avva: (Default)
[personal profile] avva
Хорошие люди оцифровали и выложили целиком весь архив газеты "Красная звезда" за 1941-1945 годы.

Довольно любопытно его листать. Например, вот первая публикация знаменитого стихотворения Симонова "Убей его!", 18 июля 1942 года. Это до того, как после войны автор заменил всех "немцев" в стихотворении на "фашистов":



Открывая наугад любые номера, можно найти что-нибудь любопытное. В номере за 18 августа того же 1942 года, например, есть заметка "Рождение машины" о том, как собирают самолеты ИЛ. Цитата оттуда:

"Девушка в комбинезоне, забрызганном голубой краской, покрывает фюзеляж само­ лета эмалитом. Сильный приятный запах растекается в воздухе. Девушка водит ки­стью и тихо шепчет:

Чтобы брат твой жил,
Чтобы муж твой жил.
Чтобы немец не жил, —
Сделай лишний «ИЛ».
Сделай грозный «ИЛ»,
Чтобы немцев убил.
Чтобы брат победил.
Чтобы муж победил,
Чтобы Сталин тебя похвалил!"

Также легко можно посмотреть все три статьи в ноябре 1941 и январе 1942, с которых началась история о 28 панфиловцах.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2015-10-06 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] sleeping-death.livejournal.com
Сделай грозный «ИГИЛ»
Чтоб сирийцев убил.

From: (Anonymous)
военные дневники Симонова. Не кидайте помидоры, я знаю, что пропаганда. Мне там интересно то, о чём он не написал, но не смог скрыть, поскольку был молодой и бесхитростный. Для него было естественно такие стихи писать, хотя потом он и оправдывался. Тем более в 41-ом, когда был сильно напуган неожиданными успехами немцев и реальной (как ему казалось) возможностью поражения (а немцы бы его точно расстреляли, как комиссара). Использовал все средства, чтобы побудить народ к сопротивлению.

Date: 2015-10-06 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] amarao-san.livejournal.com
Прочитал хвост стихотворения, долго пытался понять, почему в советской прессе разрешали публиковать буддистские стихи. "Увидишь будду - убей будду". А "столько раз" - явный намёк на сансару и перерождения.

Date: 2015-10-06 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] nagunak.livejournal.com
Очень интересно бы еще почитать, что писали между сентябрем 1939 и июнем 1941.

Date: 2015-10-06 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
Сильные стихи. И очень четкие и грамотные в плане месседжа.

Ничего лишнего + все самые важные моменты подчеркнуты. Детство, родное место, семья, учитель, женщина - все базовые самоидентификации.
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
Как по мне, в тот момент не в чем оправдываться было. Ему это пришлось делать, когда появилась дружественная ГДР, как я понимаю.

Date: 2015-10-06 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] revliscap.livejournal.com
Это анимизм конечно, но ко всему нужно с душой.

Date: 2015-10-06 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] amarao-san.livejournal.com
А как же собственная идентичность и творческая свобода?

Date: 2015-10-06 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] revliscap.livejournal.com
Ну вобщем, да, нацист он такой, из небытия, с ним можно делать, в принципе, что угодно.
Мы это все прекрасно понимаем, и с наслаждением отмечаем.
From: (Anonymous)
Дневники опубликованы с комментариями, сделанными им гораздо позже. Как по мне, я бы таких стихов писать не стал (впрочем и вообще никаких). Известным литератором вообще быть плохо, написал что-то, выплеснул своё подсознание, и все читают, и всё видят, даже то, что лучше бы не показывать никому.

Date: 2015-10-06 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] biglebowsky.livejournal.com
В газете было написано именно "ИЛ", а не "Ил"?

Date: 2015-10-06 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] labas.livejournal.com
Судя по картинке, это тот же архив, что лежал когда-то на сайте "Хроника Победы", о предсмертных судорогах которого я когда-то писал. (Коротко говоря, новый министр прикрыл все проекты старого, наплевав на затраты по оцифровке и потерю контента).
Хорошо, что хоть что-то удалось спасти.

Что касается панфиловцев, то как недавно выяснилось, до статей в КЗ была еще статья в Известиях, которая сейчас считается самым первым упоминанием.

А что до стихотворения Симонова, то про него совсем недавно отлично написал Березин.
Edited Date: 2015-10-06 03:02 pm (UTC)

Date: 2015-10-06 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
А не знаю, о каком нацисте из небытия вы говорите. Я обсуждаю стихи в тот момент времени и в том историческом контексте.
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
Фраза от анонима, что "я бы такого не писал", выглядит абсурдно, согласитесь.

Date: 2015-10-06 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] revliscap.livejournal.com
И я о том и об этом историческом контексте.

Вы же в текущем историческом контексте пребываете, или вы из прошлого вещаете?

Как бы говоря о фресках с гладиаторами: А хорошо он ему печень раскрыл, спокойно и мастеровито.

Date: 2015-10-06 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
Что именно вы бы сюда добавили, чтоб это подчеркнуть?

Date: 2015-10-06 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
Если на арене мой друг, то да - я похвалю то, как он противнику печень раскрыл.

Но вы, наверное, сочтете очень неполиткорректным желать смерти врагу, который хочет вас убить. Я понимаю. :))

Date: 2015-10-06 02:07 pm (UTC)
From: (Anonymous)
А шо так в стихах почтенную пейсатую публику смущает? надо же немцев убивать призывали в стихах в 1941 году, какой ужас, потом еще фашистами обзывали, есть от чего скривиться, пропаганду против них вели, какое безобразие.

То ли дело славные немчуры, которые таких пейсатых брали и гуртом в зеемвские балки сгоняли.

Date: 2015-10-06 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, именно "ИЛ".

Не соглашусь.

Date: 2015-10-06 02:08 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Аноним тоже человек, и у него конечно есть имя, просто он не хочет его публиковать. Именно для того, чтобы свободно высказывать свои мнения и не быть за это наказанным.

Re: Не соглашусь.

Date: 2015-10-06 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
Ого. Вас могут наказать за мнение о стихах Симонова? :)
Вы живете в суровом окружении.

Date: 2015-10-06 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
Вряд ли "пейсатую публику" могут такие призывы смущать. Учитывая Бабий Яр и прочее. Вы что-то попутали. :)

Date: 2015-10-06 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] amarao-san.livejournal.com
И думаю я, вот опять умирать.
Никто ведь не хочет за немцев играть.

Так то врагу.

Date: 2015-10-06 02:14 pm (UTC)
From: (Anonymous)
А он призывает убить немца. Немца, не нациста. Просто по национальному признаку.

Re: Так то врагу.

Date: 2015-10-06 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
В 1942 абсолютно понятно о каких немцах шла речь. Уж явно не о детях в Кельне. И даже не о приволжских. Странно даже поднимать такой вопрос.. Все равно что расписаться в полном непонимании контекста.

А что касается нацистов, то далеко не все солдаты Вермахта состояли в партии. Но это не имело никакого значения.
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 07:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios