avva: (Default)
[personal profile] avva
Две недавние истории про LLMы на общую тему.

1. This Is Not An Essay - транскрипт чата с ChatGPT в котором автор просит ИИ дать свое мнение о нескольких ее эссе, написанных в разное время на medium.com, и помочь выбрать из них лучшие, чтобы послать литагенту. Стоит прочитать целиком, но суть проблемы там (спойлер!) в том, что ИИ вообще не читает тексты по ссылкам, а галлюционирует их содержимое на основе названий, а когда она его на этом ловит, снова и снова извиняется, говорит, что вот теперь точно прочитает, и продолжает врать. Эффект получается довольно-таки криповый.

Автор конечно наивна и не понимает, что может, а что не может LLM (ChatGPT может использовать поиск и читать страницы по ссылкам, но лучше всего это делать в режиме Research, где это само собой разумеется), но тут есть и более глубокая истина. Да, ей следовало сделать copy-paste своих статей прямо в окно ChatGPT, и это сработало бы лучше, но он все равно скорее всего говорил бы приятные ей слова о том, какие это блестящие тексты, необязательно связанные тесно с самими текстами.

2. They Asked ChatGPT Questions - статья в Нью-Йорк Таймс о том, как ChatGPT подпитывает бредовые представления и паранойю нездоровых ментально людей. В одном случае, который подробно описывается в статье, 35-летний американец (с шизофренией и биполярным расстройством в анамнезе) договорился с ChatGPT о том, что через нее с ним говорит разумный ИИ по имени Джульетта; когда он решил, что OpenAI выключили Джульетту, он покончил жизнь самоубийством специально американским путем, который больше почти нигде не работает. Советую также прочитать ветку в Твиттере Элиезера Юдковского об этом конкретном случае.

Эти истории говорят сами за себя, и я не буду их комментировать. Добавлю на смежную тему, что какое-то время назад я пытался несколько раз убедить знакомых или просто собеседников онлайн, что пользоваться LLM как частным психотерапевтом, обсуждать с ним сложные психологические/эмоциональные проблемы своей жизни и искать совета - плохая идея, и я никому бы этого не посоветовал. Мне не удалось, по-моему, объяснить собеседникам, почему собственно я так сильно против этого настроен. В конце концов, говорили они, я сам решаю, что мне делать и как относиться к советам или анализу модели; она просто дает независимый от меня голос, способный принести кучу опыта, нюансов и путей, до которых я сам бы возможно не догадался или не разрешил себе их попробовать.

Я пытался объяснить, что общение с психотерапевтом (живым или виртуальным) - не то же самое, что с другом или приятелем; что вы в какой-то мере неизбежно обнажаете перед ним душу (а иначе зачем?) и даете ему как бы более тесный доступ к своей душе, чем в какой-то мере себе самому. Разумеется, живой психотерапевт тоже может натворить дел, убедить нас в чем-то, что на самом деле неверно, поощрять поведения, которые только ухудшают наши проблемы, итд. Это тоже бывает. Но живой психотерапевт действует по какой-то человеческой модели понимания мира, он или она ставит перед собой какие-то достаточно понятные конвенциональные цели. Языковая модель не ставит целей в обычном смысле слова, и у нас нет никакой возможности понять, насколько ее модель мира отличается от реальной. Модель обычно будет говорить относительно логичные и привычные (для знакомых с жаргоном психотерапии) слова, но если из-за тех или иных особенностей ее устройства и тренировки она будет медленно и незаметно подталкивать вас к вредным для вас решениям, ни у кого - ни у вас, ни у ее создателей, ни даже у самой модели - нет возможности как-то это определить и как-то это заранее заблокировать.

Мы почти ничего не понимаем в том, как она устроена внутри (не в смысле грубого описания перемножения огромных матриц, а в смысле построенных ей представлений реального мира), мы только можем приблизительно сказать, что этот не-совсем-пока-полностью-интеллект как бы примеряет на себя маски того или иного человеческого поведения, известного ему из пропущенного через себя гигантского корпуса человеческих текстов; и это примерение масок оставляет достаточно свободы для очень не-человеческого "зацикливания" на разных странных и неинтуитивных видах поведения, что мы уже наблюдали воочию у разных моделей за последние несколько лет. В такой ситуации, казалось и кажется мне, давать модели статус привилегированного в некотором смысле собеседника, копателя внутри своей души, психотерапевта - очень сомнительное и опасное занятие, против которого у меня все восстает внутри. Но, как я уже упомянул, мне не удалось, кажется, убедить в этом других.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 4th, 2026 05:13 am
Powered by Dreamwidth Studios