avva: (Default)
[personal profile] avva

Вот в этом письме в редакцию (англ.) подробно, со свойственной NYRB обстоятельностью, рассказывается и объясняется, что история про то, как датский король (и, в некоторых вариантах, тысячи других подданных вместе с ним) надели желтые звезды в знак протеста против намерений нацистов навязать это датским евреям - не более чем красивая легенда. Причем, что интересно, легенда, возникшая еще во время войны.

Правда - сложнее. Датский король действительно помог датским евреям, почти всем, избежать депортации в 43-м году: он договорился со шведами о том, чтобы те приняли датских евреев как беженцев, и предупредил еврейскую общину о начале арестов, так что почти все датские евреи ушли в подполье перед арестами, а потом с помощью других датчан были переправлены в Швецию. Несколько сотен евреев, которых все же арестовали и депортировали, удалось потом передать шведам, используя дипломатические каналы - они не попали в лагеря уничтожения. Тем не менее, желтой звезды, красивого жеста не было - это чистый миф.

Подробности - по ссылке.

(via yanulia, ей спасибо за ссылку)

Date: 2006-10-29 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com
да, это известное дело. А вот статья мне не понравилась (несмотря на всю обстоятельность).

Date: 2006-10-29 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] spielerfrau.livejournal.com
Жаль. Хорошая история. Кроме того, она продолжает вдохновлять людей на хорошие жесты ("я - грузин").

Date: 2006-10-29 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Чем?

Date: 2006-10-29 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com
тоном и выводами

Date: 2006-10-29 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] romx.livejournal.com
Насколько я знаю, история была вообще-то про короля Норвегии, а уж откуда Дания взялась совсем непонятно. Может дальней ассоциацией про "датские карикатуры", про Данию много говорилось. Загадка вобщем. "Дания, Норвегия, какая разница!"

Date: 2006-10-29 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] reut.livejournal.com
из тех urban legends, которые вовсе не хочется развенчивать: пусть живут, они добрые. :)

Date: 2006-10-29 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] reut.livejournal.com
а с королем Норвегии правда? потому как на лодках точно датчане перевозили. у нас даже в честь этого памятник на площади Дании стоит.

Date: 2006-10-29 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] dimrub.livejournal.com
Соответственно, другие легенды не должны жить только на основании того, что они недобрые? :)

Date: 2006-10-29 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] reut.livejournal.com
нет, ну как бы глобально я за историческую правду то-сё, но в таких добрых случаях, которые дарят веру в человечество, "историческая правда" может и покурить в сторонке чуть-чуть. :)

Date: 2006-10-29 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] met0.livejournal.com
Дурацкая легенда на дурацкие дела и вдохновляет. Действительность проще: без недемократичных, диких русских, абсолютно не понимающих прелести красивого жеста, Европа по сей день сидела бы под нацистами, а майданеки функционировали бы уже где-нибудь в Австралии и Южной Африке.

Date: 2006-10-29 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] met0.livejournal.com
Наличие маршалов Рокоссовского и Жукова не вдохновляет?

Date: 2006-10-29 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] halph.livejournal.com
Ну, "пошла писать губерния"! Тут уже и Норвегия, и ягрузины, и принц датский, прислонясь к дверному косяку...

А это:

-->> и, более того, даже самих датских евреев носить ее никто не заставлял

вообще ересь!

И статья (http://www.nybooks.com/articles/3687) - фуфло, и что она там "доказывающая" (© [livejournal.com profile] yanulia,- может быть очевидно только самому автору.

Всё было даже не так.
Чтобы не заниматься пустым переписыванием, вот тут, в комментариях вся эта история изложена (http://halph.livejournal.com/27551.html?thread=160671#t160671) предельно лаконично, и заметьте, со ссылкой на первоисточники, т.е. на самих датчан, кстати совсем не склонных (как и подавляющее большинство жителей Запада) мифологизировать собственную историю.

Date: 2006-10-29 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] reut.livejournal.com
я вот думаю, если это такие неоспоримые факты, может, стоит их предоставить в Яд ва-Шем? ведь там в зале Праведников Мира целый раздел посвящен Дании.
я абсолютно серьезно, не ёрничаю.

Date: 2006-10-29 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] theshadeck.livejournal.com
Не вполне понимаю, почему люди оплакивают "умершую легенду". Суть дела абсолютно не меняется. Датчане не надели желтых звезд только потому, что благодаря их же действиям сценарий с желтыми звездами до Дании вообще на дошел. Факт остается: датчане - практически единственная из европейских наций (были еще финны и албанцы, но там количество евреев исчислялось парой сотен), сделавшие все, что было в их силах, чтобы спасти евреев. И, что интересно, им это удалось.

Date: 2006-10-29 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] halph.livejournal.com
Я никоим образом не взял бы на себя смелость говорить о "неоспоримых фактах". Ссылка на первоисточники никакого подобного права мне не даёт. Но я склонен верить именно в эту версию, ибо в ней совершенно отсутствует ангажированность. Замечу, что моя собеседница разговаривала непосредственно со свидетелями событий, а я общался с интеллектуалами-гуманитариями - профессорами Орхусского университета, тоже, видимо, обладавшими определённой компетентностью в данном вопросе.

Если Вы имели терпение прочесть комментарии по приведённой ссылке,- я там своё отношение высказал:

...есть легенды, которые, может быть, полезнее поддерживать, чем разоблачать?.. И не ради датчан, а ради нас самих...

С другой стороны,- я за историческую правду, насколько вообще понятие "правда" применимо к истории. У меня нет однозначного мнения в отношении Вашего предложения.

Date: 2006-10-29 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] reut.livejournal.com
я имела терпение прочесть (если б Вы прочитали комментарии к этому посту, то заметили, что я с Вами в этом вполне согласна). НО "Яд ва-Шем" - это в первую очередь исторический институт, он не распространяет "urban legends", а занимается историческими научными исследованиями. мне кажется, что если б у Вас были имена конкретных людей, которые Вам предоставили такую информацию, то их вполне стоило бы передать в "Яд ва-Шем" для исследования. в Катастрофе и так было много мрачных и много светлых страниц, абсолютно объективных, добавлять к ним "urban legends" историческому музею не нужно, да и не стоит. именно потому, что тогда под сомнение поставятся и другие факты.

Date: 2006-10-29 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] met0.livejournal.com
Ага, не склонны мифологизировать историю. История гражданской войны в США и, в особенности, история Второй мировой - не в счет. Ага, ага.

Date: 2006-10-29 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] halph.livejournal.com
Видите ли... Сотрудничество с Яд ва-Шем не входит в мои ближайшие планы... Тем паче, что за давностью лет я вряд ли смогу быть им полезен.

Date: 2006-10-29 04:06 pm (UTC)
From: (Anonymous)
В Википедии (http://en.wikipedia.org/wiki/Christian_X_of_Denmark) про это подробно написано. Там есть ещё одна чудесная история про этого короля: В 42 году Гитлер послал ему на день рождения длинную поздравительную телеграмму. Король в ответ написал буквально следующее: Meinen besten Dank. Chr. Rex, чем очень разозлил Гитлера (Г. отозвал из Дании своего посла и выгнал из Гемании датского).

A.

Date: 2006-10-29 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] reut.livejournal.com
Очень жаль. Если учесть, что у вас в руках несомненно ценная информация, проливающая свет на эту историю.

Date: 2006-10-29 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
В Дании евреев тоже было немного (около 8000). Зато и спаслись почти все.

Date: 2006-10-29 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Спасибо. История известная (насчёт того, что было и чего не было), но неплохо об этом напоминать время от времени.

Date: 2006-10-29 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] met0.livejournal.com
И это говорит о датчанах намного лучше и больше, чем красивая легенда. Датчане повели себя как люди, но современному общественному сознанию этого недостаточно. Нужно чтобы они еще встали в позу и сказали: Hasta la vista, baby! I'll be back! И никому в голову не приходит, что легенда мало того что глупая, так еще и вредная. Нацизм невозможно было победить акциями гражданского неповиновения. Нужно было заниматься организацией Сопротивления, потому что тоталитарная машина к уколам совести нечувствительна. Немцев разбили не желтые звезды датского короля, а дивизии Жукова. Что не отменяет личного подвига десятков тысяч людей, спасавших несчастных евреев - и не только их - от гибели. Но - они в большинстве своем никому неизвестны. Да и не ради известности спасали людей.

Date: 2006-10-29 04:17 pm (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Ну, допустим, не король, а ассернизатор, не желтую звезду, а синий параллелограм. Не надел, а украл.
Но что-то опрделенно было, я уверена.

Date: 2006-10-29 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] schistosomatida.livejournal.com
>кстати совсем не склонных (как и подавляющее большинство жителей Запада) мифологизировать >собственную историю.

Ага. А во Франции участников Сопротивления - больше, чем половозрелых мужчин.

http://www.sem40.ru/anti/holokost/13187/

Date: 2006-10-29 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] autrement-que.livejournal.com
У Ханны Арендт в "Эйхмане" фигурирует датский король.
(а вообще ее книга хоть и пестрит неточностями, но заслуживает прочтения).

Date: 2006-10-29 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] aburachil.livejournal.com
А я --- монгол

Date: 2006-10-29 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] aburachil.livejournal.com
"остались, с трагичным концом, около 300" --- мне кажется, это враньё. Квота выживших датчан в Терезиенштадте была весьма высока, благодаря дипломатическим усилиям (они там были на особом положении и не были отправлены в Освенцим и т.д.)

финны и албанцы

Date: 2006-10-29 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] aburachil.livejournal.com
Ещё болгары. Да и Франко никого не выдал, хотя мог бы.

Финны - свины

Date: 2006-10-29 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] uman.livejournal.com

Не знаю, что там с албанцами, а на счёт финов вы точно заблуждаетесь. Своих граждан-евреев они не выдавали, впрочем здесь особого подвига не было, даже Румыния не выдавала, а вот о евреях-беженцах и пленных евреях-красноармейцах, переданных Германии, хорошо известно.

Re: финны и албанцы

Date: 2006-10-29 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] uman.livejournal.com

Своих граждан почти никто и не выдавал, а вот македонских евреев Болгария отправила в концлагеря.
From: [identity profile] jescid.livejournal.com
Одна из самых активных союзниц Третьего Рейха, поставщик арийской крови в программу Lebensborn.
Да и датский король хорош, ага.
Спасать евреев - святое дело, одной рукой, а другой мочить славян - активное промышленное сотрудничество с Рейхом (заводы Bergmann и пр. прославили Данию как поставщики вооружения Рейху), масса добровольцев в SS и т.п. подвиги.

Re: финны и албанцы

Date: 2006-10-29 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] theshadeck.livejournal.com
Франко представлял нейтральную страну, так что о нем речи не идет. Хотя "мог бы", безусловно.
С болгарами есть два больших НО. Во-первых, в Болгарии были приняты антисемитские законы, и возражение у населения и правительства вызвала только перспектива физического уничтожения евреев - все остальное (поражение в правах, запрет на профессии) считалось нормой. Во-вторых, попавшие под болгарский контроль македонские евреи таки были высланы в лагеря и в массе своей погибли.

Date: 2006-10-29 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] aburachil.livejournal.com
Ни фига себе --- нейтральная страна! Они позволяли немцам осуществлять на своей территории техобслуживание подводных лодок. Для информации --- в 2003 году Турция (союзник США) не разрешила даже пролетать над своей территорией самолётам во время войны с Ираком.

Date: 2006-10-30 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] egle.livejournal.com
Спасибо! Очень интересно!

Date: 2006-10-30 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] marsupian.livejournal.com
"Час короля" Бориса Хазанова.

Date: 2006-10-30 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
ОЧЕНЬ рекомендую повесть Бориса Хазанова "Час Короля" - как раз на этой легенде и основана. ИМХО - почти шедевр.
Где-то в сети валяется.

Date: 2006-10-30 08:38 am (UTC)
From: (Anonymous)
проще говоря - пиздеть не мешки ворочать. слив засчитан.

Date: 2006-10-30 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] halph.livejournal.com
Пойди, посиди в газенвагене,- может, в чувство придёшь.

Date: 2006-10-30 12:01 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Полагаю, что реально и несомненно они обладают куда более ценной информацией, как по данной истории, так и по многим другим. А проливать ли им на эти истории свет или нет,- не моё дело.

Date: 2006-10-30 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] halph.livejournal.com
забыл авторизоваться :)

Date: 2006-10-30 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] taki-net.livejournal.com
Король Норвегии бежал в Англию в 1940. Он занял очень патриотическую и т.д. позицию, но прогуливаться по столице не мог в принципе.

Date: 2006-10-30 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] taki-net.livejournal.com
Если судить по статье Евгения Берковича Перевернутый мир (Георг Фердинанд Дуквиц и спасение евреев в Дании) (http://berkovich-zametki.com/Nomer8/Duckwitz.htm), основание под легендой могло быть (подчеркнуто мной):

В рассказах о том времени часто вспоминают истории, больше похожие на легенды, поскольку точных свидетельств их истинности нет. Согласно одной из них король угрожал, что и он сам, и члены его семьи повесят на грудь желтые звезды, если к этому принудят датских евреев. По другой легенде король присутствовал во время молитвы в синагоге после того, как немцы предприняли попытку ввести антиеврейские законы.

Большинство историков сходятся во мнении, что даже если этих событий на самом деле и не было, они вовсе не являются нереальной выдумкой. Король Христиан твердо стоял на страже достоинства нации, хорошо понимая, где проходит граница, за которую нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, -- это именно равноправие всех его подданных независимо от происхождения.

Date: 2006-10-30 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Вроде бы источник истории о том, что король угрожал, проследили к высказываниям датского посла в Америке, но не нашли далее никакого тому подтверждения.

Date: 2006-10-30 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] taki-net.livejournal.com
Ну да, но если событие (вышел на улицу с пришитой звездой) имело или не имело места, и в общем с непривычной для историков долей уверенности:-))) можно говорить, что не имело, то слухи о том, что король сказал какому-то немецкому начальству... понятно - обречены либо вдруг быть доказанными, либо остаться слухами. Опровержение их невозможно.

Тот факт, что легенда прижилась мгновенно, говорит только о том, что этот жест (идея такого жеста) соответствовал ментальности датчан, их представлениям о короле и т.д.

Date: 2006-10-30 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Вряд ли - она ведь не привилась среди датчан, вроде бы. Скорее это говорит о том, что такая легенда была нужна и подходила массам в Америке, Англии и других союзнических странах - а также о том, что действительно соответствовала их смутным представлениям о ментальности датчан, гордой фигуре короля итд.

Date: 2006-10-31 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] romx.livejournal.com
А, я понял откуда взялся "датский король Норвегии" :)
"Карл Датский, принц из династии Глюксбургов, был избран королем Норвегии под именем Хокон VII"
То есть он в некотором смысле действительно "датский король" :)

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
2829 3031   

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 30th, 2025 08:16 pm
Powered by Dreamwidth Studios