрана государством, а не учениками? Это говорит о том, что государство всё-таки важнее для неё, чем ученики.

[identity profile] rnkbb.livejournal.com 2011-01-30 09:22 pm (UTC)(link)
>>культура ... Это всегда задача только родителей.

вы вообще понимаете, о чем говорите? вся цивилизация построена на том, что культура и образование распространяется централизованно, через специально обученных представителей (учителей). если бы знания (и культура как их подмножество) передавались исключительно от родителей к детям, мы бы до сих пор жили в каменном веке.

это хорошо, если ваши родители академики и (!) полиглоты, а как быть остальным? повышать свой культурный уровень через зомбоящий и подворотню?

(no subject)

[identity profile] ok-66.livejournal.com - 2011-01-30 21:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-30 21:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ok-66.livejournal.com - 2011-01-30 21:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-30 22:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ok-66.livejournal.com - 2011-01-30 22:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-30 22:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ok-66.livejournal.com - 2011-01-31 02:06 (UTC) - Expand

а-ха-ха-ха

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-31 02:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ktotam.livejournal.com - 2011-01-31 02:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-31 02:46 (UTC) - Expand

(no subject)

(Anonymous) - 2011-01-31 09:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-31 11:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] a-konst.livejournal.com - 2011-01-31 12:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-31 12:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] azot.livejournal.com - 2011-01-31 13:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rnkbb.livejournal.com - 2011-01-31 15:54 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] azot.livejournal.com - 2011-01-31 17:56 (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] a-konst.livejournal.com - 2011-01-31 11:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ok-66.livejournal.com - 2011-01-31 17:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mme-n-b.livejournal.com - 2011-01-30 21:42 (UTC) - Expand

[identity profile] nec-p1us-u1tra.livejournal.com 2011-01-30 08:46 pm (UTC)(link)
Не имея собственного мнения по вопросу "как надо учить детей", я тем не менее не могу не отметить, что разделяющие точку зрения этой учительницы en masse ведут дискуссию слабенько, неумело скатываясь на личности.

Бесплодна игорька наука, да.

Бесплодна игорька наука

[identity profile] roctiv.livejournal.com 2011-01-30 09:36 pm (UTC)(link)
Кто такой игорек?

[identity profile] gregory.pp.ru (from livejournal.com) 2011-01-30 11:16 pm (UTC)(link)
Всё это напоминает обсуждение положения запятой во фразе "Казнить нельзя помиловать".
А знаете, почему вообще данная дискуссия происходит? Потому что нас всех учили вот такие вот тётки. Поднимите руки, кто выписывал "идейный путь Андрея и Пьера" в две колонки?

О, тож.

[identity profile] ktotam.livejournal.com 2011-01-31 03:00 am (UTC)(link)
я что-то такого не помню, хотя мог уже и позабыть, конечно, что выписывал, а что нет.
у нас в старших классах лит-ру преподавала учительница лет 23-х, помню, что ставила на перемене башлачева и что читала нам бродского.