avva: (Default)
[personal profile] avva
Перечитываю Лема. "Возвращение со звезд", 1961 год.
"Все послеобеденное время я провел в книжном магазине. Книг не было. Их не печатали уже без малого полсотни лет. А я так истосковался по ним после микрофильмов, составлявших библиотеку на «Прометее»! Увы! Уже нельзя было рыскать по полкам, взвешивать в руке тома, ощущать их многообещающую тяжесть. Книжный магазин напоминал скорее лабораторию электроники. Книги — кристаллики с запечатленной в них информацией. Читали их с помощью оптона. Оптон напоминал настоящую книгу только с одной-единственной страницей между обложками. От каждого прикосновения на ней появлялась следующая страница текста. Но оптоны употреблялись редко, как сообщил мне продавец-робот. Люди предпочитали лектоны — те читали вслух, их можно было отрегулировать на любой тембр голоса, произвольный темп и модуляцию. Только научные труды очень узкой специализации еще печатали на пластике, имитирующем бумагу. Так что все мои покупки, хотя их было чуть ли не триста названий, уместились в одном кармане. Горсточка кристаллических зерен — так это выглядело."
Точно уловлена идея ридера, но нет всеобъемлющей и всепроникающей электронной сети, по которой доставляются книги, без всяких кристалликов.

Date: 2010-09-11 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] iratus.livejournal.com
А у Ефремова уже была, ЕМНИП

Date: 2010-09-11 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] status-constr.livejournal.com
нельзя ли ссылку на Ефремова, чем точнее, тем лучше, пожалуйста

боюсь, что Вам как раз ИП, но буду рад ошибиться

ЕМНИП, фантасты много что понапредсказывали - например, сотовую тeлефонную связь довольно точно описали один аффтар еще в 30-е годы

но вот Инет как-то не

Интернет, медленное освоение Космоса, медленное развитие кибертехники - и наоборот, расцвет ислама, взлет исламофашизма, Еврабия, нынешний курс России - это ни один из них не смог вообразить

даже Лем

ЕМНИП, конечно

разве что отчасти - Войнович, Кабаков - но это не в счет, не sci-fi

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2010-09-11 06:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] status-constr.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2010-09-11 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] status-constr.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2010-09-11 07:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prool.livejournal.com - Date: 2010-09-11 07:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2010-09-11 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] akho.livejournal.com - Date: 2010-09-12 08:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] status-constr.livejournal.com - Date: 2010-09-12 09:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] crwrd.ru - Date: 2010-09-11 07:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nuladno.livejournal.com - Date: 2010-09-13 09:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] status-constr.livejournal.com - Date: 2010-09-13 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nuladno.livejournal.com - Date: 2010-09-13 12:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] asper.livejournal.com - Date: 2010-10-01 06:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-11 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] yogind.livejournal.com
Было у Лема в "Магеллановом облаке", глава "Трионы":

"Была создана единая для всего земного шара Центральная трионовая библиотека, в которой начиная с этого времени должны были храниться все без исключения плоды умственной деятельности человека.
Каждый житель Земли мог немедленно при помощи простого радиотелевизионного устройства воспользоваться любым материалом, записанным на одном из кристаллов. Мы сегодня, пользуясь этой невидимой сетью, опоясывающей мир, совершенно не думаем о гигантских масштабах и четкости ее работы. Как часто каждый из нас в своем рабочем кабинете в Австралии, в обсерватории на Луне или в самолете доставал карманный приемник, вызывал Центральную трионовую библиотеку, заказывал нужное чему произведение и через секунду видел его на экране своего цветного, объемного телевизора. Каждым трионом может одновременно пользоваться, совершенно не мешая друг другу, пюбое количество
людей."

Date: 2010-09-11 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] status-constr.livejournal.com
это не совсем то

это совсем не то

Огромадющий Ценраьный Электронный Мозг и персональные тупые консоли - это есть у всех

у американцев раньше гораздо появилось, чем у Лема

но это так же похоже на Интернет, как Солярис на товарища Огурцова

Это совсем то

From: [identity profile] yogind.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:22 pm (UTC) - Expand

Re: Это совсем то

From: [identity profile] migmit.livejournal.com - Date: 2010-09-11 07:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malaya-zemlya.livejournal.com - Date: 2010-09-11 09:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-12 03:14 am (UTC)
From: [identity profile] amarao-san.livejournal.com
Ключевой фактор, делающий это фантастикой - авторские права. Будь они прокляты.

