avva: (Default)
[personal profile] avva
Я начал читать-перечитывать всего Пинчона. Некоторые из его книг я буду перечитывать в первый раз, некоторые — в очень даже не первый, а некоторые (два последних романа) до сих пор не читал.

На этот раз я решил придерживаться строго хронологического порядка. Я начал со сборника ранних рассказов Slow Learner, оттуда перейду к V., затем The Crying of Lot 49, и так далее.

Стоит ли упоминать, что Пинчон — один из любимейших, а может и самый любимый современный писатель, и что его романы заслуживают все банальные похвальные эпитеты, которые я могу придумать, и ещё несколько сверх того?



Сейчас нахожусь где-то в середине сборника Slow Learner. В нём всего пять рассказов, плюс длинное и подробное введение самого Пинчона, в котором он эти рассказы в основном безжалостно ругает, и объясняет, что в них, на его сегодняшний вкус, особенно плохо.

Рассказы, действительно, во многом слабые. Самый известный из них — Entropy — неплох, но тоже не выдерживает сравнения с романами. Мне, впрочем, больше понравился самый ранний и первый рассказ в сборнике, Small Rain. В нём, между прочим, действие происходит вокруг урагана в Луизиане и жертв наводнения, вызванного ураганом (но не в Новом Орлеане).

Вот, скажем, отрывок из Entropy, где проглядывает настоящий Пинчон, Пинчон первых романов:

This was in early February of '57 and back then there were a lot of American expatriates around Washington, D.C., who would talk, every time they met you, abut how someday they were going to go over to Europe for real but right now it seemed they were working for the government. Everyone saw the irony in this. They would stage, for instance, polyglot parties where the newcomer was sort of ignored if he couldn't carry on simultaneous conversation in three or four languages. They would haunt Armenian delicatessens for weeks at a stretch and invite you over for bulghour and lamb in tiny kitchens whose walls were covered with bullfight posters. They would have affairs with sultry girls from Andalucia or the Midi who studied economics at Georgetown. Their Dôme was a collegiate Rathskeller out on Wisconsin Avenue called the Old Heidelberg and they had to settle for cherry blossoms instead of lime trees when spring came, but in its lethargic way their life provided, as they say, kicks.


А вот отрывок о сумасшедшем психоаналитике из рассказа Low Lands; в нём отчётливо проступают некоторые черты незабываемого доктора Хилариуса из The Crying of Lot 49:

His analyst, a crazed and boozy wetback named Geronimo Diaz, had, of course, a great deal to say about this. For fifty minutes every week Flange would be screamed at over martinis about his mom. [...]

Geronimo Diaz was clearly insane; but it was a wonderful, random sort of madness which conformed to no known model or pattern, an irresponsible plasma of delusion he floated in, utterly convinced, for example, that he was Paganini and had sold his soul to the devil. He kept a priceless Stradivarius in his desk, and to prove to Flange that this hallucination was fact he would saw away at the strings, producing horribly racuous noises, throw down the bow finally and say, “You see. Ever since I made that deal I haven't been able to play a note.” And spend whole sessions reading aloud to himself out of random-number tables or the Ebbinghaus nonsense syllable lists, ignoring everything that Flange would be trying to tell him. Those sessions were impossible: counterpointed against confessions of clumsy adolescent sex play would come this incessant “ZAP. MOG. FUD. NAF. VOB,” and every once in a while the clink and gurgle of the martini shaker. But Flange went back again, he kept going back; realizing perhaps that if he were subjected for the rest of his life to nothing but the relentless rationality of that womb and that wife, he would never make it, and that Geronimo's lunacy was about all he had to keep him going. And the martinis were free.

Date: 2005-09-12 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] natsla.livejournal.com
Во, спасибо. А то Пинчон как Кремль: "...ото всех про него слышал, а сам ни разу не видел".

Date: 2005-09-12 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Я прочитал почти все, и по поводу рассказов согласен. Но в целом - три кита, V, The Lot и The Rainbow, причем последняя - на парсек упреждает. В каком-то смысле (качество игнорируем) это вроде Швейка или Ильфа с Петровым, роман, состоящий из цитат, которые в кругу знатоков могут составить половину беседы. Но, в отличие от упомянутых, общий план гораздо шире, обнажены механизмы мироздания - фиктивные, конечно. Очень много сходства с Лемом, по крайней мере в некоторых аспектах. К "Радуге" еще наверняка вернусь, когда разгребу кусок времени.

Date: 2005-09-13 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Я тоже очень хочу вернуться к "Радуге", но вначале закончу рассказы, "V" и Lot 49.

Одно время я был подписан на рассылку любителей Пинчона, англоязычную, до сих пор довольно активную и на удивление хорошего качества, то есть немало умных людей туда пишут. Правда, она слишком активна, т.е. они обсуждают абсолютно всё на свете, начиная обычно с гипотезы о какой-нибудь obscure reference где-нибудь у Пинчона, и переходя к чему угодно. Как и полагается фанатам Пинчона, впрочем! Иногда устраивают совместный разбор по винтикам одной из книг.

Но вспомнил я это вот почему: отношение к The Crying of Lot 49 у многих из них несколько пренебрежительное, мол, это самый "попсовый", доступный массовому читателю роман Пинчона, и не сравнится по всем хорошим качествам с Радугой или даже V. А я вот с этим никогда не соглашался, у меня особая привязанность есть именно к нему. Не потому, что "проще" или короче, конечно. Просто очень люблю его язык, его персонажей, его совершенно невероятные описания скитаний Эдипы.

Date: 2005-09-13 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Я все эти дискуссии помню еще со времен usenet'а. И привык, в общем-то, что на Западе стандарты таких чатов выше, чем в России, потому что всегда есть ассы, поднимающие уровень до себя, а не наоборот. А у Пинчона фанатики свирепые, дурака разорвут в клочья.

"Попсовость" Lot'а тоже ведь относительная. Там ведь центральный элемент - трагедия якобы времен "регентства" (если правильно помню), она стилизована блестяще. Переведи на русский - что останется. Перевели, только я и не заглядывал.

Я у себя вывесил кусок "Радуги", который когда-то перевел по служебным надобностям, но дальше там трудности растут экспоненциально.

Date: 2005-09-12 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] ukh.livejournal.com
And an amazing reference to Frank Zappa in the foreword of Slow Learner.
The conclusion in fact.

Date: 2005-09-13 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, это просто замечательно!

Date: 2005-09-13 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] ukh.livejournal.com
Well, yes. I mean Stephen King hardly a FZ fan at all and a lot of other
great modern writers as well.

But back to TP and his books. Once on Ebay I've seen the best description
of V. "The book about nothing". Welcome to "Eugen Onegin" club so to say. The books about nothing. Nothing but words that dance. Great!

Date: 2005-09-12 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] karakal.livejournal.com
Все время думаю о проекте (GR), начатом, было, уважаемым [livejournal.com profile] catpadом. Как-то он сразу заглох, что очень жаль. Всячески надеюсь через пару месяцев, все же, к нему вернуться и других участников поискать.

Date: 2005-09-12 02:55 pm (UTC)
oryx_and_crake: (Default)
From: [personal profile] oryx_and_crake
А что за проект?

Date: 2005-09-12 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] karakal.livejournal.com
Замысел [livejournal.com profile] catpadа таков: группа переводчиков (не каких-то конкретных, а любых, кому это интересно и кто испытывает энтузиазм к проекту), занимается Gravity's Rainbow.
Если, например, кто-то хотел бы перевести одну отдельную главу, то и это было бы важным вкладом.

http://www.livejournal.com/community/odzilla/

Сообщество, правда, подзамочное. Для доступа нужно обратиться к [livejournal.com profile] catpad. Я уверен, он с удовольствием Вас в него включит.

Перевод, разумеется, осуществляется не в комьюнити, а на отдельной страничке в И-нете, которую [livejournal.com profile] catpad для этого приспособил. Там есть текст оригинала и подробнейшие интересные комментарии, над которыми работает сам автор идеи.

Правда, сейчас никакая работа там не ведется. Сказать по правде, было сделано всего несколько первых шагов. Но я надеюсь, что проект рано или поздно возобновится.
Было бы просто замечательно, если бы Вы тоже вошли в число участников.

Date: 2005-09-12 03:48 pm (UTC)
oryx_and_crake: (Default)
From: [personal profile] oryx_and_crake
Я, пожалуй, с удовольствием. Можно сослаться на Вас?

Date: 2005-09-12 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] karakal.livejournal.com
Конечно можно. В этом никакой тайны нет.

Date: 2005-09-13 02:43 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Таня, я получил ваше письмо, но решил написать здесь, чтобы все увидели.
Дело в том, что проект этот застрял на первой главе. Я начал писать комментарии к GR, но переводить сам не могу, а так как участники, как мне показалось, потеряли к этому делу интерес, то и мой энтузиазм угас.
На самом деле я этой мысли не оставляю и очень хочу проект возродить, только одному мне это никак не потянуть.
Я думаю, что одной из причин слабого участия было моё решение использовать специальный сайт Вики (о нём уже написал [livejournal.com profile] karakal), с которым большинство ЖЖ-юзеров не умеют обращаться, да и не очень хотят. В самом деле, на этом сайте не очень удобно писать комментарии и сложно следить за изменениями.
Поэтому я думаю, что, может быть, для возрождения проекта нужно вернуться в формат ЖЖ в виде сообщества, в котором писать могут только участники, принимаемые модератором, а читать могут все. Открытость проекта тоже добавит ему популярности.

Что вы думаете по этому поводу ? Это вопрос также и к [livejournal.com profile] avva и к [livejournal.com profile] karakalу.
От себя могу сказать только, что комментирование GR - это безумно увлекательный процесс, и материала там хватит не на одно сообщество. (Я, конечно, не сам всё выдумываю, а пользуюсь книжкой "GR Companion").
Думаю, что и переводить её не менее интересно. Очень бы хотелось всё это продолжить.


Date: 2005-09-13 02:56 am (UTC)
oryx_and_crake: (Default)
From: [personal profile] oryx_and_crake
Это все хорошо. Я принимаю участие в очень похожем проекте (в смысле организации), но там готовые файлы просто отсылаются координатору, который их выкладывает на сайт. Так что большинству пользователей просто нет необходимости знать, как пользоваться сайтом.

Я думаю, что формат ЖЖ-комьюнити хорошо подойдет для процесса работы (допустим, выкладывать там очередную полуготовую главу и обсуждать ее тут же), а готовые главы можно складывать на сайт, и вот его уже сделать открытым для чтения. Стоит ли делать открытой для чтения рабочее сообщество - надо подумать. Можно, наверное.

А отчего вы сами не можете переводить? По-моему, это всякий может :-) комментарии писать гораздо сложнее :-)

Date: 2005-09-13 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Да, я примерно то же самое и имею в виду: всё делать в сообществе, а готовые материалы собирать на каком-нибудь сайте.

Нуууу, Пинчона переводить - это, мне кажется, далеко не каждый может :)

Date: 2005-09-13 05:19 am (UTC)
oryx_and_crake: (Default)
From: [personal profile] oryx_and_crake
ну, "чтоб детей родить - кому ума недоставало?", или как-то так.
:-)

Date: 2005-09-13 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] karakal.livejournal.com
Миша, давно собирался написать, чтобы подтвердить: я не охладел к проекту, но все как-то...
Что касается формы (страничка на Вики), мне она кажется довольно удобной. Гораздо удобнее, во всяком случае, чем если бы делать прямо в комьюнити. Вопрос, скорее, в другом. Эффективность теряется на том, что сразу несколько человек переводят один и тот же фрагмент. С одной стороны, это хорошо, конечно. Можно отбирать самые удачные решения и т.д. Но не очень эффективно. У меня сейчас, правда, никаких предложений нет.

Очень надеюсь к проекту вернуться (хотя - не всё от нас зависит, конечно). Тогда можно будет опять вместе подумать, как это сделать лучше.

Date: 2005-09-14 01:08 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Глеб, я тоже очень надеюсь, что вы вернётесь.
Наверное, для того, чтобы распределять отрывки между переводчиками, нужен координатор (только не я, а человек, который сам переводит).
Собирать материал на сайте, конечно, лучше, чем в ЖЖ, но мне кажется, что в сообществе интересней писать комментарии и обсуждать что-то. Это уже проверено на опыте. В общем, нужно сочетать эти две вещи.

Давайте я тут вернусь из отпуска, и мы обсудим, что делать дальше.

Date: 2009-06-20 11:36 pm (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Ух ты, какое чудесное начинание. Спасибо!
Молодцы - по-моему, сделали всё очень удобно. Интересно, насколько это разовьётся; пока что текстов очень мало и не так, чтобы были стоящие.
Кстати, знаешь ли ты, что скоро выйдет "Радуга тяготения" в переводе Немцова ?

Date: 2009-06-20 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Мне только что об этом сообщили в комментах к моей последней записи про Пинчона; нет, не знал.

Предполагая, что Немцов хорошо справится с GR, можно в принципе держать в уме возможность попробовать воспользоваться этим сайтом для других Важных Текстов :)

Date: 2009-06-20 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Можно попробовать загрузить туда первую главу и посмотреть, что будет.

ППКС

Date: 2005-09-12 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] ximster.livejournal.com
"Стоит ли упоминать, что Пинчон — один из любимейших, а может и самый любимый современный писатель, и что его романы заслуживают все банальные похвальные эпитеты, которые я могу придумать, и ещё несколько сверх того?"

Date: 2005-09-13 02:20 am (UTC)
From: [identity profile] dyak.livejournal.com
Он очень четко чувствовал ритм; если представить поэзию с очень длинными "строчками", то его так можно вслух читать наверное.

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 06:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios