левое-правое
Oct. 9th, 2002 07:17 pm"...[правые] меня обидели и продолжают обижать - я не хотела жить в стране нацистов! А приходится"
Такое высказывание вообще-то уважаемой мной лжеюзерши.
Даже не знаю, что сказать. Кроме того, что я очень рад, что среди левых, с которыми я знаком, таких людей практически нет.
Это обратная сторона медали "Моледет" и "разбомбить всех арабов". Ясность мысли и количество рефлексии примерно такое же. Фанатизм чистого толка.
Я не могу поверить в наличие работающего интеллекта у человека, который считает всех арабов (действительными или потенциальными) террористами, или у человека, который считает всех израильских правых фашистами. На мой взгляд, это две примерно одинаковых области политического замутнения мозгов. Уважать точку зрения таких людей, вести с ними диалог -- всё это, пожалуй, бессмысленно. Они могут быть хорошими слесарями, программистами или преподавателями литературы, но в том, что касается политической реальности, они не умеют думать.
(можно ещё добавить в этот список того, кто считает всех израильских левых предателями Родины).
Дальше следует сказать что-то ещё про стадный инстинкт и про "в моём кругу НЕТ правых", но у меня что-то не сказывается.
Интересней другое: упор на левизну/правизну как на образ мышления, а не политическую позицию. Этот упор именно и свойственен фанатикам с обеих сторон; а с левой стороны его педалирование как раз приближает израильскую крайнюю левую к крайним кругам американских леволибералов -- очень и очень неприятным и вредным людям (я имею в виду именно радикальных американских левых, не левых вообще и не либералов вообще). Если "образ мышления" - то "правый" в принципе не может быть прав никогда, какой бы ни была политическая реальность. Реальность вообще перестаёт играть какую-то роль, потому что "образ мышления" от неё не меняется. Это то, о чём пишет Кундера в пассаже про "танцоров" (в какой книге?), Блюм в "Closing of the American Mind", и некоторые ещё умные американские авторы о засилье леволиберальной идеологии.
Когда "левые" (и в частности американские крайне-левые) говорят о левизне как образе мышления, имеются в виду: прежде всего, монополия на справедливость (только левые могут стремиться к справедливости, социальной, расовой или какой другой - все остальные по определению преследуют свои личные или групповые интересы); монополия на порядочность (только левый в принципе заслуживает того, чтобы ему подать руку; не-левый по определению мразь или в лучшем случае оболваненный мразью дурачок); монополия на сострадание и на стремление к искоренению Зла (в не-религиозном, абстрактно-гуманистическом и на самом деле не продуманном и до ужаса наивном определении Зла); монополия на интеллект (умный человек не может быть не-левым); и ещё несколько, но главные я, кажется, назвал.
Всё это симптомы политической инфантильности и, грубо говоря, гниения мозгов (в том, что касается этой сферы интеллектуальной деятельности). Иногда это обратимо, но в запущенных случаях обычно ничего нельзя сделать.
Правда состоит в том, что всё вышеперечисленное должно и является истинным на личном уровне и при наличии чувства меры. Каждый ставит для себя границы сам. Я не считаю порядочным человека, который агитирует за тотальное уничтожение палестинцев, например; такой человек для меня, грубо говоря - мразь. Это моя личная монополия на порядочность, которая монополией как раз и не является, оттого что -- личная. Похожие границы есть и в других категориях. Проблема крайне левых в том, что: а) они теряют чувсто меры и сдвигают эту границу туда, где она любому объективному наблюдателю видится смехотворной; б) они сбиваются в стадо и назначают для себя групповые границы -- отсюда тоталитарная идеологизированность многих американских кампусов итп.
а) мы наблюдаем сплошь и рядом, и это самый простой знак для обнаружения фанатика. Например, "страна нацистов" - это типичное а). В Америке весь последний год левые фанатики кричат о том, что Буш с Ашкрофтом "отменили Конституцию и порвали Билль о Правах" -- это типичное а). Независимо от мнения о том, насколько далеко в ограничениях индивидуальных свобод зашло американское правительство за последний год, ни один нормальный человек никогда не скажет, что эти ограничения равны по своим результатам отмене Конституции -- это прерогатива фанатика, и он по ней легко узнаётся. То же самое было два года назад после американских выборов: левые фанатики легко узнавались по крикам о "диктатуре", "узурпации власти обезьяной", "смерти американской демократии" итп. Тогда как раз я впервые столкнулся лично (в сетевом общении) с массовой истерией такого рода (до этого был знаком с ней только по книгам некоторых американских консервативных авторов) -- на форумах TableTalk журнала salon.com, и несколько раз пытался участвовать в дискуссии, пытаясь остановить истерику и внести некоторую долю разума -- с заранее предсказуемыми, но для меня оттого не менее интересными и поучительными в своих подробностях результатами.
Меня, кажется, уже несёт, и мысли сбиваются; прошу прощения за сумбурность, и остановлюсь на этом.