Date: 2010-09-11 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
точно, да! и Стругацкие, предугадавшие и описавшие интернет - в Жуке в Муравейнике.


ковер-самолет, в общем!

Date: 2010-09-11 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com
Жук в муравейнике был написан, когда интернету было уже лет 10.

(no subject)

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfi.livejournal.com - Date: 2010-09-11 07:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2010-09-11 08:31 pm (UTC) - Expand

(падая в омморок)

From: [identity profile] ars-longa.livejournal.com - Date: 2010-09-11 09:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com - Date: 2010-09-12 05:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ars-longa.livejournal.com - Date: 2010-09-12 01:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2010-09-12 09:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinni.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2010-09-11 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinni.livejournal.com - Date: 2010-09-11 08:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malaya-zemlya.livejournal.com - Date: 2010-09-11 09:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2010-09-12 03:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] status-constr.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] migmit.livejournal.com - Date: 2010-09-11 07:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2010-09-11 07:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2010-09-11 08:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-11 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] salas.livejournal.com
Самое странное здесь — что автору неочевидно, насколько горстка зёрен неудобна.

Date: 2010-09-11 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] israelit.livejournal.com
без всяких кристалликов

Лем просто смотрит ещё дальше и описывает эпоху после полной и окончательной победы над пиратством ;-)

(no subject)

From: [identity profile] piggymouse.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] motto.livejournal.com - Date: 2010-09-11 07:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2010-09-12 05:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rollon.livejournal.com - Date: 2010-09-13 05:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-11 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] staren.livejournal.com
У того же Лема в "Магеллановом облаке" эта идея (с электронной сетью - всеобщей интернетообразной библиотекой данных) развита подробнее:

"Лишь в 2531 году всемирное совещание самых крупных специалистов ввело совершенно новый способ хранения человеческой мысли.

Были использованы открытые уже давно, но применявшиеся лишь в технике трионы: маленькие кристаллы кварца, структуру которых можно изменять, воздействуя на них электрическим током. Кристаллик, по своим размерам не превосходящий песчинки, мог заключать в себе столько же информации, сколько ее содержалась в древней энциклопедии. Реформа эта не ограничилась изменением лишь способа записи. Решающим было введение качественно нового способа пользования трионами. Была создана единая для всего земного шара Центральная трионовая библиотека, в которой начиная с этого времени должны были храниться все без исключения плоды умственной деятельности человека. Каждый житель Земли мог немедленно при помощи простого радиотелевизионного устройства воспользоваться любым материалом, записанным на одном из кристаллов. Мы сегодня, пользуясь этой невидимой сетью, опоясывающей мир, совершенно не думаем о гигантских масштабах и четкости ее работы. Как часто каждый из нас в своем рабочем кабинете в Австралии, в обсерватории на Луне или в самолете доставал карманный приемник, вызывал Центральную трионовую библиотеку, заказывал нужное чему произведение и через секунду видел его на экране своего цветного, объемного телевизора. Каждым трионом может одновременно пользоваться, совершенно не мешая друг другу, пюбое количество людей."


"В коммунистическом обществе в его поздней фазе теоретикам и фелицитологам — ученым, изучающим счастье, — много забот причиняла проблема уникальности некоторых предметов, бывших произведениями природы или делом рук человека. Казалось, к этому случаю, и только к нему одному, неприменим основной принцип коммунизма, гласящий «каждому по его потребностям». На Земле было много предметов, существовавших в одном или немногих экземплярах: полотна крупнейших художников, скульптуры, драгоценности. Каждым таким уникумом мог обладать либо один человек, либо его следовало превратить в доступную для всех общественную собственность.

(...)

Применение трионовой техники раз навсегда ликвидировало подобные псевдопроблемы. Любой существующий предмет сегодня можно, как говорят, «иметь по триону». Если, например, кому-нибудь захочется получить картину древнего художника Леонардо да Винчи, изображающую Мону Лизу, то он может повесить в своей квартире в рамке телевизионного экрана эту картину, переданную трионом, и любоваться ее красотой, а потом убрать ее, нажав выключатель. Проблема «оригинала» была разрешена с того момента, когда оригиналами стали кристаллики кварца."

Date: 2010-09-11 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] staren.livejournal.com
Удивительнее всего то, конечно, что при этом к самому интернету, с которым познакомился в последние годы жизни, он относился весьма недоверчиво и с опасением.

"Явление Интернета напоминает известный нам из Библии потоп, или избыток воды, в котором можно со всем нажитым утонуть, если не сможем во имя спасения, как Ной, построить для себя Ковчег. Но как должен выглядеть "Ноев Ковчег Интернета" - легко сказать, но сложно такую идею реализовать. Для этого нужны нам не бездумные сети, не тысячекратное количество телефонов, факсов, интерактивные медиа, но встроенный в сети эквивалент интеллекта, оценивающий информацию, который все, что является информационным мусором, поглощал бы и как фильтр позволял бы прохождение только сообщений и визуальных изображений, не пропагандирующих зло и глупость, не вредящих всему, что могло бы стать полезным человеку. Но о таких "вставках" в Интернет сейчас можем только мечтать.

И, наконец, есть область, в которой Интернет может способствовать злу намного быстрее, проще и решительнее, чем добру, и даже так рекламируемому и рекомендуемому нам развлечению, как будто бы жизнь людей имеет ценность только будучи достаточно развеселенной. Я имею в виду область политики. Интернет это, из-за осторожности скажу кратко, такой тип связи, который проще позволяет определить адресатов информации, чем отправителей, отсылающих информацию. Иначе говоря, сейчас Интернет делает возможным сохранение анонимности отправителей, а в сфере политики это отличие даже может соответствовать отличию между миром и войной. Еще такие попытки, к счастью, не стали реальностью. Еще ничего в очень большой степени плохого не запущено в глобальных сетях связи. Хотя сама возможность уже совершенно правдоподобна, и прежде всего в международной политике, в которой недостаток de facto эффективной законодательной (ООН - это пугало для воробьев, если посмотреть на результаты деятельности, будь то в бывшей Югославии, или на Кавказе, или еще где-нибудь) и исполнительной власти. Государства будут анонимно вредить быстрее, чем могли бы неанонимно помогать и поддерживать друг друга. Это не какие-то символы типа mene, mene, tekel, upharsin, рисуемые на стенах нашего мира, стенах, которые уже неоднократно и в истории, и в современности показывали свое ужасное сходство со стенами Содома."


Сорри за длинные цитаты ((.

(no subject)

From: [personal profile] romikchef - Date: 2010-09-11 06:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] staren.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dsjkvf.livejournal.com - Date: 2010-09-12 07:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2010-09-11 06:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] staren.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2010-09-11 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2010-09-11 08:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malaya-zemlya.livejournal.com - Date: 2010-09-11 09:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2010-09-12 03:16 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-11 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] talgaton.livejournal.com
как то читал исследование на эту тему.
вывод исследования - (известные) фантасты ничего не придумали.
то есть совсем ничего.

Date: 2010-09-11 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] auto194419.livejournal.com
орбиту Кларка придумал тоже не Кларк, ага :)

(no subject)

From: [identity profile] talgaton.livejournal.com - Date: 2010-09-11 07:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dsjkvf.livejournal.com - Date: 2010-09-12 07:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] talgaton.livejournal.com - Date: 2010-09-12 08:08 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-11 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] rumata.livejournal.com
Социально очень злая и актуальная книга, к чертям техноформализм.

Date: 2010-09-11 06:13 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
На подобных футуристических картинах хорошо видно, как человек экстраполирует существующие тенденции, и как трудно предвидеть новые измерения. Фотонный двигатель, а рядом привычный монтер Вася с отверткой.

Date: 2010-09-11 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] staren.livejournal.com
Угу, полеты в космос и компьютеры с перфокартами )).

(no subject)

From: [identity profile] dimrub.livejournal.com - Date: 2010-09-11 08:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com - Date: 2010-09-11 06:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2010-09-11 07:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enemy-my.livejournal.com - Date: 2010-09-11 07:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-11 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] dennett.livejournal.com
А интересно, где впервые в настоящем виде появляется идея сети?

Date: 2010-09-11 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
RFC какие-нибудь.

(no subject)

From: [identity profile] dennett.livejournal.com - Date: 2010-09-11 08:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malaya-zemlya.livejournal.com - Date: 2010-09-11 09:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennett.livejournal.com - Date: 2010-09-12 03:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2010-09-12 09:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dimrub.livejournal.com - Date: 2010-09-11 08:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2010-09-12 03:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennett.livejournal.com - Date: 2010-09-12 01:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-11 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] sciuro.livejournal.com
Идея предпочтительности аудиокниг кажется мне наиболее фантастичной при этом раскладе :)

Date: 2010-09-11 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] freetrinity.livejournal.com
тоже хотела сказать.

фича типа лектрона у Киндла точно есть, ног она убога до крайности.

(no subject)

From: [identity profile] enemy-my.livejournal.com - Date: 2010-09-11 07:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] meshko.livejournal.com - Date: 2010-09-11 08:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-09-11 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] msh.livejournal.com
Да, интересно, а у кого появилось первым что-то похожее на интернет, как он есть сейчас - т.е. не супер-библиотека, а продукт кооперации множества участников - от крупных корпораций до мелких жуликов. Я вот раньше Neuromancer ничего не вспоминаю.

Date: 2010-10-01 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] asper.livejournal.com
Neuromancer писался в восьмидесятых, а интернет существует с 60-х)

Date: 2010-09-11 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] eoai.livejournal.com
У фантастов фантазия зачастую ограничена текущей ситуацией. То есть фантастика количественная в основном.

Например, связь по "браслетам", но посредством радиоволн. ВБИ у Стругацких - предвестник гугла, но это не сеть, а один большой компьютер. Иногда порядком на земле управляет машина, но тоже одна.

А идея кристаллов, я так понимаю, количественно выросла из голографии.

Date: 2010-09-11 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] t-architecture.livejournal.com
Тоже перечитываю. Тоже, буквально вчера, обсуждали с супругой этот же момент. Ну как угадал, а! А сеть есть там - инфор!
(deleted comment)

Date: 2010-09-12 12:05 am (UTC)

Date: 2010-09-12 01:15 am (UTC)
From: [identity profile] maxalex.livejournal.com
- Понимаете ли, я живу в такое время, когда библиотек уже нет, одна машинная память. Это, конечно, гораздо удобнее, но если нужно откопать что-нибудь древнее, начинаются всякие казусы. Я запрашиваю о Пастернаке, а мне выдают какую-то чушь про укроп, сельдерей, словом, полный набор для супа. С Блоком ещё хуже. Миллионы всяких схем электронных блоков.
Илья Варшавский, "Любовь и время", 1969

Date: 2010-09-12 03:13 am (UTC)
From: [identity profile] amarao-san.livejournal.com
Охренеть. Они точно пользовались гуглом...

(no subject)

From: [identity profile] rainy-sunny.livejournal.com - Date: 2010-09-13 09:41 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-12 03:12 am (UTC)
From: [identity profile] amarao-san.livejournal.com
Даже если убрать сеть, одной 32-гиговой microSD'шки было бы достаточно. Никаких горстей.

Date: 2010-09-12 03:54 am (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
Я время от времени вспоминаю логарифмические линейки на борту погибшего звездолета из "Непобедимого".

Date: 2010-09-12 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] chva.livejournal.com
Логарифмические линейки это неплохо. Но мне ещё больше нравится роман Хайнлайна «Астронавт Джонс». Там с борта звездолёта при посадке на чужой планете пропали бумажные таблицы логарифмов и без них астронавигаторы не могли совершить гиперпространственный скачок.

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2010-09-13 09:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] asper.livejournal.com - Date: 2010-10-01 06:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] illy-drinker.livejournal.com - Date: 2010-09-12 07:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vvyy.livejournal.com - Date: 2010-09-13 07:42 am (UTC) - Expand

Date: 2010-09-12 03:59 am (UTC)
From: [identity profile] marusja.livejournal.com
Ух ты. Я очень люблю эту книгу, но совершенно забыла про этот пассаж.

Date: 2010-09-12 11:27 am (UTC)
From: (Anonymous)
"но нет всеобъемлющей и всепроникающей электронной сети"

Зато она есть у других авторов - "Большой Вычислительный Информаторий"

Date: 2010-09-12 01:35 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Вы хочете интернетов? Их есть у меня.

http://www.baen.com/chapters/W200506/0743499107___2.htm

Это 1946 год. Все предсказано до мелочей — персональные компьютеры в каждом доме, связанные с серверами-датацентрами, объединенными в сеть, поисковые машины, в той же сети — видеотелефония и интернет-телевидение... но хватит спойлить.

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 06:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios