avva: (Default)
avva ([personal profile] avva) wrote2010-01-24 04:00 pm

воскрешение слова

Я с удовольствием прочитал небольшую статью Шкловского "Воскрешение слова". Не буду ее пересказывать - всего четыре страницы и интересно, увлекательно написано - каждый может прочитать сам. Но вот этот отрывок из нее я совершенно не могу понять и представить; если бы он был написан на хинди [1], я бы понимал в нем примерно столько же:
"Выйдите на улицу, посмотрите на дома: как применены в них формы старого искусства? Вы увидите прямо кошмарные вещи. Например (дом на Невском против Конюшенной, постройки арх. Лялевича), на столбах лежат полуциркульные арки, а между пятами их введены перемычки, рустованные как плоские арки. Вся эта система имеет распор на стороны, с боков же никаких опор нет; таким образом, получается полное впечатление, что дом рассыпается и падает.

Эта архитектурная нелепость (не замечаемая широкой публикой и критикой) не может быть в данном случае (таких случаев очень много) объяснена невежеством или бесталанностью архитектора.

Очевидно, дело в том, что форма и смысл арки (как и форма колонны, что тоже можно доказать) не переживается, и она применяется поэтому так же нелепо, как нелепо применение эпитета «сальная» к восковой свече."

Может, кто-то понимает, о чем тут говорит Шкловский, и как выглядит тот нелепый с его точки зрения дом, который он описывает? Может, кто-то может дать ссылку на фотографию или рисунок, или более понятно объяснить? Спасибо.


[1] Отдельный вопрос для любителей английского языка и переводов. Как хорошо перевести на русский конструкцию типа "... it might as well be written in Hindi..."? Именно это я подумал, но выразить эту мысль по-русски удобным и лаконичным образом не смог.

[identity profile] irene221b.livejournal.com 2010-01-24 02:02 pm (UTC)(link)
это для меня китайская грамота.

[identity profile] andreev.livejournal.com 2010-01-24 09:31 pm (UTC)(link)
~ "it's Greek to me".

А здесь, как ниже сказали, "с тем же успехом это могло бы быть написано на..."

Upd
(надо было дочитать комментарии, конечно)
Edited 2010-01-24 21:45 (UTC)

[identity profile] meangel.livejournal.com 2010-01-24 02:03 pm (UTC)(link)
"с тем же успехом это могло бы быть написано на..."

речь о том, что форма и содержание должны быть взаимосвязаны, а в данном случае этого не происходит. Все очень просто.

[identity profile] ollka.livejournal.com 2010-01-24 02:06 pm (UTC)(link)
да, "с тем же успехом" и мне кажется совершенно подходящим

[identity profile] avva.livejournal.com 2010-01-24 02:07 pm (UTC)(link)
Да, "с тем же успехом" мне не пришло в голову, а здесь хорошо подходит, спасибо.

(no subject)

[identity profile] b-a-t.livejournal.com - 2010-01-24 14:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] sultan.livejournal.com - 2010-01-24 16:36 (UTC) - Expand

[identity profile] bahareva.livejournal.com 2010-01-24 02:09 pm (UTC)(link)
http://al-spbphoto.narod.ru/center/Cnt_Nevsky21-23_8-06-04.jpg
прошу пардону
Edited 2010-01-24 14:10 (UTC)

[identity profile] avva.livejournal.com 2010-01-24 02:16 pm (UTC)(link)
Ага, спасибо. А почему должно казаться, что он сейчас рассыпется и рухнет?

(no subject)

[identity profile] bahareva.livejournal.com - 2010-01-24 14:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] timur0.livejournal.com - 2010-01-24 14:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bahareva.livejournal.com - 2010-01-24 14:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] solodu.livejournal.com - 2010-01-24 15:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bahareva.livejournal.com - 2010-01-24 15:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] avva.livejournal.com - 2010-01-24 16:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] solodu.livejournal.com - 2010-01-24 16:13 (UTC) - Expand

[identity profile] kovalevskaya.livejournal.com 2010-01-24 02:12 pm (UTC)(link)
Вот про этот дом, похоже:

Image

[identity profile] saardita.livejournal.com 2010-01-24 02:12 pm (UTC)(link)
Речь идет, скорее всего, об этом доме
http://www.citywalls.ru/house463.html?s=qslgslfp5tc45sja75iu42kfq4

[identity profile] emmy-l.livejournal.com 2010-01-24 02:15 pm (UTC)(link)
Арка, если она не современная монолитная, своим весом раздвигает в сторону стены, на которые опирается; поэтому стены должны со внешней стороны иметь подпорки (я забыла, как они называются: контрфорсы? прекрасно видны у готических соборов). Если арка стилизована под старинную, а столбы под ней тонки и не имеют бокового упора, то кажется, что арка сейчас развалит столбы вправо-влево и рухнет.

[identity profile] emmy-l.livejournal.com 2010-01-24 02:21 pm (UTC)(link)
Вот, кстати, на фото выше видно, что на "плоских арках" нарисованы ЗАМКИ. Замки бывают только на арках, которые передают свой вес в стороны. Понятно, что замки нарисованы совершенно не по делу.

(no subject)

[identity profile] timur0.livejournal.com - 2010-01-24 14:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] avva.livejournal.com - 2010-01-24 15:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mikev.livejournal.com - 2010-01-24 15:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ithaka-girl.livejournal.com - 2010-01-24 15:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] seminarist.livejournal.com - 2010-01-24 15:30 (UTC) - Expand

[identity profile] soamo.livejournal.com 2010-01-24 02:15 pm (UTC)(link)
Этот, видимо. Невский, 21.
http://babs71.livejournal.com/159559.html

[identity profile] anet.livejournal.com 2010-01-24 02:16 pm (UTC)(link)
"с таким же успехом это могло быть написано на хинди" :)

[identity profile] stam.livejournal.com 2010-01-24 02:26 pm (UTC)(link)
"It might as well be written in Greek"
Greek is used instead of Hindu.

[identity profile] vityokr.livejournal.com 2010-01-24 06:29 pm (UTC)(link)
it's all Greek to me :)

(no subject)

[identity profile] stam.livejournal.com - 2010-01-24 19:05 (UTC) - Expand

[identity profile] miram.livejournal.com 2010-01-24 02:31 pm (UTC)(link)
in Hindi > по-китайски?

[identity profile] saapin.livejournal.com 2010-01-24 03:01 pm (UTC)(link)
Не хочется выглядеть шибко умным, но мне текст Школовского понятен. А когда посмотрел на фото здания, о котором идёт речь, стало абсолютно понятно, о чём он говорит конкретно.

[identity profile] ithaka-girl.livejournal.com 2010-01-24 03:06 pm (UTC)(link)
Ой, если вам понятен, то я для вас скопирую свой вопрос из коммента выше:
почему он перемычки между пятами арок называет "плоскими арками" и где там руст?

(no subject)

[identity profile] rasteehead.livejournal.com - 2010-01-24 15:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ithaka-girl.livejournal.com - 2010-01-24 15:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rasteehead.livejournal.com - 2010-01-24 15:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ithaka-girl.livejournal.com - 2010-01-24 15:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rasteehead.livejournal.com - 2010-01-24 15:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] solodu.livejournal.com - 2010-01-24 16:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] saapin.livejournal.com - 2010-01-25 05:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ithaka-girl.livejournal.com - 2010-01-25 07:41 (UTC) - Expand

[identity profile] msh.livejournal.com 2010-01-24 03:30 pm (UTC)(link)
С архитектурой что хорошо - это искусство для нас. Про картину, музыку, кино можно сказать, что вы не понимаете, это для специальных ценителей. А здание - это для нас, прохожих. Поэтому это мумбо-юмбо на тему некоторой нелепости, которую не замечает широкая публика - так и есть, мумбо-юмбо и ничего более.

(интересно, почему в русском языке mumbo-jumbo стало мумбо-юмбо, откуда это заимствовали?)

[identity profile] avva.livejournal.com 2010-01-24 03:33 pm (UTC)(link)
Википедия указывает на "12 стульев". А мне хочется теперь запеть "Мумбо-юмбо - синий небосвод..."

(no subject)

[identity profile] utnapishti.livejournal.com - 2010-01-24 15:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] braindancer.livejournal.com - 2010-01-24 20:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] msh.livejournal.com - 2010-01-24 21:04 (UTC) - Expand

[identity profile] 3d-object.livejournal.com 2010-01-24 03:37 pm (UTC)(link)
Уже вроде все объяснили.
От себя добавлю несколько вещей из истории, чтобы было понятно, о чем речь.
- Арки (Древний Рим) клались из камня. Конструкция как бы распирает сама себя, поэтому арка не падает внутрь. Замковый камень - верхний камень в арке - кладется последним, после чего можно вынимать "опалубку", по которой кладется арка, т.н. кружало. Арка начинает работать сама по себе.
- В некоторых странах арки были неизвестны. Например, в Японии. Когда японцы увидели где-то арку, они захотели построить такое у себя, но для подстраховки (конструкция-то невероятная для тех, кто знал только стоечно-балочные конструкции) подперли замковые камни колоннами. Ясно, что при первом слабеньком землетрясении замковый камень был выбит и сооружение рассыпалось.
***
Ну и напоследок: если бы не было "плоских арок" (я не верю, что это действительно арки, это скорее всего бетонные перемычки, и с точки зрения конструкции все в порядке; с точки зрения эстетики - действительно нелепо), то Шкловский не стал бы затевать этот разговор, потому что полуциркульная арка в идеале не работает на распор, т.е. нагрузка направлена вертикально вниз.
***
Однако то, что казалось Шкловскому нелепым и смешным, легло в основу постмодернистской архитектуры. Так что всё относительно.

[identity profile] avva.livejournal.com 2010-01-24 04:04 pm (UTC)(link)
Спасибо, очень интересно! Ждал комментария от вас :-)

(no subject)

[identity profile] kirenenko.livejournal.com - 2010-01-25 03:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 3d-object.livejournal.com - 2010-01-25 07:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kirenenko.livejournal.com - 2010-01-25 08:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 3d-object.livejournal.com - 2010-01-25 08:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vvagr.livejournal.com - 2010-01-25 15:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 3d-object.livejournal.com - 2010-01-25 15:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vvyy.livejournal.com - 2010-01-28 08:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 3d-object.livejournal.com - 2010-01-28 08:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kirenenko.livejournal.com - 2010-01-25 21:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kirenenko.livejournal.com - 2010-01-25 22:20 (UTC) - Expand

[identity profile] gershshpraihler.livejournal.com 2010-01-24 05:16 pm (UTC)(link)
да бухoй он был, оттого и непонятно.

[identity profile] knigogolik.livejournal.com 2010-01-24 07:41 pm (UTC)(link)
Не с первого, конечно, но со второго прочтения - все понятно. Хотя тут играет роль то, что мимо этого дома я часто хожу и совсем недавно читал про него в отличной краеведческой книжке следующее:

Применение монолитного железобетонного каркаса позволило раскрыть фасад тремя гигантскими арками-витринами. Новаторская конструкция дополнена трехчетвертными колоннами и другими элементами неоренессансного характера. Трехарочная композиция, излюбленная в творчестве Лялевича, вызывает ассоциации с итальянскими лоджиями и виллами. Контраст монументальной ордерной структуры и прозрачных плоскостей остекления сообщает архитектурному решению особую остроту.

[identity profile] nibb13.livejournal.com 2010-01-25 07:23 am (UTC)(link)
"... it might as well be written in Hindi..." я бы перевёл как "... будто на хинди...". Может быть не совсем точно, но лаконично.

(Anonymous) 2010-01-25 07:51 am (UTC)(link)
> бесталанностью архитектора
А мне вот кажется, что использование слова "бесталанный" в значении "лишенный таланТа" (вместо "лишенный талана (удачи, везения)") - грубая ошибка, по отвратительности сравнимая с использованием слова "пользовать" в значении "использовать".

[identity profile] vvyy.livejournal.com 2010-01-28 07:41 am (UTC)(link)
О! Точно!
Так эти снобы, пуристы, шмуристы и прокалываются.

[identity profile] carfagen.livejournal.com 2010-01-25 10:03 am (UTC)(link)
"it might as well be written in Hindi..."? "С таким же успехом это могло бы быть написано на хинди"

[identity profile] pollak.livejournal.com 2010-01-26 08:00 am (UTC)(link)
мне он всегда странным казался и ужасно невписывающимся в окружение

[identity profile] pgup-pgdn.livejournal.com 2010-01-26 08:24 pm (UTC)(link)
дом довольно высокий - из-за перспективы кажется, что "ножки" арки не параллельны, а разъезжаются.