avva: (moose)
[personal profile] avva
Еще две задачки из книги Винклера. По-моему, очень красивые и несколько сложнее, чем в прошлый раз. Комменты скрывать не буду Буду скрывать правильные решения несколько часов, но не гарантирую.

1. Учитель сидит в классе, на его столе стоят весы с двумя чашами. На чашах находится какое-то количество грузов. На каждом грузе написано как минимум одно имя ученика (возможно, больше одного имени). На данный момент правая чаша весов перевешивает.

Снаружи у входа стоят ученики. Когда ученик заходит в класс, он берет все грузы на обеих чашах, на которых написано его имя, и переставляет каждый такой груз на противоположную чашу. Те, что были слева, переходят направо, те, что справа - налево. Следующий ученик делает то же самое с грузами со своим именем, и так далее.

Доказать: учитель может впустить в класс определенный набор учеников таким образом, что когда они все войдут, левая чаша будет перевешивать.


2. Алиса и Боб по очереди выбирают цифры от 1 до 9, без повторов (каждая цифра берется не больше одного раза). Выигрывает тот, кто первым соберет у себя три цифры, в сумме дающие 15. Алиса начинает. Есть ли у нее выигрышная стратегия?

Update: открываю все комментарии, в них есть правильные ответы, учтите.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2013-09-18 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Ну, вы наверное знали эту задачу?

Date: 2013-09-18 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] aldanur.livejournal.com
Нет -- не стал бы писать комментарий, если бы знал. Либо я её настолько хорошо забыл, что теперь искренне верю, что только что её решил и очень радуюсь :)

Удалил комментарий, чтобы не спойлить.

Date: 2013-09-18 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Тогда я снимаю шляпу и преклоняю колени :)

Date: 2013-09-18 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] oldkettle.livejournal.com
Задача 2

Если перебор автоматически проигрывает, то
А 6
Б 9 иначе первый берёт 9 и выигрывает
А 2 цугцванг ?

Date: 2013-09-18 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Чтобы выиграть, нужно иметь именно три цифры с суммой 15 - 6 и 9 не работают.

Date: 2013-09-18 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] tembel.livejournal.com
алиса: 9,8,2,4
боб: 6,7,5

или

алиса: 9,8,2,5
боб: 6,7,4

если боб будет ходить иначе на более ранних ходах, проиграет(при данной стратегии он пытается не дать выиграть алисе)

Date: 2013-09-18 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] tembel.livejournal.com
блин, точно, я забыла про три цифры!

Date: 2013-09-18 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] oldkettle.livejournal.com
А перебор проигрывает?

Date: 2013-09-18 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Гм, я не очень понял, но фишка явно не в этом. То, в каком состоянии находятся чаши в процессе перекладывания, вообще неважно. Ученик заходит. Берет каждый груз на котором есть его имя (неважно, в каком порядке) и перекладывает его на противоположную чашу. После того, как он закончил, мы смотрим, перевешивает теперь левая чаша или нет. Нового ученика не запускаем, пока этот не закончил.

Date: 2013-09-18 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] tidbit-stories.livejournal.com
Интересная задачка с ИМО. Решило полностью по-моему 2 человека. И еще 2 не полностью. Она в духе первой задачи.
Условие:
In a mathematical competition some competitors are friends. Friendship
is always mutual. Call a group of competitors a clique if each two of them are friends. (In
particular, any group of fewer than two competitors is a clique.) The number of members
of a clique is called its size.
Given that, in this competition, the largest size of a clique is even, prove that the
competitors can be arranged in two rooms such that the largest size of a clique contained
in one room is the same as the largest size of a clique contained in the other room.

Решения онлайн нигде не нашел (было какое-то на арт ов проблем солвинг, но его сняли из-за ошибки). Но у меня есть свое. Так что если кто-то решит или захочет проверить мое решение, было бы клево.

Date: 2013-09-18 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] prosto-tak.livejournal.com
2: нет. Крестики-нолики на магическом квадрате

Date: 2013-09-18 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
верно! Я скрою твое решение на какое-то время.

Date: 2013-09-18 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] prosto-tak.livejournal.com
Очень приятная задача!

Date: 2013-09-18 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] karpion.livejournal.com
Сказано: собрать ТРИ цифры, дающие в сумме 15. Вы предлагаете:
  • А: 6
  • Б: 1
  • А:9
Но А не имеет трёх цифр, а имеет только две.

Я так понял, что набор "3,4,5,6" - это четыре цифры; три последние дают в сумме искомые 15, так что этот набор выигрышный (если его можно собрать).
Т.е. я полагаю, что перебор не приводит к проигрышу.

Date: 2013-09-18 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
В смысле, если кто-то взял больше трех чисел? Нет, это не проигрыш. Если среди взятых найдутся такие три, что в сумме 15, это даже выигрыш :)

Date: 2013-09-18 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Для каждого подмножества X в множестве учеников и каждого груза W обозначим через vX,W вес груза W со знаком "плюс", если после того, как ученики из множества X (и только они) войдут в класс (неважно, в каком порядке) груз W окажется на правой чашке, и "минус" в противном случае.

Рассмотрим произвольный груз W. Пусть P — один из тех, чьё имя написано на этом грузе (таковой есть по условию). Тогда все подмножества в множестве учеников можно разбить на пары, отличающиеся только тем, входит ли в них ученик P. Если X и Y — два множества из одной пары, то vX,W+vY,W=0, что означает, что сумма vX,W по всем возможным X равна нулю. Отсюда сумма vX,W по всем возможным X и W также равна нулю.

Пусть sX — сумма vX,W по всем возможным W. Это — разность между весом грузов на правой чашке и весом грузов на левой чашке после того, как ученики из множества X войдут в класс. Тогда сумма sX по всем возможным X равна нулю в силу вышеизложенного. С другой стороны, по условию sø — положительная величина. Значит, хотя бы одно из остальных слагаемых должно быть отрицательным.

Если теперь X — такое, что sX отрицательно, то, после того, как ученики из множества X войдут в класс, левая чашка перевесит.

Вторую задачу знаю, это, собственно, другая игра.

Date: 2013-09-18 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com
Не понимаю, что сложного во второй задаче. Вторым ходом Боб всегда может помешать Алисе выиграть, выбрав нужную ей на последнем ходу цифру. Думал около минуты.

Date: 2013-09-18 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] karpion.livejournal.com
1. Я так понимаю - надо впускать учеников, от входа которых равновесие смещается влево. Мне кажется, что пока равновесие смещено вправо - такие ученики всегда будут.

ps: Обычно при публикации задач ставится опция "скрывать комментарии".
Edited Date: 2013-09-18 12:07 pm (UTC)

Date: 2013-09-18 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Пардон, неверно прочитал ваш коммент.

Date: 2013-09-18 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Это неверно - есть ситуации, когда вход любого ученика "ухудшает" баланс.

Date: 2013-09-18 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] sthinks.livejournal.com
2. от 1 до 9 с суммой 15 - это стандартный магический квадрат. Похоже, нет там выигрышной стратегии для Алисы.

Date: 2013-09-18 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, все верно.

Date: 2013-09-18 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
верно :)

Date: 2013-09-18 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] janatem.livejournal.com
2-я мне кажется знакомой: там фишка в том, что эта игра эквивалентна крестикам-ноликам. Так?

Date: 2013-09-18 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
ага.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 30th, 2025 02:47 am
Powered by Dreamwidth Studios