avva: (Default)
[personal profile] avva

Вот в этой записи (интересный новый англ. блог, кстати) утверждается, что продажи художественной литературы (имеется в виду американский рынок, видимо) распределяются по жанрам следующим образом:

  • науч. фантастика (фентези тоже? не знаю) - 7%
  • "просто литература" - 12%
  • детективы - 25%
  • romance, или, по-русски, "женские романы" - 39%.

Ни-фи-га себе.

Интересно, есть ли подобные оценки для русского рынка?

(P.S. там же в комментах есть ссылка (PDF) на более подробную статистику именно по женским романам. Утверждается, что в 2004-м году 22% их читателей были мужчины, в отличие от 7% в 2001-м году. Что бы это значило? :) )

Date: 2006-05-04 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-ex-ma.livejournal.com
подозреваю, что у нас на первом месте детективы, на втором - фантастика-фэнтези, на третьем - дамские романы.

Date: 2006-05-04 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] kapahel.livejournal.com
::Ни-фи-га себе.

В смысле?

Date: 2006-05-04 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] oxfv.livejournal.com
Про то, что бы это значило, вполне исчерпывающе поясняется в свежем Фреде.

Date: 2006-05-04 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
Странно: в Top 100 Амазона вообще нет фантастики.

Date: 2006-05-04 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] primaler.livejournal.com
ну, не знаю, как авву, но вот меня удивило, что на «просто литературу» приходится аж десятая часть рынка
всегда думал, что процента 3-4
один товарищ, занимающийся как раз продажей книг, говорил мне, что на самом деле «500 блюд из фейхуа» и «Гороскоп вашего ньюфаундленда на 2006-2010 годы» занимают процентов 70 рынка
ещё четверть — за донцовыми
остальным же книготорговцы занимаются больше для души

Date: 2006-05-04 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] primaler.livejournal.com
отчего же, вот, например, некая «American Theocracy»
это что-то типа «Инифинитезимальный анализ для блондинок», я так понимаю

Date: 2006-05-04 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] braindancer.livejournal.com
А что в этом распределении вас удивило?

Date: 2006-05-04 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kapahel.livejournal.com
Romance и детективов тоже нет, вроде. Это не показатель.

Date: 2006-05-04 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
Однажды я на лотке на Крупе увидел среди математики (в основном, для абитуры) книжку кажется Рудина "Функциональный анализ". прибалдел. дешево. купил. Лоточница долго допытывалась, о чем это и кому может быть интересно. обьяснил, что человекам так примерно 100-200 в Питере, у 90% из них уже и так есть :)

Date: 2006-05-04 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Что меня здесь действительно удивило, так это такой большой процент мужчин среди читателей женских романов. По мне, читать это нельзя - не в качестве, конечно, дело, а в сексуальных убеждениях. Остальное довольно тривиально, все понятно. Тот факт, что женщины - главная аудитория книгоиздателей, общеизвестен. Женщины читают больше, а поскольку процент интеллектуалов среди них не выше, то и понятно, что они в основном читают.

Date: 2006-05-04 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kapahel.livejournal.com
Не занижена ли оценка (100-200)?

Date: 2006-05-04 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
Это вы невнимательно прочитали. Речь только о fiction.

А nonfiction составляет куда больше 70 процентов рынка, если я не ошибаюсь.

Date: 2006-05-04 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] primaler.livejournal.com
>> Это вы невнимательно прочитали. Речь только о fiction.

а, это многое объясняет, да
хотя всё равно много

>> А nonfiction составляет куда больше 70 процентов рынка, если я не ошибаюсь.

речь шла о российском рынке, конечно
и тут картинка именно такая, думаю
вот, посмотрите, что пишет (http://beauty-n-beast.livejournal.com/90226.html) Дивов по этому поводу, например:

По самым оптимистичным подсчетам, рынок русскоязычной фантастики это максимум 500 000 потребителей, хоть ты тресни. Поскольку в России покупают книги 30-40 миллионов человек, выходит (огрубленно, я могу оперировать только грубыми числами, здесь и далее они будут такие) где-то 1,5% всего книжного рынка. Да хоть 2%. Эту гармонию можно поверить очень простой алгеброй: если взять оборот издательства-"мейджора" вроде ЭКСМО или АСТ, нечто подобное мы и получим. Хитами были есть и будут книги типа "Бюст европейского размера за 28 недель", гороскопы, сонники, сборники кулинарных рецептов, учебники, справочники и энциклопедии. Никакой Дэн Браун там рядом не стоял. Разве что Донцова прилегла в канаве неподалеку, и то ненадолго. А авторы-фантасты совокупно наберут как раз 2% продаж.

и не верить ему у меня нет никаких оснований

(весьма рекомендую весь пост, кстати)

Date: 2006-05-04 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] rydel23.livejournal.com
Amazon.com is probably quite different from a typical bookstore audience in terms of demographics. Amazon's customers should have a certain level of familiarity with internet and online shopping.

> Top 100 Амазона

By the way, is there a page with all-time bestsellers?

I'm also quite curious how many books Amazon.com sells per day on average...

Date: 2006-05-04 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] finney28.livejournal.com
Да, грубо говоря, процентов 30 - детективы, процентов 30 - фантастика-фэнтези, но на третьем зарубежка - остальная переводная литература. Любовные романы - это процентов 7 в лучшем случае (смотря еще по чему считать, по штукам, или по рублям).

Reply to your comment...

Date: 2006-05-04 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-ex-ma.livejournal.com
ну в дамские романы входит и т.н. chick-lit - то есть всякие
шопоголики, дневники бриджит джонс, дьяволы носят прада и так далее, а
не только трэш из серии арлекин.

Re: Reply to your comment...

Date: 2006-05-04 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] finney28.livejournal.com
Шопоголики и Джонс у нас в зарубежке (дьявол, правда, в любви).

А серии-то в основном Шарм, Очарование и Панорама... Арлекина и не припомню))

Reply to your comment...

Date: 2006-05-04 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-ex-ma.livejournal.com
я имею в виду то, что в американском рейтинге их за дамские считают.

Re: Reply to your comment...

Date: 2006-05-04 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
да, для этой книжки видимо занижена.
почему-то мне кажется, что там была более специальная книжка.

Date: 2006-05-04 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] panin.livejournal.com
странная статистика
американская кажется реальнее

Date: 2006-05-05 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] viesel.livejournal.com
2004-м году 22% их читателей были мужчины, в отличие от 7% в 2001-м году. Что бы это значило? :)
ВИДИМО, они стали более расширительно толковать понятие romance. Кроме того, (опять-таки, видимо) увеличилась доля сентиментальных книг, написанных мужчинами и для мужчин. Таких, например:
http://timeout.ru/text/book/2146/

Date: 2006-05-05 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] viesel.livejournal.com
и еще 10-20 тысячам в Калифорнии и Нью-Йорке

Date: 2006-05-05 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] only-you.livejournal.com
У Вас такие умные комментаторы!

Date: 2006-05-06 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lmaria.livejournal.com
У нас статистика есть, но во-первых, можно по-разному считать:
- по суммарным тиражам
- по суммарной стоимости
- по числу наименований
- по объему печатных листов
- по проценту читателей жанра среди населения

К тому же вся художественная литература для взрослых занимает лишь около четверти рынка (там большие сегменты учебной и разной прикладной литературы).

Если же брать только художественную по суммарному тиражу, там лидируют детективы (в 2004 г. их издано 64 млн. экз - это около 40% от 158 млн. художественной литературы вообще), потом идут любовные романы (25 млн., то есть 16%), потом "российская проза, поэзия, драматургия" (19 млн. экз.) зарубежная проза (13 млн.) и только потом русская фантастика (10 млн).
На всякий случай - данные из сборника российской Книжной палаты за 2004 год (более свежих данных нет пока вроде).
Если считать в ценовом выражении, доля женских романов будет еще меньше, потому что среди них много дешевых серий в обложке. Мужиков среди читателей этого жанра у нас тоже составляют что-то около 5-7% - в основном, отраженным светом ("жена купила, взял узнать, что же она такое читает"), а также молодые мальчики и пожилые люди. Вот вкратце. Если интересно, могу еще что-нибудь рассказать :)

Date: 2006-05-06 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] lmaria.livejournal.com
Ну, строго говоря, у нас женские романы в последние годы читают все меньше, всего процентов 10-15 населения (пик был в середине 90-х, но уже прошел). А самым популярным жанром являются женские детективы. Суммарный тираж одной Донцовой в 2004 г. составил 18 млн. экз. - это 11% от всего объема изданной худ. литературы, а там еще 5 млн. у Устиновой и 4 млн. у Поляковой...

Date: 2006-05-07 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Большое спасибо! Очень интересно ;)

Скажите, а "зарубежная проза" включает в себя переводные детективы-женские романы, или они включаются в свои лидирующие категории?

Если не включает, то на первый взгляд есть два существенных отличия русской разбивки от американской: значительная роль вне-жанровой "зарубежной прозы" (12% от всей худ. литературы! подозреваю, что переводная проза на американском рынке занимает намного меньший сегмент), и первое место детективов/второе женских романов в сравнении с обратной картиной у американцев.

А как эти данные подсчитываются, вы знаете? Опрос магазинов/издателей? Экстраполяция выборочных данных или какая-то более-менее точная отчетность?

Date: 2006-05-07 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Спасибо, интересная ссылка, действительно.

Date: 2006-05-08 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] lmaria.livejournal.com
Зарубежная проза романы не включает, нет, это просто я только несколько позиций привела, потому что табличка у меня только в печатном виде, поленилась :) Если ее уеликом приводить - в тыс. экз.:
Русская (российская) проза, поэзия драматургия 19188,6
Русская детективная и приключенческая литература 63542,0
Русская фантастика и мистика 10248,5
Русский сентиментальный (любовный) роман 3905,1
Русский исторический роман 1553,6
Зарубежная проза, поэзия, драматургия 12892,4
Зарубежная детективная и приключенческая литература 5548,1
Зарубежная фантастика и мистика 6135,3
Зарубежный сентиментальный (любовный) роман 25433,8
Зарубежный исторический роман 402,3
Мемуары.Биографии 2557,9
Документалистика. Публицистика 1773,7
Фольклор.Мифология.Народное поэтическое творчество 2863,0
Литература на языках народов РФ 524,2
Прочая художественная литература 942,0

Ну и детская литература (считается отдельно) 105657,8

Ну да, зарубажную прозу у нас активно читают (Мураками, Коэльо и т.п.) А женские романы были популярны лет 10 назад, но потом заместились именно женскими детективами. Причем романы до сих пор котируются только переводные, а детективы - именно свои. У нас с мифологией рая плоховато, зато чернуха хорошо ложиться на массовые представления о реальности. На самом деле, там все равно изменения происходят: первые русские детективы - сплошь про мафиозные разборки были, а сейчас там и благополучие проглядывает, так что прогресс налицо :) Просто я диссертацию на эту тему порываюсь писать как раз лет 10, вот и отслеживаю ситуацию...

Книжная палата берет данные по сумме тиражей - издательства обязаны им сообщать. На деле, видимо, сообщают не всегда, но можно надеяться, что степень искажений не зависит от жанра. А другие способы еще менее точные, у нас, увы, книготорговля до сих пор остается совсем не прозрачной сферой :(

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 30th, 2025 04:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios