avva: (moose)
[personal profile] avva
Вчера читал лекции, о подготовке к которым писал на прошлой неделе. Вроде бы прошло хорошо и слушателям понравилось, задавали много вопросов по делу. Основные выводы на будущее:

- сделать перерыв посредине 1.5-часовой лекции было несомненно верным решением. Если не забывать смотреть на слушателей, то невооруженным глазом видно, как к 50-й минуте люди начинают отключаться.

- добровольно идти читать шесть часов лекций в один день было безумием (две лекции по 1.5 часа, но я прочитал каждую дважды разным людям). К концу дня я падал с ног от усталости, физической и моральной, и еще сегодня весь день приходил в себя. Я знал, что будет нелегко, но недооценил, насколько.

- качество лекции прямо зависит от количества времени на подготовку. Я провел репетицию обеих лекций за день до них, перед живыми слушателями, и это очень заметно повлияло в лучшую сторону на качество. Собирался провести больше одной (еще в одиночестве, записать себя на видео и просмотреть), но не успел; если бы успел - было бы еще лучше.

- слайдов (которые мне достались готовыми) было слишком много и они были слишком подробными. Я это понял по итогам репетиций и сильно сократил их количество и упростил содержимое. В итоге их все равно было слишком много и они были слишком подробными. Но намного лучше, чем поначалу.

- если не пишешь/рисуешь на доске, а только показываешь слайды, то к ним вообще не следует поворачиваться. Желательно, чтобы уровень подготовки был такой, что сам отлично помнишь, какой следующий слайд, и продолжаешь смотреть на людей, нажимая на кнопку; если это не так, то лучше бросить взгляд на экран лаптопа перед собой, а не на стенку или телеэкран, куда проецируются слайды. Аудитория очень чутко относится к потере этой связи.

- продолжая предыдущий пункт: вообще, самая проигрышная ситуация, котороая может получиться - это когда лектор читает написанное на слайде одновременно с аудиторией, и комментирует. Даже если он говорит умные и интересные вещи, это убивает внимание. Правильная ситуация - это когда я не знаю, какое будет следующее предложение из уст лектора; если я знаю, что следующее предложение - это то, что я только что прочитал взглядом на слайде (пусть даже после этого он добавит много и хорошо от себя), это немедленно создает ощущение "не так важно", мгновенно снижает уровень внимания.

Date: 2013-08-07 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
"- добровольно идти читать шесть часов лекций в один день было безумием (две лекции по 1.5 часа, но я прочитал каждую дважды разным людям). К концу дня я падал с ног от усталости, физической и моральной, и еще сегодня весь день приходил в себя. Я знал, что будет нелегко, но недооценил, насколько." - представлете, каково школьным учителям, которые примерно это же делают каждый рабочий день по 30 лет, а до и после уроков - готовятся к ним и проверяют тетрадки?

Date: 2013-08-07 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] vgarnick.livejournal.com
Не совсем так: "ставка" учителя - 18 академических часов, т.е. при пятидневной раб. неделе, в среднем по 3.6 урока или 1,8 пары в день. А не по 4 пары, как у Анатолия. Кроме того, это все-таки уроки, а не лекции.

(no subject)

From: [identity profile] lauerz.livejournal.com - Date: 2013-08-07 05:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] khathi.livejournal.com - Date: 2013-08-11 02:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lauerz.livejournal.com - Date: 2013-08-07 05:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sthinks.livejournal.com - Date: 2013-08-07 06:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-07 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com
Закалка-тренировка. Я тоже почитываю и вижу, сколько сил на это уходит.

Date: 2013-08-07 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] tlkh.livejournal.com
Все это вопрос привычки.
Чтобы смастерить стол, мне придется долго провозиться и вымотаться, тогда как столяр сделает такой за 10 минут, ковыряя в носу.

Date: 2013-08-07 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, я размышлял об этом много вчера.

