avva: (moose)
[personal profile] avva
Любопытная дискуссия в Реддите о том, как иностранцы приезжают жить в Японию, а потом разочаровываются. Процитирую один комментарий:
While when a foreigner goes to Japan, he experience a culture shock also, but a super positive one. Everything seems absolutely awesome, you feel like you are living in real life DisneyLand, people are nicer to foreigner than actually to Japanese, people serve you like a prince, everything is colorful with cute drawings everywhere and at the same time you get the stylish Japan with temple, Yukata, Onsen, tea ceremony etc...

But if you live there, well, after a while you get tired of seeing everyday at the news that the panda at the zoo is super cute, you are just asking yourself, but where is the serious stuff? Where are the meaningful conversations? And after living in a Japanese environment, after meeting a lot of Japanese who actually are more "typical" (Japanese who really want to interact with foreigner are not normal, they may be good at english or have lived abroad which is in fact VERY rare), you understand that people are just working so hard that the rest of the time they don't want to bother with annoying or not funny things or plainly bothering about other people. Or that it may be the opposite and that people really want to avoid as much interactions with others and they use work as an excuse. Anyway, it's a culture aftershock, you basically realize that Japan is boring as everywhere else, but also that this is a huge fake façade of a worksick and very sad society.

3 weeks ago, at my all-staff monday morning meeting, we had to do a 2 minutes training of... smiling. Every week somebody has to do something in order to "make the company feel like a family", that kind of stuff, and so yeah 3 weeks ago a company employee though it might be good that people train at smiling (basically there is almost no talking, no noise, no interaction during 13 hours/day minimum).

Может, живущие/жившие в Японии читатели захотят прокомментировать, какая это глупость или наоборот?

Date: 2013-01-17 05:08 pm (UTC)
gest: (Default)
From: [personal profile] gest
Можно ещё у нашего ЖЖшного японца спросить, [livejournal.com profile] yuta_siberia.

Date: 2013-01-17 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] pavelm123.livejournal.com
Работал в Японии год 10 лет назад.
Думаю, что прислушиваться к мнениям иностранцев имеет смысл, только если он японоговорящий и давно там живет.
Японцы очень плохо говорят на английском, и вообще у них плохо с восприятием других языков. Когда я пытался заказывать блюдо на японском в студ. столовке, они понимали с какого-то третьего раза, настолько у них не вязалось что иностранец может попросить что-то на японском.
Поэтому, понятное дело, далек англоговорящий человек от реалий.

Вообще, тем кого интересует японская тема, рекомендую почитать очень смешные "записки гайдзина" Вадима Смоленского на сайте http://susi.ru/gaijin/

С другой стороны - они не работают на работе. Они так живут. В нашей лабе было принято даже чистить зубы на работе, а уже потом идти домой спать.
Опять же, на работу возвращались после вечерней пьянки, чтобы протрезветь, а уже потом ехать домой.
На работе было все, чтоб там жить - кухня, холодильник, телевизор, диван и т.д. Видел и молодых японцев, спящих прямо за столом.

А разговоры... ну о чем там с иностранцем говорить. Молодежь, скорее, практикуется в английском, чем общается на какие-то серьезные темы.

Date: 2013-01-17 05:35 pm (UTC)
romikchef: (штора)
From: [personal profile] romikchef
Записки гайдзина, к сожалению - художестенная литература.
Хотя над бифекальными линзами я в своё время ржал аки конь, причём совсем не беззвучно :)

Date: 2013-01-17 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] metalmulisha25.livejournal.com
Когда я пытался заказывать блюдо на японском в студ. столовке, они понимали с какого-то третьего раза, настолько у них не вязалось что иностранец может попросить что-то на японском.
Не прав, такой японский что тебя с трудом понимали.

Date: 2013-01-17 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] sam-spb.livejournal.com
Да, пожалуй совершенно обратная ситуация по сравнению с Россией. :)

Date: 2013-01-17 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] dead-knight.livejournal.com
http://www.livejournal.com/users/kitya
Дневник человека несколько лет прожившего в Японии и от туда в свое время писавшего (много и очень интересно). Но надо сразу отматывать на 2003-2009 годы.

Date: 2013-01-17 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] sam-spb.livejournal.com
Спасибо, он у меня в ленте есть, хотя сейчас в Штатах. Правда до его японских описаний у меня пока глаза не дошли. :)

Date: 2013-01-17 06:32 pm (UTC)
romikchef: (штора)
From: [personal profile] romikchef
В Японии его под конец пребывания в основном задалбывала чудовищная неоптимальность самых разных сторон жизни в Японии :) Безумные цены при фантастически кривом сервисе. Но всё кругом красиво, да :)
Но почитать, кстати, очень рекомендую - он тогда ещё и писал, а не только фотки постил, и писал интересно, я каждого поста ждал, как праздника.

Date: 2013-01-18 03:34 am (UTC)
From: [identity profile] brother2.livejournal.com
Да, неоптимальность самое верное. Причём навязчивая неоптимальность. Символом её для меня стала касса в супермаркете, где сначала кассир теряя время аккуратно складывает покупки тебе в карзинку - большие вниз, маленькие и хрупкие сверху, а потом ты снова вынужден на стойке выкладывать из корзинки, чтоб переложить в свою тару. И всё у них так.

Date: 2013-01-17 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] smolensky.livejournal.com
Взгляд варварский, но верный. Так воспринимают Японию весьма многие и не без оснований. Особенно пожившие там недолго.

На самом же деле всё там есть - и "serious stuff", и достаточное количество людей, которые не совсем "typical". Просто требуется время, чтобы нащупать свою нишу, войти в требуемую роль и сформировать годную для всего этого философию. Тогда начинаешь получать удовольствие от того, что вокруг. Но для этого еще нужно обладать позитивным складом натуры. Слова "Japan is boring as everywhere else" такого склада не выдают, скорее наоборот.

Тут выше успели похвалить мою книжку. На самом деле, она именно об этом - о взгляде на мир из золотой клетки. А вовсе не "о Японии". Хотя признаю: если бы я провел свои девять японских лет не в университете, а на фирме, то книжка, скорее всего, получилась бы совсем другая или не получилось бы вовсе никакой.

Date: 2013-01-17 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] vnarod.livejournal.com
Даже и в Вашей книжке немало довольно интересных и совсем нескучных японцев.

Date: 2013-01-18 07:15 am (UTC)
sanmai: (Morning time)
From: [personal profile] sanmai
...Написал человек который сейчас не живет в Японии.

Факт есть факт: не всякий иностранец может прижиться в Японии.

Date: 2013-01-17 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] farwideserenity.livejournal.com
Нет, более молодые поколения японцев совсем не такие. Хотя что касается The Land of kawaii (adj., cute, charming) - абсолютно верно. Проблема в другом:

In Dogs and Demons, Alex Kerr chronicles the many facets of Japan's recent, and chronic, crises -- from the failure of its banks and pension funds to the decline of its once magnificent modern cinema. He is the first to give a full report on the nation's endangered environment -- its seashores lined with concrete, its roads leading to nowhere in the mountains -- as well as its "monument frenzy," the destruction of old cities such as Kyoto and construction of drab new ones, and the attendant collapse of its tourist industry. Kerr writes with humor and passion, for "passion," he says, "is part of the story. Millions of Japanese feel as heartbroken at what is going on as I do. My Japanese friends tell me, 'Please write this -- for us.'"

http://www.amazon.com/gp/reader/0809039435/ref=sib_dp_pt#reader-link

Многое зависит от среды и интеллектуального уровня людей. Образованные (а все достаточно молодые - европейски образованные люди) более свободны внутренне, у них "более широкий" взгляд на мир и проблемы Японии в том числе.

Date: 2013-01-17 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] vnarod.livejournal.com
Не скажу как в самой Японии, но я сейчас работаю в японской компании в США и сижу, окружённый японцами. Весь рабочий день - полная тишина. Даже о работе говорят шёпотом. Правда на работе не живут, в 5 уже начинают расходиться (слава Богу) - возможно их Америка испортила :)

Date: 2013-01-17 11:38 pm (UTC)
From: [identity profile] askold.livejournal.com
Я живу в Южной Корее и работаю в корейской компании. Хочу сказать, что прекрасно понимаю этого человека, так как Корея недалеко ушла от Японии в этом плане. Культуры весьма похожи, просто о Корее намного меньше говорят.

У нас в компании менеджмент объявил каждую среду Smart Day: все должны уходить с работы до 6 вечера (притом что официальное время окончания - 5). Делают объявление по радио, и уведомление на ноутбук по сети, выключают свет несколько раз, чтобы все уходили и проводили вечер с семьей... Тем не менее, многие корейцы сидят и дальше до 7, 8, 11 часов ночи. Это очень, очень депрессивно + тишина на рабочем месте здесь примерно такая же.

Ну и к тому же белому экспату в Азии стране всегда сложнее.
Edited Date: 2013-01-17 11:39 pm (UTC)

Date: 2013-01-18 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] e2pii1.livejournal.com
В этом плане повидимому разница невелика.

Но у меня, по чтению разных материалов и рассказам о личном опыте в Южной Корее, сложилось впечатление (охотно выслушаю возражения и поправки), что в Южной Корее иностранцу хуже чем в Японии: многим корейцам свойственен неадекватний национализм, кинуть иностранца чуть ли не считается доблестью, сотрудники-иностранцы используются лишь чтоб временно ими попользоваться и быстро перенять у них опыт и тут же выпихнуть, нет никаких шансов интегрироваться в их общество даже женившись на кореянке. В Японии в этом плане лучше.

Date: 2013-01-20 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] askold.livejournal.com
В принципе я за 4 года учебы и работы в общество интегрироваться не смог, и не думаю, что смогу в будущем (внешность не позволит).

Национализм присутствует еще какой, но в ежедневной жизни это не слишком проявляется. Свои мысли корейцы часто держут при себе. В основном национализм направлен против Японии в силу исторических причин.

Шафир, ссылку которого вы привели ниже, это человек известный своими злоключениями в Корее. У большинства других иностранцев история складывается намного лучше, без таких ужасных проблем. В общем, быть здесь иностранцем в некоторых случаях даже лучше, чем быть корейцем, но на любителя.

Есть много мнений насчет того лучше ли Корея, чем Япония для иностранца, но лично я сравнить не могу, так как в Японии пока не был, и там не работал.

Date: 2013-01-19 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] e2pii1.livejournal.com
Пара ссылок по теме предыдущего коммента:
http://shafir.livejournal.com/
http://tttkkk.livejournal.com/212599.html

Date: 2013-01-18 12:43 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
На всё это у меня есть только один ответ (я тут уже 12-й год живу):
в Японии всё точно так же, как везде.

Есть интересные люди, есть замечательные люди, большинство же, как и везде - обывательская толпа, которая в основном занимается шоппингом.

Но, тем не менее, есть одно важное отличие, потому что так называемая "национальная идея" в Японии есть, и она очень чётко выражена. Называется она "Ва" - гармония. Причём гармония эта охватывает абсолютно все области жизни: отношения между людьми, вежливость, взаимопомощь, быт, качество жизни; отсюда чистота на улицах, потрясающий сервис, практически полное отсутствие воровства и вообще очень низкая преступность, спокойствие, тишина в общественном транспорте (никто и никогда здесь не говорит по мобильному телефону в автобусах и поездах) и так далее.

Именно поэтому каждый исполняет свой долг до последнего на любом месте. Меня, например, поразили абсолютно белые от ужаса официанты в ресторане во время землетрясения в марте 2011, когда все люди выскочили на улицу, а они остались внутри и показывали дорогу к выходу. До такого додуматься невозможно, пока сам не увидишь.
Ну и бесконечное множество мелочей, которые делают жизнь очень удобной и спокойной: можно, например, занимать столик в какой-то общественной едальне, оставив на нём свой кошелёк или айпэд. Или забыть сумку в магазине и прийти за ней через неделю. Или, например, если вдруг у тебя посреди ночи нет денег на метро или такси, можно зайти в полицейский участок, и там дадут денег. Никому и нигде не надо платить чаевых. Таксист вернёт лишнее, если он потерялся и сделал лишний круг. В лавке предупредят, если продукт не слишком свежий. И так во всём.

В общем, каждый выбирает как ему относиться к жизни в Японии: можно "разочароваться", потому что здесь всё как везде, а можно просто получать удовольствие от маленьких радостей.

(Я не буду здесь писать о всякой "японщине" вроде онсэнов и дзенских садов. Всё это есть, и всё это очень хорошо, но, конечно, совсем не главное в современной Японии).

Date: 2013-01-18 02:10 am (UTC)
From: [identity profile] dsun.livejournal.com
Я тут живу недавно, но впечатление абсолютно такое же.
"I feel like I am living in a real life different country." А если кому везде скучно, так дело не в месте жительства.

Date: 2013-01-18 07:19 am (UTC)
sanmai: (Morning time)
From: [personal profile] sanmai
Тишина в общественном транспорте - вещь относительная. Вы, видимо, из Токио? У вас там действительно не говорят в поездах, ни по телефону, никак. Совсем другая ситуация, например, в Кансае. У нас по телефону не говорят, но просто так друг с другом всюду и постоянно. Очень это бросается в глаза и уши когда возвращаешься из очередной поездки в столицу.

Date: 2013-01-18 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Да, Кансай совершенно другой. Там даже таксисты иногда заводят разговор, что в Токио просто невозможно представить.

Date: 2013-01-18 07:25 am (UTC)
sanmai: (Sushi)
From: [personal profile] sanmai
Пять лет, конечно, не десять плюс, как у комментаторов выше, но скажу что не всякий иностранец может задержаться в Японии больше чем, скажем, на два года, потому что вот у этого сервиса и вездесущей вежливости есть обратная сторона, о которой пишут в цитате. Чтобы жить с этой обратной стороной нужно в каком-то смысле отказаться от части себя и стать ещё больше японцем, на что не всякий согласен по собственной воле. На эту тему есть и всякие японские поговорки, про шляпку гвоздя и другие.

Date: 2013-01-19 02:30 am (UTC)
From: [identity profile] pingva.livejournal.com
похоже на рассказы про "омерзительную омерику" =)

Date: 2013-01-19 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] scrucis.livejournal.com
Мне вот всегда казалось, что стереотипы не плодотворны. Если кто, при столкновении с новой реальностью, пытается создать себе новый стереотип, то лучше было бы, чтоб он сидел дома и никакой новой реальности не видел и не засорял ноосферу. Мне всегда казалось, что все люди разные. Японцы - разные, американцы - разные (и, между прочим, русские тоже не все умеют играть на балалайке - это я точно могу сказать, а про евреев я уж молчу). Пока человек этого не видит, он не видит ничего.

Но, может быть, при столкновении настолько разных культур стереотипы становятся годным первым приближением? Ох, сомневаюсь...

Date: 2013-01-19 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] sunteno.livejournal.com
Типичная для любого иммигранта стадия адаптации. Первая стадия- эйфория, от нового общества, потом наступает раздражение. Тут оно может длиться всю жизнь, а может и перейти в стадию осмысления плюсов и минусов. Есть еще одна стадия, когда появляется негативизм уже по отношению бывшей родины.

Date: 2013-01-20 01:44 am (UTC)
From: [identity profile] ostap.livejournal.com
Очень точно. Эйфория - Раздражение - Критическое осмысление и привыкание. Только негативизм в отношении бывшей родины часто появляется ещё до переезда в другую страну.

У некоторых, правда, раздражение начинается сразу, но эти надолго не задерживаются.

Плюс, как писали выше, трудно доверять в этих вопросах человеку, который пишет "скучно, как и везде". Если везде скучно, то надо не переезжать, а сходить к психологу.
Edited Date: 2013-01-20 01:45 am (UTC)

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 09:07 am
Powered by Dreamwidth Studios