avva: (moose)
[personal profile] avva
У меня только что был пример линвистической интерференции (темы, которую вчера подняли в комментариях к открытой записи). Читаю лингвистическую статью, в тексте статьи есть ссылка на работу "Зализняк[23]". Иду в библиографию в конце посмотреть, что это конкретно за работа, и ищу взглядом фамилию "Зализняк" в самом конце библиографии. Когда через несколько секунд не нахожу, доходит наконец, что искать надо в другом месте.

Кстати, из комментариев вчерашних мне очень понравился пример [livejournal.com profile] gaz_v_pol'а, хочу его вынести сюда:

"Просит учитель нарисовать, как птичка сидит на ветке. Те у кого русский язык неродной, нарисуют, не так, как Вы. Они нарисуют, как птичка не на ножках, а на попе сидит. Даже если хорошо владеют русским."

Date: 2013-02-15 11:22 am (UTC)
nechaman: (i)
From: [personal profile] nechaman
Мои дети очень плохо знают русский, но они мне сразу сказали: птица никогда не сидит на заднице. Поэтому, я очень сомневаюсь, что кто-то такое нарисует. Это не ленгвистическая ошибка :))

Date: 2013-02-15 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] maxlethal.livejournal.com
Перед нами стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит. Если мы воткнем вилку в столешницу, вилка будет стоять. То есть стоят вертикальные предметы, а лежат горизонтальные? Добавляем на стол тарелку и сковороду. Они вроде горизонтальные, но на столе стоят. Теперь положим тарелку в сковородку. Там она лежит, а ведь на столе стояла. Может быть, стоят предметы готовые к использованию? Нет, вилка–то готова была, когда лежала.
Теперь на стол залезает кошка. Она может стоять, сидеть и лежать. Если в плане стояния и лежания она как–то лезет в логику "вертикальный–горизонтальный", то сидение — это новое свойство. Сидит она на попе. Теперь на стол села птичка. Она на столе сидит, но сидит на ногах, а не на попе. Хотя вроде бы должна стоять. Но стоять она не может вовсе. Но если мы убьём бедную птичку и сделаем чучело, оно будет на столе стоять. Может показаться, что сидение — атрибут живого, но сапог на ноге тоже сидит, хотя он не живой и не имеет попы. Так что, поди ж пойми, что стоит, что лежит, а что сидит.
А мы ещё удивляемся, что иностранцы считают наш язык сложным и сравнивают с китайским. (с)

+ ещё по теме

Date: 2013-02-15 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] maxlethal.livejournal.com
Прожив 10 лет в России, американец так и не смог понять, почему хyево — это плохо, а пиздато — это хорошо. Но главное, почему пиздец — это хуже, чем хуево, а охyенно — это лучше, чем пиздато!

"Did you know that the russian word for sock is "no sock"?"

http://entre-2-mondes.livejournal.com/77158.html

http://russian.stackexchange.com/
Edited Date: 2013-02-15 11:34 am (UTC)

Date: 2013-02-15 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] wingover.livejournal.com
С другой стороны, стоя тоже никто не сидит. )

Date: 2013-02-15 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] huzhepidarasa.livejournal.com
в тюрьме сидят и стоя, и лежа, и даже расхаживая из угла в угол.
Edited Date: 2013-02-15 12:01 pm (UTC)

Date: 2013-02-15 12:09 pm (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Это, конечно, верно. Но и на иврите можно сказать, что ציפור יושבת על העץ и никто не подумает, что она сидит на попе. И на английском... Так что, не знаю, причем тут русский язык?

Date: 2013-02-15 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] korolana.livejournal.com
Подобных лингвистических казусов в любом языке много.
Например, если о русском, то одна из расхожих шуток как американец впал в ступор, когда контролер в автобусе ему сказал "Ну давай, бери билет скорее" :) КОнструкция "давай-бери" в одном предложении.

У меня дочка в универе в свое время брала курс по сравнительной лингвистике. Очень интересный курс на самом деле.

Date: 2013-02-15 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_winnie/
Странно, по английски вроде тоже "сидит" (sitting):

Image

Date: 2013-02-15 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] huzhepidarasa.livejournal.com
Именно, да. По-английски даже кастрюля на плите сидит (а в ней сидит картошка). Так что уникальные русские сковородки, которые то стоят, то лежат, не очень-то и уникальные.

Date: 2013-02-15 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] anthar.livejournal.com
понятно, что комментатор хотел сказать данным примером, но придумалось неудачно. особенно сомнителен пассаж про "даже если хорошо владеют русским".

Date: 2013-02-15 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] asox.livejournal.com
was imprisoned никак не производится от sit и не получается из was planted. ;))

Date: 2013-02-15 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] thawing-wind.livejournal.com
У меня сложилось впечатление из чтения англоязычных книжек, в основном, что в английском кк раз все более единообразно - изрядная часть того, что в русском может лежать, стоять и сидеть, у них таки сидит без вариантов. Но примеров сходу не нашла, так что, может, это ошибочное впечатление.

Date: 2013-02-15 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] janez.livejournal.com
У меня поляк спрашивал, почему "Да нет [же]!" - мол, определитесь, или да, или нет.

Date: 2013-02-15 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] wingover.livejournal.com
Да, недавно на глаза попались статьи об Ифкуиле (искусственный язык, в котором лексика учитывает контекст, интенцию, действующее лицо и т.п.) - а ведь привычный язык не хуже него получается в этом отношении, тут словоупотребление тоже вполне формализуемо, не очень тривиально, но тем и интересно.

Date: 2013-02-15 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nec-p1us-u1tra.livejournal.com
Автор пример высосал из своей фантазии.

Date: 2013-02-15 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] polter.livejournal.com
birds standing in the sycamore tree
dream a little dream of me

Date: 2013-02-15 03:32 pm (UTC)
From: [personal profile] ichthuss
Надо было объяснить, что это омонимы. Надеюсь, про омонимы поляк слышал?

Date: 2013-02-15 10:07 pm (UTC)

Date: 2013-02-16 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] huzhepidarasa.livejournal.com
да, наверное, вы правы

Date: 2013-02-17 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] starshoj.livejournal.com
Хорошо, что не стали искать 3ализняк третьим по порядку

Date: 2013-02-17 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] pilpilon.livejournal.com
And the raven, never flitting, still is sitting, still is sitting
On the pallid bust of Pallas just above my chamber door

Date: 2013-02-17 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kodt-rsdn.livejournal.com
Про Зализняка можно пояснить, в чём прикол?
Версии:
- два или три индекса: один, традиционно, библиографический, другой - сквозная нумерация сносок внизу страницы, и возможно, третий - примечания в конце статьи.
- это была копипаста из другой статьи, в которой таки был Зализняк под 23 номером.

Date: 2013-02-17 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Прикол в том, что я машинально воспринимаю это имя, будто записанное латинскими буквами, Zali..., и ищу его в конце списка, потому что Z - последняя буква алфавита.

Индекс тут ни при чем, просто деталь - библиографический список одновременно по алфавиту и пронумерован.

Date: 2013-02-17 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] kodt-rsdn.livejournal.com
Про Z3 я не догадался. Правда, подумал, что если бы там было [32], то возник бы ещё один повод для перелома глаз :)

Date: 2013-02-17 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да не Z3. Что-то вы не поняли, кажется, а я не понял, что я не так объяснил.

Еще раз. Забудьте про число. Я увидел, что мне нужно искать статью этого автора в библиографии, нажал кнопку End, сразу увидел, что библиография устроена по алфавитному признаку, и стал искать статью в самом конце, потому что машинально искал букву З в конце русского алфавита, потому что ее латинский аналог Z в конце латинского.

Date: 2013-02-17 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] kodt-rsdn.livejournal.com
Боже, как всё кудряво. Автоматически транслитерировать русское имя и искать в русской статье в русском библиографическом списке латынь...

Date: 2013-02-18 12:45 pm (UTC)
zhiva: (Default)
From: [personal profile] zhiva
а если стоящую на столе сковородку перевернуть вверх дном, то она будет лежать, а то и валяться :)

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 05:39 am
Powered by Dreamwidth Studios