Date: 2013-08-07 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
"- продолжая предыдущий пункт: вообще, самая проигрышная ситуация, котороая может получиться - это когда лектор читает написанное на слайде одновременно с аудиторией, и комментирует. Даже если он говорит умные и интересные вещи, это убивает внимание. Правильная ситуация - это когда я не знаю, какое будет следующее предложение из уст лектора; если я знаю, что следующее предложение - это то, что я только что прочитал взглядом на слайде (пусть даже после этого он добавит много и хорошо от себя), это немедленно создает ощущение "не так важно", мгновенно снижает уровень внимания." - а что Вы конкрентно делали? Давали слушателям прочесть то, что на слайде (и в это время молчали), а потом добавляли что-то от себя? Или слушатель читал одно на слайде, а Вы в это время другое говорили голосом? Или как-то ещё было по-другому? Объясните пожалуйста.

Date: 2013-08-07 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Лучшие варианты:

- на слайде всего несколько ключевых слов или одно предложение, или рисунок/схема/диаграмма

- я переключаю на этот слайд и одновременно говорю о том, что на нем, проясняя и добавляя от себя. Если это слова, то я их могу повторить, но не считывая слайд, а от себя, глядя на слушателей.

- или я говорю о чем-то без слайда и в процессе объяснения говорю что-то вроде "вот диаграмма этого процесса [переключается слайд, пауза в 2-3 секунды]. Обратите внимание на то, что..."


Средний по качеству вариант:

- я закончил обсуждать какую-то под-тему. Переключаю слайд, кидаю на него один взгляд и вспоминаю все, что хочу по этой теме сказать. Начинаю говорить от себя, не считывая со слайда, но раз или два в течение следующих нескольких минут сверяюсь с ним, чтобы убедиться, что не забыл какой-то важный пункт.

Худший вариант: по тексту, который вы процитировали.

(no subject)

From: [identity profile] lauerz.livejournal.com - Date: 2013-08-07 04:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-begemot.livejournal.com - Date: 2013-08-07 04:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lauerz.livejournal.com - Date: 2013-08-07 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com - Date: 2013-08-07 04:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-begemot.livejournal.com - Date: 2013-08-07 07:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] slavka.livejournal.com - Date: 2013-08-08 12:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com - Date: 2013-08-08 02:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lauerz.livejournal.com - Date: 2013-08-08 02:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com - Date: 2013-08-08 12:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lauerz.livejournal.com - Date: 2013-08-08 03:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com - Date: 2013-08-08 03:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lauerz.livejournal.com - Date: 2013-08-08 04:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostia-inochkin.livejournal.com - Date: 2013-08-08 04:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-08-07 04:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com - Date: 2013-08-07 04:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lauerz.livejournal.com - Date: 2013-08-07 05:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com - Date: 2013-08-07 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lauerz.livejournal.com - Date: 2013-08-07 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com - Date: 2013-08-07 05:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] khathi.livejournal.com - Date: 2013-08-11 03:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olja-lja.livejournal.com - Date: 2013-08-08 08:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progulki.livejournal.com - Date: 2013-08-07 06:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gianthare.livejournal.com - Date: 2013-08-07 07:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-08-07 08:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gianthare.livejournal.com - Date: 2013-08-07 08:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com - Date: 2013-08-08 11:02 am (UTC) - Expand

Date: 2013-08-07 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] sutasu.livejournal.com
Забавно - практический вывод заповедей, которым учат IT-тренера. "Устав написан кровью", что и говорить.

Date: 2013-08-07 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Эм... кто такой IT-тренер?

(no subject)

From: [identity profile] sutasu.livejournal.com - Date: 2013-08-07 07:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-07 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] egorfine.livejournal.com
К слайдам "вообще не следует поворачиваться — false. Украдкой поворачиваться не надо, это действительно палевно. А вот "прямым текстом" повернуться, сделать паузу, прочитать и осмыслить — это вполне нормальный и естественный шаг в презентации, если это искренне.

Date: 2013-08-07 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com
Меня потеря темпа подачи информации слегка бесит.
А поворот спиной, если вдруг вы не принялись на этих слайдах поверх что-то рисовать для пояснения, это потеря темпа.

(no subject)

From: [identity profile] egorfine.livejournal.com - Date: 2013-08-07 04:49 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-09 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] olialia.livejournal.com
не соглашусь с вами. поворачиваться к слайдам --> отворачиваться от аудитории. а это ослабляет внимание или даже раздражает.
прочитать можно и на экране нотебука. естественно, может быть много исключений, но для начала надо приучить себя не смотреть на экран за собой.
когда я слушаю рефераты студентов, я им не разрешаю поворачиваться :)

(no subject)

From: [identity profile] egorfine.livejournal.com - Date: 2013-08-09 09:20 am (UTC) - Expand

Date: 2013-08-07 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com
- продолжая предыдущий пункт: вообще, самая проигрышная ситуация, котороая может получиться - это когда лектор читает написанное на слайде одновременно с аудиторией, и комментирует.

Вас читает и к вашему мнению прислушивается слишком много людей, так что поправлю сразу.
Если часть аудитории НЕ ВИДИТ текст или не может прочесть, вы обязаны прочитать содержимое слайда вслух.
Да, убивает. Поэтому слабовидящих я либо пересаживаю за преподавательский стол (плохо), либо выкладываю презентацию онлайн и они могут смотреть ее с компьютеров перед собой (маньяки-осязатели подписывают к слайдам комментарии и раскрашивают части). В этом случае нужно звуком обозначать переход на следующий слайд.

PS: четыре пары за день, с непривычки, трудновато. Шесть пар - гораздо неприятнее.

Date: 2013-08-07 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Спасибо, мне эти соображения не приходили в голову.

к вашему мнению прислушивается слишком много людей

:)

(no subject)

From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com - Date: 2013-08-07 05:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] migmit.livejournal.com - Date: 2013-08-07 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com - Date: 2013-08-08 09:44 am (UTC) - Expand

Date: 2013-08-07 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] lemon-l-lime.livejournal.com
Если часть аудитории не видит, что написано на слайде, слайд следует переделать. Разбить на два, уменьшить детализацию, что угодно - но сделать так, чтобы все надписи на слайде были аршинными буквами.

Самые поганые воспоминания о лекциях со слайдами - это когда на слайд за каким-то чертом бывало вынесено определение из учебника на десять строк. Я при этом хочу стать похожим на мой аватар.
Edited Date: 2013-08-07 08:59 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com - Date: 2013-08-08 09:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lemon-l-lime.livejournal.com - Date: 2013-08-08 10:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com - Date: 2013-08-08 10:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lemon-l-lime.livejournal.com - Date: 2013-08-08 11:37 am (UTC) - Expand

Date: 2013-08-11 02:56 am (UTC)
From: [identity profile] khathi.livejournal.com
В японской аспирантуре нам все преподаватели раздавали распечатки своих презентаций. Я обычно раздаю всем желающим электронный текст на флэшках, видел, многие смотрят на планшетах или телефонах во время лекции.

(no subject)

From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com - Date: 2013-08-11 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] khathi.livejournal.com - Date: 2013-08-11 06:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-08-07 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
А сколько народу? Чтение лекции десяти и тремстам человекам -- две большие разницы.

(no subject)

From: [identity profile] khathi.livejournal.com - Date: 2013-08-11 02:59 am (UTC) - Expand

Date: 2013-08-07 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
"Желательно, чтобы уровень подготовки был такой, что сам отлично помнишь, какой следующий слайд, и продолжаешь смотреть на людей, нажимая на кнопку"

Рассинхронизация в одном месте порушит всё.

Date: 2013-08-07 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] timelets.livejournal.com
Надо пользоваться View/Presenter Tools в Power Point; показывает время, предыдущий и следующий слайд.

Date: 2013-08-07 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] torash.livejournal.com
6 часов лекций - это, правда, полное безумие. Лучше такое расписание не делать. Сочувствую.
Я с таким графиком поняла, почему преподаватели полнеют - после 6 пар аппетит не просто большой, он зверский и ненасытный. Мне кажется, поэтому у учителей в школе чаще, чем в других профгруппах проблемы с лишним весом.
По предпоследнему пункту - я стараюсь слайды выкладывать в сеть, хорошо бы заранее, но если не получается, то хотя бы пост-фактум, а в речи вообще ничего не повторять со слайда, а давать пояснения, иллюстрации, эмпирику. Ну это как получится.
У вас в комментариях прочитала, что слайды стоит прочитывать для тех, кто плохо видит. Не согласна. Для таких слайды все равно лежат в сети.
Слайды для меня просто создают скелет. И поэтому не должны быть избыточными. Они должны работать как "якоря памяти" - взглянул на слайд - потянул за ниточку и все сказанное на лекции всплыло в памяти.

Date: 2013-08-08 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] tat-ti.livejournal.com
У вас в комментариях прочитала, что слайды стоит прочитывать для тех, кто плохо видит.
В комментарях говорится, что надо читать вслух, если люди гарантированно не видят (т.е слайды НЕ выложены в сети, или вот прямо сейчас сети нет, электричества нет, все сгрудились вокруг несчастного ноута преподавателя).

Кстати, еще довод в защиту слайдов. Когда электричество отключают, преподаватели-досочники в темных аудиториях вздыхают и распускают студентов. Если преп приучил носить на занятия ноуты со слайдами, все кучкуются вокруг центов цивилизаций и достаточно одного фонаря на аудиторию.

Date: 2013-08-07 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] denisclear.livejournal.com
год назад три дня подряд по восемь часов слушал лекции по сценарному мастерству Роберта Макки
каждые минут двадцать он вставлял в достаточно плотный и заученный за тридцать лет текст шутку или историю из жизни/опыта, и это здорово встряхивало и будило зал

Date: 2013-08-07 11:07 pm (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Со слайдами я для себя уяснил два принципа. Довольно очевидные, но все же.

1. Чем меньше слов, тем лучше. Слайд должен давать визуальный канал восприятия, дополнительный, к аудио-каналу проговариваемого текста.

2. Если без текста не обойтись (его сделать проще и быстрее, чем придумать какую-то картинку или диаграмму), то его лучше "включать" синхронно с проговариванием. В пауэрпоинте это лего сделать для каждой строчки. Тогда эффект от сказанного опять же усиливается через визуальный канал.

Date: 2013-08-08 12:19 am (UTC)
From: [identity profile] slavka.livejournal.com
пара мыслей по поводу (все - имxо):

1) лекции вживую это анаxронизм; лично я бы с бОльшим удовольствием посмотрел лекцию в записи - собственно, я так и делаю изучая новые теxнологии итд используя всяческие cbt

кстати, в этом случае студент может остановить ролик и сразу же полезть за доп. информацией, посмотреть все эти доп. слайды итд - или промотать кусок лекции если эту часть он уже знает

2) показывать слайд с текстом и что-то говорить одновременно - замечательный способ сбить студентов с толку (студенткам несколько проще, у женщин речевой центр реализован на уровне "железа", а у мужчин на уровне "софта" - и при этом он один, поэтому челове может ЛИБО читать текст ЛИБО воспринимать то что Вы говорите).


Date: 2013-08-11 02:51 am (UTC)
From: [identity profile] khathi.livejournal.com
Шесть часов лекций — это абзац полный. Даже 4 часа лекций в день (2 пары) — это умереть и не встать, я это с трудом переношу. Три пары может вынести только полный мазохист.

February 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 67
8 9 10111213 14
15 16 17 18192021
2223 2425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 24th, 2026 12:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios