avva: (Default)
[personal profile] avva
[livejournal.com profile] tema повторил в своем дневнике запись про курение и как его бросить, которая год назад была очень популярной. Перечитывая ее сейчас, обратил внимание на вот какие слова из описания книги Карра (я ее не читал; впрочем, я не курил никогда):

"Текст, написанный в худших НЛП-традициях. Эта книга мерзка, как бывает мерзким лекарство, девясил какой-нибудь. Но эта книга работает. Я оттуда узнал, это то, что я сам всю жизнь советую людям - возьми и сделай."

Вот это "возьми и сделай" - или "just do it" по-английски - я над этим немало размышляю в последнее время, только не в контексте важного жизненного решения, как-то бросить курить - а в не менее важном контексте борьбы с прокрастинацией (procrastination - тенденция все важное откладывать и затягивать, неумение заставить себя заняться чем-то нужным).

Как заставить себя сделать - серьезная проблема, о которой написаны тонны мотивационной литературы (жанр, который по-английски называется self-help books) и придумано множество методов - и это только о прокрастинации, не говоря даже о еще более популярной смежной теме распределения своего времени, time management. Я в этом никоим образом не являюсь экспертом - знаком лишь с небольшим количеством сетевых обсуждений данной темы; например, несколько раз давал ссылку на очень интересное эссе Structured Procrastination, предлагающее своеобразный подход. Но даже и в том, что я видел, постоянно появляется в качестве одного из главных этот самый совет "возьми и сделай". И не зря - это очень правильный совет; беда лишь в том, что научиться ему следовать как раз и означает победить прокрастинацию.

Я знаю, что очень надо сделать заняться тем-то, но не могу себя заставить; я откладываю и оттягиваю. Я знаю, что надо "просто взять и сделать", но не могу. И вот, представьте, что-то происходит: что-то во мне щелкает, меняется. Может, под влиянием какой-то книги, или эссе, или чьей-то убедительной речи, или просто в самом себе что-то созрело, но я беру и делаю. Особенно хорошо, если беру и делаю не только это одно, но и другие накопившиеся долги, и не только один раз, а действительно меняю свое отношение. Вот только загвоздка в том, что если у меня это вышло, то я теперь буду уверен, что главное - это "просто взять и сделать". И свои прошлые затруднения буду так понимать: я не мог просто взять и сделать, а потом все же взял и сделал. И другим буду советовать: возьми и сделай. А эти другие не могут взять и сделать. Они и так уже знают, что надо взять и сделать, но пока не могут. А когда смогут, они всем будут объяснять, что надо просто взять и сделать.

Я не говорю, что "возьми и сделай" - совсем бесполезный совет, нет. Некоторым как раз он может помочь этаким шоковым методом: обалдев от его простоты, они возьмут и сделают. Но другим, многим, он никак не помогает, пока они действительно не возьмут и не сделают, по каким-то другим причинам. Поэтому огромное количество методов и пособий по борьбе с прокрастинацией оказываются бесполезными почти для всех, потому что повторяют разными словами и под разными соусами одно и то же - все то же "возьми и сделай" - искренне веря в то, что это самый важный и правильный совет. Те же, которые более полезны, обычно пытаются разными обходными путями вызвать то настроение, которое может помочь совершить этот скачок.

Недавно я наткнулся на интересного человека, который не только объясняет вышеописанное (про совет "возьми и сделай") намного лучше меня, но и пытается справляться с проблемой, если можно так выразиться, с открытыми глазами; не обходным путем стараясь подтолкнуть читателя к тому умонастроению, которое помогает "взять и сделать", а фокусируясь именно на "возьми и сделай", пытается как бы разделить этот казалось бы самый простой совет на составные части - подсказать последовательность мыслей, которая естественным образом к нему приводит; своего рода трюки для обмана своего ума, чтобы мотивировать его "изнутри", а не "снаружи", с помощью рациональной мотивации. Это некий P.J.Eby (мне понравились его комментарии на сайте lesswrong.com, о котором можно в другой раз поговорить). Как ни странно, кроме него, я нигде не встречал подходов такого рода. Пока я совсем немного пока прочитал его советов, и возможно в будущем вернусь к этой теме, но пока что всячески рекомендую вот эти два примера:

1. Длинная запись The Hidden Meaning of "Just Do It" (англ.) Многое в ней повторяет то, что я написал выше о "возьми и сделай", но главное - автор предлагает один простой практический совет: попробовать отрешиться от собственных действий путем наблюдения собственных действий. Вместо того, чтобы разобрать бумаги на столе, я отрешенным взглядом наблюдаю за тем, как я разбираю бумаги на столе, почти автоматически. На самом деле это целиком самообман: ничего автоматического тут нет, ум работает, решения принимаются - но на эмоциональном уровне я искусственно ставлю себя в позицию стороннего наблюдателя - и это может помочь мне перескочить через барьер "возьми и сделай" - потому что это решение сделать принимает "я", который это делает, а я, наблюдающий за "я", тяжести этого решения не чувствую, я всего лишь наблюдаю. Как-то так (но у него по-английски подробнее объяснено).

2. Десятиминутное видео о том, как заставить себя что-то сделать, на примере наведения порядка на столе. Совсем другой принцип, совсем другой ментальный "трюк"; не буду пытаться его пересказывать (update: вот здесь его вкратце пересказали по-русски, для тех, кто не знает английский). А вот мнения тех, кто посмотрел и попробовал, кажется это убедительным и полезным, или нет - или другие примеры похожих подходов - с удовольствием выслушаю.
Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Re: just do it ©

Date: 2009-04-10 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] samsla.livejournal.com
о, дааа - для меня эта задачка тоже одна из сложнейших =(

Date: 2009-04-10 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] parakhod.livejournal.com
Много чего читал, много чего пробовал. Книжку "Getting Things Done" читал. Товарища Eby не читал, но прочитаю на досуге. Вывод один - нихрена не получается. Есть подозрение, что лень не лечится. А те, кто рассказывают про "возьми и сделай" просто никогда не были настоящими лентяями.

Date: 2009-04-10 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, GTD интересная штука, но не для меня, скажем.

Но вот с пессимизмом я не согласен. Получается, надо только ключик отыскать. Ключик, по-видимому, вещь очень индивидуальная, а всякие общие методы - хоть GTD, хоть что еще - работают лишь для тех, у кого личный ключик им оказывается созвучен.
Edited Date: 2009-04-10 10:04 pm (UTC)

Date: 2009-04-10 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] moscowlondon.livejournal.com
у Дэвида Аллана в Getting Things Done помимо всего прочего есть хороший совет. Записать в один большой столбец все, что хотел когда-либо сделать и хочешь сделать. От самого банального до самого грандиозного. А потом сесть и разобраться. Разбить список на то, что надо действительно сделать и причем в ближайшем будущем. То, о чем можно уже забыть. То, к чему можно вернуться через 2-3 года и проч.

Очень хорошо помогает "очистить" свой мозг от миллиона вещей, которые надо just do... то, что горой на плечах лежит и что мы, может, не всегда и осознаем. :)

Date: 2009-04-10 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] parakhod.livejournal.com
Вот и не для меня. И как-то ни от кого я не слышал, чтоб кому-то пригодилось.
Хотя нет, вру. Принцип "сделай сразу, если это займёт менее 2х минут" иногда применяю. Но когда могу вспомнить о нём, естественно.

Date: 2009-04-10 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] rushevs.livejournal.com
Большинство людей ленивы по своей природе. Не вижу смысла никого убеждать в том, чтобы он что-то "взял и сделал". Каждый сам за себя решает. Если человека устраивает его лень - хорошо, если нет - он с ней борется какими-то средствами.

Если же лень его не устраивает, и он страдает от этого, но ничего не может поделать - то ему ничего и не поможет, пока он сам в себе что-то не сломает.

Date: 2009-04-10 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
очень интересное эссе Structured Procrastination

Обязательно его прочитаю. Когда-нибудь.

Date: 2009-04-10 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] tantry-juga.livejournal.com
Это замечательная тема для медитации. К счастью, мне в свое хватило того самого озарения о котором говорите вы. Не совсем и не до конца, конечно. Называть себя безусловным "деятелем" я не стану. Но при оттягивании неприятных, но необходимых действий (телефонные звонки, письма, разговоры), "возьми и сделай" срабатывает на все сто. Очень облегчает жизнь.

Еще использую в несколько модифицированной форме - "не надо пробовать, надо делать".

А недавно, к большому своему удовольствию, во время просмотра "Звездных войн" и обнаружила, что мастер Йода, уговаривая Скайуокера вытащить корабль из болота силой мысли, использовал именно эту фразу "не надо пробовать, надо делать".:)
Edited Date: 2009-04-10 10:15 pm (UTC)

Date: 2009-04-10 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] kizune.livejournal.com
А я в детстве ещё прочла Владимира Леви и способ "эхо-магнит" - http://key999.ru/text/levi1/60.htm - запомнила навсегда. Как ни странно, работает даже для такой упоённой лентяйки, как я. Правда, на конкретную работу. К примеру, бросить курить таким образом невозможно :)

Date: 2009-04-10 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] veefore.livejournal.com
Обычно сложнее всего начать. Стоит начать - и дело удивительным образом делается. Чтобы начать, можно разбить разбить задачу на несколько этапов, и сделать сначала чего-то небольшое, что можно сделать прямо сейчас, не напрягаясь. А дальше само пойдет.

для реализации "just do it"

Date: 2009-04-10 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] pingva.livejournal.com
есть отличная проверенная временем формула "one foot in front of the other" =)

Date: 2009-04-10 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] van-dimm.livejournal.com
Поддерживаю, "этапы" - проверенный действенный способ.

Date: 2009-04-10 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
Это мне напомнило историю из детской энциклопедии об экспериментах Выготского (по памяти): ребенка запустили в комнату, в которой стоял шкаф, на шкафу лежал (вроде бы) банан, выступающий так, чтобы быть видимым ребенку, и было достаточно инструментов, чтобы этот банан достать. Ребенок стал прыгать, безуспешно пытаясь допрыгнуть до банана. Когда его спросили, что ж он не подумал сначала, как нужно поступить, он ответил "Не надо думать, надо доставать".

Date: 2009-04-10 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
(Ролик посмотреть не могу - на работе звука нет.)
Мне кажется, что основное - убедить себя в том, что это действительно надо сделать вообще, но не только вообще, а в ближайшее время. Взять те же налоговые декларации (в США): убеждать себя, что их нужно заполнить "вообще", обычно не нужно, а вот понятие "ближайшего времени" разнится - для кого-то это месяц(ы) до 15 апреля, для кого-то (типа меня) - около недели, а для кого-то - часы.

С разбором бумаг на столе хуже. Во-первых, не совсем очевидно, что это вообще нужно делать, если хотя бы время от времени какие-то совсем ненужные бумаги выбрасываются. Во-вторых, ощущение необходимости очистить стол в ближайшее время обычно настигает перед приходом гостей, и, как говорится, many a cluttered desk разбираются именно и только тогда.

Каким образом сформировать у себя это ощущение - зависит от человека.

Date: 2009-04-10 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] simonff.livejournal.com
Я иногда использую трюк, говоря себе: "Не хочешь делать? И не надо, не делай." А сам слегка диссоциируюсь от той части, которая делать не хочет, и начинаю делать, попутно убеждаю нежелающую часть сознания, что на самом деле ничего не происходит и она свободна ничего не делать дальше.

А дальше само пойдет

Date: 2009-04-10 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
О, у меня был давний пост, любимый многими, как раз про то, как себя толкнуть этот последний шажок перед " просто сделай!"
8 способов закрутить пропеллер:
http://rikki-t-tavi.livejournal.com/188393.html

Date: 2009-04-10 11:14 pm (UTC)
From: [identity profile] kitp.livejournal.com
GTD мне очень нравится, особенно в соединении с отличной программой Things (Mac/iPhone) - но эта система хороша, когда ты уже делаешь.

Date: 2009-04-10 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kitp.livejournal.com
Этапы - это как раз система GTD (в том числе). Но даже заставить себя начать самый первый и маленький этап... нужно заставить.

Date: 2009-04-10 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] izmu.livejournal.com
Как жаль не знаю английского, может быть все же небольшой пересказ?

Замечание

Date: 2009-04-10 11:52 pm (UTC)
alexeybobkov: (Default)
From: [personal profile] alexeybobkov
Методы "возьми и сделай", которые вы описываете, по-моему, не работают на целом классе задач (в частности, никак не помогут бросить курить), потому что это ключ к другой двери. Для того, чтобы бросить курить, не надо бросать курить. Не надо вообще что-то делать. Надо, наоборот, что-то НЕ ДЕЛАТЬ. То же самое с избавлением от алкоголизма и т.д. НЕ курить, НЕ пить.
С похуданием ситуация ещё сложнее, потому что здесь дверь закрыта на оба замка - нужно и НЕ ДЕЛАТЬ (не жрать) и ДЕЛАТЬ (заниматься упражнениями) одновременно.

(Что касается меня, я бросил курить по А.Карру и похудел на 20 кг по К.Крылову, поэтому знаю, о чём пишу. Вы бесконечно правы в том, что мотивация в таком деле - это всё.)

Re: Замечание

Date: 2009-04-11 12:07 am (UTC)
alexeybobkov: (Default)
From: [personal profile] alexeybobkov
Метод Карра, кстати, потому и работает, что не относится к категории "возьми и сделай" (Карр пишет про это чуть ли не на каждой странице). Тут Тёма нас дезинформирует.

Date: 2009-04-11 12:21 am (UTC)
From: [identity profile] nevsky.livejournal.com
...я не мог просто взять и сделать, а потом все же взял и сделал. И другим буду советовать: возьми и сделай. А эти другие не могут взять и сделать.

Напомнило про мои старые раздумья о природе знания - даже написал по этому поводу пару слов. Теперь надо бы пойти и закодировать алгоритм, по поводу которого уже неделю думаю.

Date: 2009-04-11 12:27 am (UTC)
alexeybobkov: (Default)
From: [personal profile] alexeybobkov
Записать в один большой столбец все, что хотел когда-либо сделать и хочешь сделать

Это ж надо себя заставить :)

Date: 2009-04-11 12:33 am (UTC)
From: [identity profile] braindancer.livejournal.com
Плюс пицот :)))

Date: 2009-04-11 12:34 am (UTC)
From: [identity profile] braindancer.livejournal.com
Ну так вся беседа и есть о том, как сломать.
Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 07:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios