avva: (moose)
[personal profile] avva
Вчера читал лекции, о подготовке к которым писал на прошлой неделе. Вроде бы прошло хорошо и слушателям понравилось, задавали много вопросов по делу. Основные выводы на будущее:

- сделать перерыв посредине 1.5-часовой лекции было несомненно верным решением. Если не забывать смотреть на слушателей, то невооруженным глазом видно, как к 50-й минуте люди начинают отключаться.

- добровольно идти читать шесть часов лекций в один день было безумием (две лекции по 1.5 часа, но я прочитал каждую дважды разным людям). К концу дня я падал с ног от усталости, физической и моральной, и еще сегодня весь день приходил в себя. Я знал, что будет нелегко, но недооценил, насколько.

- качество лекции прямо зависит от количества времени на подготовку. Я провел репетицию обеих лекций за день до них, перед живыми слушателями, и это очень заметно повлияло в лучшую сторону на качество. Собирался провести больше одной (еще в одиночестве, записать себя на видео и просмотреть), но не успел; если бы успел - было бы еще лучше.

- слайдов (которые мне достались готовыми) было слишком много и они были слишком подробными. Я это понял по итогам репетиций и сильно сократил их количество и упростил содержимое. В итоге их все равно было слишком много и они были слишком подробными. Но намного лучше, чем поначалу.

- если не пишешь/рисуешь на доске, а только показываешь слайды, то к ним вообще не следует поворачиваться. Желательно, чтобы уровень подготовки был такой, что сам отлично помнишь, какой следующий слайд, и продолжаешь смотреть на людей, нажимая на кнопку; если это не так, то лучше бросить взгляд на экран лаптопа перед собой, а не на стенку или телеэкран, куда проецируются слайды. Аудитория очень чутко относится к потере этой связи.

- продолжая предыдущий пункт: вообще, самая проигрышная ситуация, котороая может получиться - это когда лектор читает написанное на слайде одновременно с аудиторией, и комментирует. Даже если он говорит умные и интересные вещи, это убивает внимание. Правильная ситуация - это когда я не знаю, какое будет следующее предложение из уст лектора; если я знаю, что следующее предложение - это то, что я только что прочитал взглядом на слайде (пусть даже после этого он добавит много и хорошо от себя), это немедленно создает ощущение "не так важно", мгновенно снижает уровень внимания.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2013-08-07 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
"- добровольно идти читать шесть часов лекций в один день было безумием (две лекции по 1.5 часа, но я прочитал каждую дважды разным людям). К концу дня я падал с ног от усталости, физической и моральной, и еще сегодня весь день приходил в себя. Я знал, что будет нелегко, но недооценил, насколько." - представлете, каково школьным учителям, которые примерно это же делают каждый рабочий день по 30 лет, а до и после уроков - готовятся к ним и проверяют тетрадки?

Date: 2013-08-07 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
"- продолжая предыдущий пункт: вообще, самая проигрышная ситуация, котороая может получиться - это когда лектор читает написанное на слайде одновременно с аудиторией, и комментирует. Даже если он говорит умные и интересные вещи, это убивает внимание. Правильная ситуация - это когда я не знаю, какое будет следующее предложение из уст лектора; если я знаю, что следующее предложение - это то, что я только что прочитал взглядом на слайде (пусть даже после этого он добавит много и хорошо от себя), это немедленно создает ощущение "не так важно", мгновенно снижает уровень внимания." - а что Вы конкрентно делали? Давали слушателям прочесть то, что на слайде (и в это время молчали), а потом добавляли что-то от себя? Или слушатель читал одно на слайде, а Вы в это время другое говорили голосом? Или как-то ещё было по-другому? Объясните пожалуйста.

Date: 2013-08-07 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] sutasu.livejournal.com
Забавно - практический вывод заповедей, которым учат IT-тренера. "Устав написан кровью", что и говорить.

Date: 2013-08-07 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Лучшие варианты:

- на слайде всего несколько ключевых слов или одно предложение, или рисунок/схема/диаграмма

- я переключаю на этот слайд и одновременно говорю о том, что на нем, проясняя и добавляя от себя. Если это слова, то я их могу повторить, но не считывая слайд, а от себя, глядя на слушателей.

- или я говорю о чем-то без слайда и в процессе объяснения говорю что-то вроде "вот диаграмма этого процесса [переключается слайд, пауза в 2-3 секунды]. Обратите внимание на то, что..."


Средний по качеству вариант:

- я закончил обсуждать какую-то под-тему. Переключаю слайд, кидаю на него один взгляд и вспоминаю все, что хочу по этой теме сказать. Начинаю говорить от себя, не считывая со слайда, но раз или два в течение следующих нескольких минут сверяюсь с ним, чтобы убедиться, что не забыл какой-то важный пункт.

Худший вариант: по тексту, который вы процитировали.

Date: 2013-08-07 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
Хочу просто уточнить - Ваши слушатели не должны были ничего за Вами записывать, и не сдают никакой тест/зачёт по окончании?
Я читаю лекции в университете в США, и это большая проблема как это всё организовать, даже имея прекрасный поверпойт. Мои студенты должны записывать, что есть на слайде, и когда они записываают, лучшее, что я могу сделать - это просто молчать. Если я одновременно с этим говорю (неважно что) - они или не слышат, что я говорю, или не в состоянии писать.
После того, как они закончат записывать, я могу дальше развить тему, привести дополнительные примеры, которых нет на слайде и т.п. Я прочла эти лекции уже 4 раза (каждый раз 34 лекции), и что есть на слайдах, помню очень хорошо, для некоторых лекций, мне их практически видеть не надо, чтобы знать, что там.

Date: 2013-08-07 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-begemot.livejournal.com
А по-простому выложить слайды на сайте курса - никак?
Вот никогда не пойму этого маразма - записывать за лектором.

Date: 2013-08-07 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egorfine.livejournal.com
К слайдам "вообще не следует поворачиваться — false. Украдкой поворачиваться не надо, это действительно палевно. А вот "прямым текстом" повернуться, сделать паузу, прочитать и осмыслить — это вполне нормальный и естественный шаг в презентации, если это искренне.

Date: 2013-08-07 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, это были обзорные лекции, которые не надо было записывать и даже запоминать подробности тоже не надо было. Надо было понять, осмыслить, осознать основные принципы.

Да, я согласен, что если слушатели ведут конспект, то говорить одновременно с этим может быть неудобно. У меня нет недавнего опыта такого преподавания, так что добавить нечего (я преподавал в университете, в основном как TA и немного заменяя лектора, но это было очень давно).

Date: 2013-08-07 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com
- продолжая предыдущий пункт: вообще, самая проигрышная ситуация, котороая может получиться - это когда лектор читает написанное на слайде одновременно с аудиторией, и комментирует.

Вас читает и к вашему мнению прислушивается слишком много людей, так что поправлю сразу.
Если часть аудитории НЕ ВИДИТ текст или не может прочесть, вы обязаны прочитать содержимое слайда вслух.
Да, убивает. Поэтому слабовидящих я либо пересаживаю за преподавательский стол (плохо), либо выкладываю презентацию онлайн и они могут смотреть ее с компьютеров перед собой (маньяки-осязатели подписывают к слайдам комментарии и раскрашивают части). В этом случае нужно звуком обозначать переход на следующий слайд.

PS: четыре пары за день, с непривычки, трудновато. Шесть пар - гораздо неприятнее.

Date: 2013-08-07 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
Нет, это запрещено старшим преподавателем этого курса, профессором, у которой 20 лет опыта в преподавании. Она как-то это сделала, студенты полностью перестали читать книгу, читали только слайды, и оценки за тесты упали драматически.
*
Я вообще-то более менее её слушалась, и студентам слайды до лекций не давала. Они, конечно же, доступны после лекций для подготовки к тесту, но каждая лекция кончается квизом, и они могут пользоваться записями, сделанными во время лекции, но ничем другим. Так что все пишут.
Но как-то раз я не уследила, и поверпойтны стали доступны до лекций. Студенты прочли их до лекций, и даже распечатали. На лекции зевали, потому что всё уже было известно, не следили за излагаемым материалом, не могли ответить на вопросы (для этого нужно следить за дискуссией). Квизы сразу полетели вниз, а за ними и тесты. Так что я теперь слушаюсь профессора и таких ошибок не делаю.
А Вы преподаватель, да? А как Вы делаете?

Date: 2013-08-07 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com
Меня потеря темпа подачи информации слегка бесит.
А поворот спиной, если вдруг вы не принялись на этих слайдах поверх что-то рисовать для пояснения, это потеря темпа.

Date: 2013-08-07 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Спасибо, мне эти соображения не приходили в голову.

к вашему мнению прислушивается слишком много людей

:)

Date: 2013-08-07 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] egorfine.livejournal.com
Темпом нужно управлять отдельно.

Date: 2013-08-07 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] vgarnick.livejournal.com
Не совсем так: "ставка" учителя - 18 академических часов, т.е. при пятидневной раб. неделе, в среднем по 3.6 урока или 1,8 пары в день. А не по 4 пары, как у Анатолия. Кроме того, это все-таки уроки, а не лекции.

Date: 2013-08-07 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com
Закалка-тренировка. Я тоже почитываю и вижу, сколько сил на это уходит.

Date: 2013-08-07 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com
У меня на слайдах часто куски кода (вопросы), которые мы разбираем, и УДОБНО распечать слайды (или отдельные простынки кода, но до такого сервиса студентам я еще не дошла) до и делать пометки в коде по мере его обсуждения.

Более того, мне приятнее иметь структурированную напечатанную брошюру с пометками, чем большой объем переписанного кое-как кода. Пока код пишешь - не успеваешь пояснения, да и код не успеваешь переписать.

Я преподаю и регулярно хожу на другие курсы (где меня еще нахаляву научат, как не в родном институте!)

Да, учебников хороших нет. Студенты понимают, что по слайдам выучить невозможно, но альтернатива - Керниган&Ритчи, эта книга ориентирована на людей, которые знают хоть один язык программирования и в качестве "мой первый учебник по программированию" подходит слабо.

Date: 2013-08-07 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com
Поэтому никаких слайдов. Старый казацкий способ — мелом по доске. Это для студентов, которые потом придут на экзамен, конечно. Всем прочим можно и слайды, и песни с плясками.

Date: 2013-08-07 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com
Спасибо, мне эти соображения не приходили в голову.
Это у вас было либо слишком хорошее зрение, либо слишком хорошие аудитории. Мы на своей шкуре.
Сын не ходит на консультации, а смотрит их онлайн, именно потому, что не видит доску. Мечтает о записях всех лекций на видео. Чтобы поставить на паузу или нажать на зум.

Date: 2013-08-07 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
Я работала последние 4 года в частной международной школе в НЙ, каждый день пять уроков каждый по часу длиной. Это не 6 часов, а пять, но очень близко.

Date: 2013-08-07 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
"Кроме того, это все-таки уроки, а не лекции." - у меня есть опыт работы в школе и в колледже в США. Да, уроки немного по-другому, но в целом очень тяжелый труд. С совершеннолетними студенами немного легче, чем со школьнками 14-17 лет.
Edited Date: 2013-08-07 05:06 pm (UTC)

Date: 2013-08-07 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
Ну я в школе это делаю. Как-то раз год преподавала в школе вообще без поверпойнтов, только разговоры и надписи от руки. Но для объёма информации, который я даю в колледже, это нереально. Кроме того, поначалу такая опция просто отсутствовала, была огромная аудитория на 150 человек, слайды было показываать легко, а писать - практически невозможно.
Сейчас я работаю в аудитории поменьше, использую слайды и много пишу - рисую схемы, привожу примеры и т.д. Мне это нравится, и студентам, кажется, это тоже лучше. Но вообще без слайдов мы бы не успели.

Date: 2013-08-07 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] tlkh.livejournal.com
Все это вопрос привычки.
Чтобы смастерить стол, мне придется долго провозиться и вымотаться, тогда как столяр сделает такой за 10 минут, ковыряя в носу.

Date: 2013-08-07 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com
Хм, а разве объем информации не лимитирован сверху ментальными способностями студентов? Или они таковы, что без проблем позволяют перерисовать-осмыслить все ваши слайды?

Date: 2013-08-07 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
А сколько народу? Чтение лекции десяти и тремстам человекам -- две большие разницы.

Date: 2013-08-07 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
Они должны знать больше, чем на слайдах. У них есть обязательное чтение, которое занимает 2-3 часа в день.
Вопрос про то, чем всё это лимитировано - это очень интересный вопрос. Я читаю intensive summer course, это такое американское изобретение, в России неизвестное. (По крайней мере мне не было известно). Это курс материала, который в учебном году читается за 4 месяца, но летом, интенсивно, его можно пройти за 4 недели. Я ничего о такой практике не знала ещё 5 лет назад, но вот уже четыре лета читаю. Лекции 3 часа в день каждый рабочий день. Это сложно. Студенты жалуются. Но каждое лето класс наполнен под завязку, и три раза из четырёх ещё один или два студента сверх квоты умоляли их пустить в класс (я всякий раз соглашалась, потому что для меня разница невелика).
Ну вот, это сложно, но всегда где-то 30% студентов получают А (ну то есть пятёрки), это те, кто и так science majors, и те, у кого есть study skills. Преподаю я биологию, General Biology I and II. Если Вы хотите ещё подробностей, то скажите, что Вам интересно, я могу рассказать.
Edited Date: 2013-08-07 05:28 pm (UTC)
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

February 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 67
8 9 10111213 14
15 16 17 18192021
2223 2425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 24th, 2026 03:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios