avva: (moose)
[personal profile] avva
На следующей неделе я на работе прочитаю две лекции, каждая по полтора часа, большому числу коллег. Обе лекции - ознакомительный обзор с очень обширным техническим материалом, который слушателям совсем неизвестен.

Эти лекции периодически читают в разных офисах компании, и от предыдущих чтений на внутренней сети уже лежит полный набор слайдов, а также видеозапись. В принципе я мог бы просмотреть один раз прошлую запись, прочитать слайды и идти преподавать вместе с ними - материал я этот знаю очень хорошо, на любые вопросы смогу ответить. Я не обязан придерживаться в точности этих слайдов и записи, но и ничего плохого в этом нет. Я не думаю, что у меня вышло бы плохо, если бы я так и сделал - скорее вышло бы нормально. Мне хочется, однако, попробовать сделать лучше, чем нормально, и я размышлял на этой неделе о том, что я хочу изменить. Вот что надумалось пока что:

1. Каждая лекция состоит из полутора часов обзорного материала с кучей новых для слушателя технологий, названий, процессов и принципов. Я не думаю, что логично ожидать от слушателей напряженного внимания все полтора часа. Поэтому я сделаю перерыв в 5-10 минут в середине, предложу людям заняться чем им хочется, проверить почту, пойти взять кофе или что угодно еще. Опасность тут - что это выбьет слушателей из контекста и они не "подключатся" уже к второй половине; я постараюсь найти естественный переход к новой теме в тексте лекции, чтобы уменьшить шансы этого.

Великий математик Джон фон Нейман любил повторять, что идеальная длина лекции - микровек (об этом рассказал в своих мемуарах Джиан-Карло Рота). Если посчитать, сколько будет микровек, т.е. миллионная часть столетия, выйдет примерно 52 минуты. Я по себе знаю, что даже на интересной лекции к концу часа начинаю превращаться в зомби - странно было бы мне самому требовать большего от слушателей.

2. Это обзорные лекции, они упоминают стопятьсот разных названий, из которых 80 процентов все слушатели забудут к следующей неделе. Настоящая моя цель - на примере всех этих аббревиатур показать и объяснить несколько важных принципов. Раз это моя цель, то я сформулирую эти принципы как можно более ясно, и буду упоминать их намного больше и чаще, чем кажется вежливым и педагогически правильным. Вместо того, чтобы два раза сказать "вот видите, это опять пример того, как мы подходим к такой-то проблеме", я скажу это 6-7 раз.

3. Я недавно листал воспоминания другого математика, Ральфа Боаса, и там была фраза, которая мне запомнилась. Он сказал примерно так: я за свою 40-летнюю карьеру математика могу вспомнить три или четыре раза, когда я присутствовал на лекции, которую проводили на слишком простом уровне относительно ее слушателей. Обратных же случаев, когда лектор выбрал слишком высокий уровень, было несчетное количество.

Следовательно: пройтись по слайдам глазами полного новичка-чайника, найти места где мне что-то кажется очевидным, но на самом деле надо это пояснить или определить. Найти слишком сложные места, соединяющие несколько только что выученных слов, и вычеркнуть их.

4. Репетировать, причем больше одного раза. Составить подробный план лекции, более подробный, чем слайды, и обозначающий вкратце материал, который я буду говорить вслух не со слайдов. Расписать план по минутам, прочитать вслух всю лекцию, сравнить время, сделать выводы. Если понадобится, несколько раз так. За день до лекций я еще проведу последнюю репетицию с участием нескольких коллег, которые могут заметить какие-то важные недочеты.

Это пока то, что придумалось - посмотрим, насколько это поможет или наоборот помешает. Если у вас есть другие советы общего плана о том, как лучше, эффективнее преподавать сложный незнакомый материал, поделитесь ими в комментариях!
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

45 минут

Date: 2013-08-02 01:53 am (UTC)
From: [identity profile] bsharp321.livejournal.com
Со временем на лекцию именно так и правильно. Советская "пара" была оптимальной: две части по 45 минут с 5-минутным перерывом.

Date: 2013-08-02 02:15 am (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Как слушатель некоторого числа таких лекций, я скажу вот что: пункт 2 - самый важный. С обзорных лекций я обычно выхожу с туманным ощущением важности всего сказанного и обещая себе посмотреть повнимательнее на две-три вещи, которые чем-то меня заинтересовали; обычно только одна из них оказывается действительно полезной, или ни одной, или я вообще забываю на них посмотреть. Если б лектор более четко рассказывал, что из описанного наиболее важно и почему, чем новые технологии лучше или дополняют старые, насколько широко они реально использутся, это было бы очень ценно.

Date: 2013-08-02 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Ага, спасибо.

Date: 2013-08-02 02:16 am (UTC)
From: [identity profile] timelets.livejournal.com
Перерыв в середине это правильно. Часть народа уйдет, но это не страшно.

Из своего опыта преподавания я бы посоветовал делать короткие Q&A после каждых 10-15 минут материала.
Обычно хорошо работает объяснение новой концепции на примерах before and after. Например, показываешь что before некая штука работала так, a after применeния нового метода, она заработала в 10, 100, 1000 раз лучше. Потом залезаешь внутрь этой штуки и показываешь, за счет чего происходит такое сумасшедшее (insanely great) улучшение.

Кроме того, хорошо еще самому понимать цель лекции.
Если задача предоставить "китайское меню", чтобы люди потом сами могли пойти и разобраться с тем, что им понравилось, то надо дать примеры использования и ссылки для дальнейшей работы.
Если задача в том, чтобы объяснить, как все новые концепции работают вместе, то хорошо показать, за счет чего система получается больше/лучше/быстрее, чем простая сумма ee частей.

P.S. Мне тоже нужен совет из Вашего опыта и опыта Ваших читателей. Где можно найти хороший обзорный материал для не совсем чайников по современным scalable networked software architectures that are used by Google, Facebook, Twitter, Amazon, etc. The architecture should enable fast feature/product development, deployment, testing/analytics/rollback, and high peak performance. Что-то вроде MapReduce, но наверное, наверное, там должно быть всего гораздо больше.

Спасибо.

Date: 2013-08-02 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] oyra-oyra.livejournal.com
1. Очень круто, когда лектор использует не только слайды, но и рисует на доске по ходу действия.
2. частые сессии вопросов и ответов (а не всё обсуждение в конце)
3. Каждые 10-15 минут - recap - краткие выводы из рассказанного.

(no subject)

From: [identity profile] progulki.livejournal.com - Date: 2013-08-02 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vitaly-il.livejournal.com - Date: 2013-08-02 10:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] timelets.livejournal.com - Date: 2013-08-02 09:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-08-02 08:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-02 02:22 am (UTC)
From: [identity profile] igorlord.livejournal.com
Ничего себе сколько у тебя времени для подготовки!

А по-теме, я посоветовал-бы задавать аудитории 1-2 вопроса каждые 10-15 минут по материалу. Это их разбудит и заставит слушать внимательнее.

Date: 2013-08-02 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Времени столько, сколько я уделю этому в ущерб основному проекту, очевидно.

Date: 2013-08-02 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] weaverine.livejournal.com
Дать план лекции вначале и основные тезисы в конце.
Формат, возможно, не предусматривает, но аудитории можно давать задания, задавать вопросы. Сделать перерыв в середине - хорошая идея, в начале второй части выдать краткое содержание предыдущей, чтобы народ настроился.

несколько финтов

Date: 2013-08-02 02:59 am (UTC)
From: [identity profile] sspr.livejournal.com
!
1. Использую риторические вопросы
2. Использую резкие движения (встать на стол или стул)
2а В конце, когда все устали и я устал, и стал монотонным, - говорю тем же тембром абсурд, до тех пор, пока хотя бы половина не начнет оглядываться и поднимать брови (тонкий и сложный финт)
3. Использую технику актеров - охватываю каждого слушателя
4. Использую фломастер или мел, рисую, а только потом вытаскиваю вылизанный слайд
5. Формирую интригу в начале, раскрываю ее в конце, или не раскрываю, перенося "на завтра"

Re: несколько финтов

Date: 2013-08-02 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
интересные варианты, спасибо :)

Date: 2013-08-02 03:00 am (UTC)
From: [identity profile] dalenae.livejournal.com
поддерживаю идею перерыва
как тут уже сказали, задавать вопросы перед вводом новой темы. можно риторические вопросы просто в воздух и сделать паузу несколько секунд, можно непосредственно к группе. очень настраивает на впитывание новой информации
еще мне давали хороший совет не помещать много текста на слайды, при этом говоря другой текст. если на слайде есть текст, дать пару секунд тишины, чтобы студенты сами прочитали. наложение разговора и текста очень трудно воспринимается.
умозрительные слайды--когда идеи и соотношения преподносятся графически--лучше всего воспринимаются.

