avva: (Default)
[personal profile] avva
В первой главе "Войны и мира" на приеме у Анны Шерер Андрей Болконский цитирует афоризм Наполеона (стр. 26) по-французски; вот эта цитата с переводом:
«Je leur ai montré le chemin de la gloire,— сказал он после недолгого молчания, опять повторяя слова Наполеона,— ils n’en ont pas voulu; je leur ai ouvert mes antichambres, ils se sont précipités en foule...» Je ne sais pas à quel point il a eu le droit de le dire.

«Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой...» Не знаю, до какой степени имел он право так говорить.
Собрание сочинений Толстого в 22 томах выходило в свет примерно 30 лет назад. В нем к этим словам, приписанным в романе Наполеону, есть примечание: "источник фразы не установлен".

Подумайте о том, что означает это "не установлен". Комментарии к собраниям сочинений пишут литературоведы, которые изучали автора и все, связанное с ним, годами и десятилетиями. Они знали "Войну и мир" чуть ли не наизусть. Они читали все черновики, заметки, помарки, статьи, письма. Они каталогизировали все книги в частной библиотеке Толстого, и составили подробный список дополнительных книг и материалов, которыми он пользовался, работая над "Войной и миром". Они перечитали все книги и статьи, о которых известно, что Толстой их читал. Во всем этом им помогал также опыт нескольких поколений специалистов, до них, и содержимое предыдущих изданий и комментариев и научных статей и споров. Все это позволило им тщательно прокомментировать и разъяснить читателю почти каждую страницу "Войны и мира" и почти каждый спорный вопрос.

Но, увы, после всей этой гигантской работы источник этой конкретной фразы - не установлен. Это настолько раздражает комментаторов "Войны и мира", что они находят нужным объяснить свою неудачу. Профессиональная гордость не позволила написать им просто - источник фразы не установлен, точка. Нет, они продолжают комментарий: "В работе над романом Толстой использовал громадный материал исторических документов и свидетельств". И дальше: "Многие источники оставались за пределами рабочего кабинета Толстого: в библиотеках, в архивах, в частных коллекциях, с которыми он знакомился в период создания «Войны и мира»". Казалось бы, зачем все это рассказывать в комментарии к одному конкретному месту в романе, а не, скажем, в предисловии или еще где? Да потому что обидно - не нашли, и хочется хотя бы объяснить читателю, какая это была сложная, тяжелая задача - найти французскую цитату в море источников, которыми пользовался Толстой.

Вы живете - тридцать лет спустя. Тридцать лет прошло после выхода в свет этого собрания сочинений. Вы живете в будущем относительно этих комментаторов, писавших в конце 70-х. Это не то чтобы очень далекое будущее, но все-таки, какое-никакое.

В 70-х многие думали, что в этом недалеком будущем, уже лет через тридцать, люди будут всюду летать на персональных флайерах. На Луне и даже на Марсе будет постоянная база с персоналом. О том, что такое рак, люди будут помнить по старым фильмам и книгам. Сейчас, тридцать лет спустя, мы видим, что всего этого у нас нет. Будущее не оправдало многие ожидания от него.

А все-таки и в этом недалеком будущем у вас есть что-то, о чем исследователи Толстого в 70-х и мечтать не могли (вариант: могли только мечтать). Вы можете сейчас, не будучи литературоведом или специалистом по Толстому, не выходя из дома, не сидя десять лет в библиотеке, сделать то, чего они не смогли добиться. Вы можете найти источник этой фразы.

И все, что вам нужно для этого сделать - это пойти на этот сайт, ввести "ouvert mes antichambres" ("открыл мои передние" по-французски) вместе с кавычками в поле для ввода текста, и нажать на клавишу Enter. Попробуйте сейчас это сделать - я подожду. Попробуйте мгновенно решить проблему, которая не поддалась усилиям лучших экспертов 30 лет назад.

За ту долю секунды, что вы будете ждать ответа, неведомые устройства неизвестно где выполнят больше механической работы по поиску этой фразы, чем комментаторы Толстого могли выполнить за всю свою жизнь, и охватят больше страниц, статей и книг, чем они за всю жизнь могли бы пересчитать. Даже и не зная ничего о Толстом и "Войне и мире", эти услужливые незнакомцы найдут для вас несколько французских книг начала 19-го века, и покажут, где именно в них встречается эта фраза. Если вы нажмете на "Books" в левой части, а потом выберете "19th century", то увидите результаты только из книг 19-го века (а не из современных изданий Толстого, например).

Конечно, окончательно вопрос, в какой именно из этих книг Толстой вычитал этот афоризм, этот поиск не решает; может быть также, что это была еще какая-то книга, не охваченная пока таким поиском. Я не знаю также, действительно ли можно проследить фразу к Наполеону - судя по всему, ее всюду цитируют как афоризм, не уточняя подробностей того, когда и кому он ее сказал. Но это уже придирки. Главное, что возможные источники этой фразы, которые могли быть знакомы Толстому и которые комментаторы с удовольствием процитировали бы 30 лет назад, но не смогли найти, мы нашли за долю секунды, не выходя из дому. Это - будущее, и оно уже здесь.

(P.S. насчет источников: наиболее вероятными из того, что находит поиск, мне кажутся французский перевод биографии Наполеона Вальтера Скотта, или "Десять лет изгнания" мадам де Сталь).
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2011-11-21 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] lavinya.livejournal.com
Какой элегантный пост.
Аплодирую.

Date: 2011-11-21 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] karajel.livejournal.com
Сразу видно, что будущее строится интеллектуалами, а не любителями боевой фантастики =)

Date: 2011-11-21 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] eterevsky.livejournal.com
Я пошёл и набрал. И увидел на первом месте в списке результатов ссылку на этот пост.

Date: 2011-11-21 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] labas.livejournal.com
Всё так.
Я даже больше скажу: мне, к примеру, интересно заниматься историческими изысканиями лишь потому, что я знаю: (примерный) ответ на самые разные биографически-источниковедческие вопросы я могу найти здесь-и-сейчас. Натурально, потом чаще всего все равно надо идти в библиотеку или архив, но сейчас это сопутствующий, а не единственный источник как раньше.
"Жизнь кристьян при крипосном праве была тижолой и трудной"

А вот что гугль задвинул дигитализацию газет и сделал из поиска по имеющимся жопу с ручками без ручек я порицаю.

Date: 2011-11-21 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] liveuser.livejournal.com
Желающих, впрочем, сейчас потратить доли секунды на поиск источника едва ли больше, чем желающих тридцать лет полазать по архивам. Шутка про NASA и Angry Birds не зря популярна.

Date: 2011-11-21 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
У меня хобби - перевод субтитров. И я не могу представить, как бы я этим занимался без интернета. Ладно онлайн-словари - бумажные медленнее, но не фатально. Но то, что я могу найти смысл сленгового выражения в urbandictionary, или расшифровать упоминание фильма, который я не видел, по страничке в википедии, облегчает работу на несколько порядков.

Date: 2011-11-21 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] squadette.livejournal.com
шутка про Angry Birds и NASA, я кстати никогда не понимал, она на кого конкретно направлена — на любителей Angry Birds или на NASA?

Date: 2011-11-21 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] gaiwan.livejournal.com
Лучше бы победили рак

Date: 2011-11-21 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com

К Готлибу вернулось его былое высокомерие, и с Капитолой Мак-Герк оно было ему необходимо. Она любила выискивать интересные маленькие проблемы и предлагать их на разрешение нахлебникам своего супруга. Однажды в пылу рвения она явилась в лабораторию к Готлибу, чтобы указать ему, как много людей умирает от рака, — почему бы ему не бросить свои «анти… как их там?» и не найти средство от рака — это было бы так для всех для них приятно!

Date: 2011-11-21 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] postumia.livejournal.com
Хех. Это конечно все очень хорошо и действительно помогает. Однако подобным поиском можно воспользоваться лишь если твоим исследованием движет любопытство илии хобби. Для серьезного исследования ВСЕ РАВНО придется рыть в библиотеках и архивах, просматривать огромные тома глазами, искать часами "тыча в книжку пальчик".
Оно движется, это да. Но впереди еще много работы.

Date: 2011-11-21 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] russian-o.livejournal.com
Победили уже. Но не весь. Рак - это вам не оспа, это системное. И он не один. "Лекарства от рака" вообще быть не может.

Но уже сейчас рак - это не всегда приговор. Лечат очень много, разными способами.

Date: 2011-11-21 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] gdt.livejournal.com
Да, но исследователь теперь примерно знает в какую книгу в каком месте нужно ткнуть пальчиком, чтобы с большой вероятностью найти искомое.

Date: 2011-11-21 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] gaiwan.livejournal.com
Я написал о раке поскольку его упомянул автор поста
А про системность - теория Пяти Биологических Законов как раз об этом.
Только этого никто не знает

Date: 2011-11-21 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] dimrub.livejournal.com
И никто не написал тебе, что это скрытая реклама Гугля. Несправедливо!

Date: 2011-11-21 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] kobak.livejournal.com
А что за шутка?

Date: 2011-11-21 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] iratus.livejournal.com
Пост проплачен, однозначно.

Date: 2011-11-21 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] smilga.livejournal.com
За ту долю секунды, что вы будете ждать ответа, неведомые устройства неизвестно где выполнят больше механической работы по поиску этой фразы, чем комментаторы Толстого могли выполнить за всю свою жизнь, и охватят больше страниц, статей и книг, чем они за всю жизнь могли бы пересчитать.

Неужто Гугл индексирует данные в момент запроса?

Date: 2011-11-21 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ban-dana.livejournal.com
да-да-да!!!! и пост проплачен!!!! зряплатой!!!!

Date: 2011-11-21 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ok-66.livejournal.com
В своё время размышлял над нетривиальным вопросом - как в СССР можно было узнать имя лауреата прошлогодней Гонкуровской премии. Только через ежегодник БСЭ?

Date: 2011-11-21 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] geky.livejournal.com
На любителей Angry Birds, по всей видимости.

Date: 2011-11-21 01:41 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Л. Н. Толстой. Война и мир. М., «Художественная литература», 2362 г.

Стр. 16. «Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой...» — Толстой цитирует кремниевое издание антикварного сборника «Блогосфера-XXI», каталог «А. Воробей», идентификатор 2382307, 2294 г. qtp://antiqua.archive.org/mmxi/web/20111121173856/qtp://avva.livejournal.com/2382307.html

Date: 2011-11-21 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] dmzlj.livejournal.com
Победа гуманитариев. Кого вообще волнует, откуда графоман Толстой взял ту, или иную фразу? Особенно учитывая, что базы на Луне нет, флайеров нет, вообще ничего нет?

Date: 2011-11-21 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mopexod.livejournal.com
Да, я тоже заметил. Красивый пассаж, но, думаю, что эти неведомые устройства в эту долю секунды не заглянут вообще ни на одну из страниц.
Но красиво, да :)

Date: 2011-11-21 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mtyukanov.livejournal.com
В Юманите, наверное, писали.

Date: 2011-11-21 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] selfmade.livejournal.com
не знаю что такое http://www.google.com/ncr оно у меня открылось как обычный google.com, зато выделение ouvert mes antichambres в вашем посте и контекстный поиск в google.com из Firefox сразу открыл The Edinburgh review: or Critical journal, Volume 139 By Sydney Smith на странице 72 с обзором произведения "Мадам де Сталь".
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 30th, 2025 05:21 am
Powered by Dreamwidth Studios