Date: 2013-08-02 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, много слов на слайдах и проговаривание их вслух - это ужасный стиль. Проблема еще в том, что это такая точка-аттрактор, к такому положению дел легко незаметно скатиться. Думаешь, что проясняешь слайды и делаешь их понятнее, а выходит вот так.

Date: 2013-08-02 03:27 am (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
несколько лет назад я был на лекции в Стэнфорде одного из основоположников совр. космологии - Виленкина. Он излагал крайне сложные физические теории, ни разу ни прибегнув к формулам, зато было видно (слышно) как физик мыслит образами. Потом была вторая лекция со сполошной математикой для тех, кто ее знает.
Edited Date: 2013-08-02 03:28 am (UTC)

Date: 2013-08-02 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Не знаю, как в космологии, но не всем этот подход годится. Я, скажем, гораздо лучше понимаю формулы. Дирак, помнится, тоже где-то писал, что ему было очень сложно слушать Бора, так как Бор пользовался почти исключительно образами, а Дираку хотелось формул, или хотя бы того, что в них легко превращается.

(no subject)

From: [identity profile] alsit25.livejournal.com - Date: 2013-08-02 06:11 am (UTC) - Expand

Date: 2013-08-02 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] zoinamama.livejournal.com
я часто задаю вопросы в процессе лекции - мини-задачи по теме. Или, если собираюсь описать как в процессе эволюции предмета решалась определенная задача, предварительно предлагаю поискать пути решения слушателям.
Хотя есть риск чрезмерного вовлечения слушателя - они продолжают думать над вариантами и я их теряю до конца лекции

Date: 2013-08-02 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] bsivko.livejournal.com
1. Новые идеи должны быть просты для понимания широкой аудитории и компактны.

Понимание должно быть для всех (dumbing down до уровня всех в аудитории).

Идеальный размер - компактность пословицы. Следует понимать, что это ведет к потере части смысла. В этом плане детали не важны, важно первое приближение.

Формула: "если вы сказали три вещи, то вы не сказали ничего".

Be Simple.

2. Запоминается неожиданное. Для этого: рвем шаблоны для захвата внимания.

Схема:
1. Находим центральную идею.
2. Ищем, почему она до сих пор не реализовалась сама по себе? Что неожиданного в ней, из-за чего она ещё не реализована?
3. Машина предсказания аудитории должна быть поломана.
4. Помогаем эту машину починить.

Be Unexpected.

3. Для новичков в рассматриваемой области более важны изначально конкретные вещи. Абстракции - для экспертов.
Сначала люди улавливают конкретику. И только потом начинают усваивать абстракции.

Be Concrete.

Date: 2013-08-02 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] 999999.livejournal.com
есть возможность разослать слайды заранее? шоб полет фантазии слушателя тоже заранее а не на месте, потому что если на месте то кромешный adhd, прилетел назад а лектора и след простыл )

у логика Sy Friedman посреди лекции (хоть на удобном месте в доказательстве) студент выскакивал (всмыс приглашался к доске) и рассказывал математический анекдот.

сорри эдит падежныя окончание и уточн
Edited Date: 2013-08-02 06:09 am (UTC)

Date: 2013-08-02 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
спасибо! Слайды разослать заранее никак, увы, но потом у них будет к ним доступ.

Date: 2013-08-02 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] postumia.livejournal.com
Каждый раз когда доходишь до промежуточного суммирования материала, говори вслух "Сейчас я суммирую то что мы долько что обсудили: итак...." -- тогда те кто немного сник и потерялся в материале, воспрянут духом и все кто слушает сумеют, удостовериться только что услышанное понято ими правильно.

Date: 2013-08-02 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
ага, хорошая идея.

Date: 2013-08-02 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] progulki.livejournal.com
я преподаю в университете и стараюсь обходится без слайдов
пишу план лекции на доске, и основные понятия тоже пишу на доске в углу и не стираю. Каждый раз, когда я их упоминаю, я показываю на них и так они запоминаются.

Date: 2013-08-02 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] a-bronx.livejournal.com
Запишите лекцию (и/или репетиции) на видео -- можно будет просмотреть и проанализировать себя со стороны, точнее оценить реакцию аудитории, а видео потом тоже можно будет выложить.

Date: 2013-08-02 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] loqva.livejournal.com
+1500!

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-08-02 08:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-02 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] ilia-yasny.livejournal.com
Я читал в прошлом году лекцию своим друзьям - неподготовленным слушателям - на тему разработки лекарств. Смог говорить два часа без перерыва, причем почти не готовясь, и вроде никто не заснул. Я старался как можно больше приводить анекдотических случаев, историй из жизни и т.п., но в середине все равно был момент, когда слушатели немного заскучали.
В августе, может быть, буду читать подобную лекцию школьникам, так что ваш опыт будет очень полезен, пишите.

Date: 2013-08-02 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] versa-vice.livejournal.com
часто людям трудно просто слушать, надо еще что-то делать. Например, конспектирование во многом служит этой цели - параллельный процесс, тем не менее помогающий концентрировать внимание. Поэтому я бы подумала о том, чем занять людям руки :) В бумажном ли виде, или компьютерном - это уже Вам виднее.

Date: 2013-08-02 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Тут трудно - это обзорный материал, задач по нему не задать, конспектировать особо незачем. Но вообще интересная идея, спасибо :)

Date: 2013-08-02 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] efix.livejournal.com
Информацию на слайде лучше раскрывать порциями (анимация) по ходу объяснения. Иначе, если вывалить плотный слайд сразу целиком, люди машинально начнут всё читать и информация со "звуковой дорожки" в этот момент не будет восприниматься.

Date: 2013-08-02 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] meteor26.livejournal.com
В свое время в университете был курс по научной/технической презентации. Один из моментов, что я вынес для себя и, который с тех пор бросается в глаза, это необходимость навигации. Т.е. нужно постоянно показывать аудитории где мы сейчас находимся. Самый простой способ - проставить нумерация слайд включая общее количество, например "8(36)".

Eще, наверняка вначале, на первых слайдах, будет показываться агенда (agenda) из нескольких пунктов - то, о чем мы сегодня будем говорить. Хорошим ориентиром для слушателей по ходу презентации будет, если переходя к новому разделу агенды, ему покажут не просто слайд с названием раздела, а всю агенду целиком с выделенным пунктом из списка (цветом, шрифтом, фоном - как угодно).

(no subject)

From: [identity profile] meteor26.livejournal.com - Date: 2013-08-02 08:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progulki.livejournal.com - Date: 2013-08-02 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-08-02 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] meteor26.livejournal.com - Date: 2013-08-02 08:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-02 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] ilya-dogolazky.livejournal.com
слайды бы ещё выбросить, была б польза

доску с мелом наверное сейчас хрен найдёшь, слишком винтажно, но есть какие-то эрзацы типа фломастера с огромными листами бумаги (как их там, флип-овер или чёта такое)

Date: 2013-08-02 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Часто слайдов бывает слишком много или можно обойтись вообще без них, но не всегда - это уже перебор.

(no subject)

From: [identity profile] ilya-dogolazky.livejournal.com - Date: 2013-08-03 11:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-02 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] anthar.livejournal.com
да, про слайды верно пишут. гораздо лучше либо рисовать, либо как-то анимировать процесс на слайдах. иначе слайд действительно мешает воспринимать аудиодорожку. кроме того, слайды хуже держатся в памяти. я рисую на доске фломастером, а готовые материалы в самом конце выдаю.

если кажется, что народ заскучал, можно "споткнуться", уронить что-нибудь громко и т.п.

в комментариях правильно пишут про использование вопросов. причем они необязательно должны быть риторические. у меня по лекциям раскиданы вполне реальные вопросы. я их задаю другим тоном, чем читаю лекцию.

и интрига очень важна. при знакомстве с новым материалом у слушателей возникает вопрос "что это?", потом "зачем это?", а потом - "и что с того?" (см, например, второй комментарий под этим постом). на если эти вопросы оставить без внимания, люди отключаются. можно устраивать из ответов интригу. можно просто к ним подводить и отвечать на них. главное, их нельзя игнорировать.

Date: 2013-08-02 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] norian.livejournal.com
при нонешней распространенности видеотехники совершенно не проблема записать репетицию, посмотреть и переделать косяки

правда, времени потребуецца намного больше - в худшем случае 2n для каждой итерации

говоря логически,

Date: 2013-08-02 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
единственное преимущество лекции перед видеопрезентацией состоит в том, что лектор может пытаться на месте сориентироваться и понять, что на самом деле непонятно слушателям и реагировать на их реакцию. Так что слайды и репетиции в некотором смысле действуют в противоположную сторону (хотя, конечно, для осмысленной реакции на месте требуется не только знание предмета, но и некоторый преподавательский опыт и квалификация)...

Re: говоря логически,

Date: 2013-08-02 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] the-aaa13.livejournal.com
Лектор еще на вопросы может отвечать, так что не единственное. Но да, очень важное.

Re: говоря логически,

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2013-08-02 10:20 am (UTC) - Expand

Re: говоря логически,

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-08-02 08:55 pm (UTC) - Expand

Re: говоря логически,

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2013-08-02 10:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-02 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] andreylv.livejournal.com
1. Я на одном из курсов подхватил такую действенную фишку. Если спрашивать зал "Все ли понятно?", все кивают. Если спрашивать "Есть ли вопросы?", то обычно все молчат. А вот если попросить "Покажите мне, на сколько вам понятно то, о чем мы сейчас говорили, с помощью жеста - большой палец вверх означает 100%, большой палец вниз - 0%, допустимо любое промежуточное положение." - то обычно аудитория гораздо более откровенна в своей реакции.

2. Во время лекции хорошо время от времени задавать нетривиальные вопросы и предлагать аудитории голосовать на несколько возможных вариантов ответа. Тем, кто "угадает" правильно все ответы, можно дать маленький приз. А можно и не давать.

3. Закончить лекцию на 10 минут раньше. На это никто никогда не жалуется.

4. Не менять слайды слишком часто.

Date: 2013-08-02 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] progulki.livejournal.com
я говорю "когда я спрашиваю, есть ли вопросы, я не спрашиваю "кто тут придурок, который ничего не понял"? Я спрашиваю, есть ли у вас вопросы ко мне. Всегда, но действительно всегда, когда непонятно одному, то непонятно еще, как минимум, одному. Спросите меня, вы платите университету кучу денег, жалко будет, если так и уйдете домой, с вопросом

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-08-02 08:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gdt.livejournal.com - Date: 2013-08-03 01:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-02 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] saccovanzetti.livejournal.com
на вопросы надо оставить минимум полчаса.

Date: 2013-08-03 02:16 am (UTC)
From: [identity profile] alphyna.livejournal.com
у меня какой-то студенческий комментарий — не знаю, быть может, в компании это неуместно, но: хэндауты! распечатки с самыми краткими пунктами лекции — пусть даже сокращёнными вариантами тех же слайдов. да, мы живём в век информационных технологий, но на бумажках можно делать пометки (и мне это, например, куда удобнее, чем тыкать в экранную клавиатуру). людям с плохим зрением смотреть в них может быть удобнее, чем на экран. ну а если не пригодится, из бумажки можно сложить самолётик и романтично запустить в небо. :)

на кафедре у нас хэндауты были почти обязательным элементом. когда защищали дипломы, было очень жарко, и я, признаюсь, периодически уплывала. так вот следить за мыслью рассказчика по бумажке (которую я сама могу перевернуть и так далее) куда удобнее, чем смотреть на слайды, которые перелистывает он.

ещё могу посоветовать (банальное) говорить простыми словами и перекладывать формулировку одного и того же принципа на разные лады. мне иногда бывает сложно воспринимать теорию на слух, и разное изложение одной мысли очень спасает (типа один раз усвоила половину, потом — вторую).

ну и, конечно, контакт с аудиторией. вопросы. кстати, удобно, когда вопросы аудитории не откладываются на конец, а озвучиваются в процессе — или хотя бы вот перед перерывом. ведь когда вопрос звучит в конце, ответ на него приносит пользу спросившему, а остальные могли что-то уже и подзабыть; когда он звучит сразу, ценным ответ окажется и для пассивных слушателей.

кстати, а как насчёт вот такого, тоже совсем какого-то университетского варианта: если вам задают вопрос, кажущийся достаточно тривиальным, не отвечать на него самому, а предложить ответить кому-то из слушателей? известно ведь, что, объясняя, человек сам лучше понимает и запоминает материал. хотя на такие забавы, конечно, может не быть времени.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 5 6 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 8th, 2026 01:38 am
Powered by Dreamwidth Studios