этюд

May. 7th, 2015 03:17 pm
avva: (Default)
[personal profile] avva
Потрясающе красивый этюд Йоханана Афека, шахматного композитора, который недавно получил престижный титул гроссмейстера ФИДЕ по композиции.
Ну вот очень понравилось решение.



Задание: белые начинают и выигрывают

Я оставлю комментарии скрытыми до завтра рад тех, кто хочет решить самостоятельно. Завтра добавлю в эту запись решение
и открою все комментарии.

Update: Решение этюда.

Обратите внимание, что белые стремятся остановить черные пешки, и одновременно оставить на доске белую. Белые готовы отдать обоих коней за черные пешки, при условии, что белая останется невредимой и черный король не может ее догнать. С другой стороны, если черный король съедает белую пешку, то ничья, даже если белые съедают обе черные и остаются при конях: два белых коня не могут поставить мат.

Учитывая эти соображения, посмотрим на ходы, которые не подходят, и почему. Если 1. Кh2-f3, то черные отвечают 1... g2, и грозят провести одну из своих пешек в ферзи при поддержке второй и даже выиграть. Единственный способ их остановить - это отдать одного из коней: 2. Кxg2 Крxg2, и возникает такая позиция:



Теперь белые могут остановить черную пешку с помошью 3. Кd2, но увы, черные съедают белую пешку на h3, и ничья.

Если 1. Ке3-g4, то черные берут второго коня 1... g3xh2, и белые даже проигрывают - после 2. Кxf2+ Крg2 черные отгоняют или съедают белого коня и проводят свою пешку быстрее, чем белые.

Наконец, на первый взгляд самый многообещающий за белых ход 1. Кh2-g4 тоже приводит к ничьей, но требует точной игры черных: 1... f1Ф! жертвуя превращенного ферзя. 2. Ke3xf1 Крg2! нападая на пешку, которую белым надо защитить, чтобы выиграть. 3. h4 Крh3! продолжая нападать на нее:



И теперь черные угрожают g2 и провести свою пешку, так что белым все-таки приходиться потерять свою, чтобы остановить пешку черных.

И наконец, теперь - правильное решение:

1. Кh2-f1 g2
2. h4!

Если черные пешка съест белого коня на f1, то второй конь сможет остановить вторую пешку, а белую пешку черные уже не догонят. Но на первый взгляд белые упустили тот факт, что черные могут просто превратить в ферзя на другом поле: 2.. g1Ф.
Позиция теперь уже выглядит проигранной для белых. Но...

3. Крf7!!



Потрясающе красивый ход, который очень трудно найти - и из-за этого трудно решить этот этюд. Черные находятся в цугцванге (это значит, что им не грозит непосредственная опасность, но любой их ход проигрывает). Черному ферзю некуда пойти, на любом поле его возьмет конь или пешка или король, вместе закрывшие ему все пути отхода. Любой из этих вариантов - проверьте сами - сохраняет способность белых остановить вторую пешку, а их пешка проходит в ферзи.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>
(deleted comment)

Date: 2015-05-07 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
А красивая игра, между прочим.

Date: 2015-05-07 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] sergey schetinin (from livejournal.com)
То же самое, но на доске: http://en.lichess.org/analysis/8/8/4K3/8/8/4N1pP/5p1N/7k_w_-_-

Date: 2015-05-07 06:32 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо за линк. Не знал про этот сайт.

Date: 2015-05-07 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] aviaangel.livejournal.com
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мат_двумя_конями

Date: 2015-05-07 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] bazar-wokzal.livejournal.com
Красиво, да. 3.Кр f7! ловит ферзя на g1

Date: 2015-05-07 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] celen-me.livejournal.com
В чем проблема? Конь f3 запирает короля и угрожает точкам превращения пешек. Дальше белые спокойно жертвуют обоих коней вразмен пешек и проводят пешку в ферзи. И реализуют классический эндшпиль "король против короля и ферзя".

Date: 2015-05-07 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
После Kf3 g2 черные угрожают провести пешки на двух разных полях, и на каждом из них вторая пешка поддерживает первую. Единственный способ остановить превращение - это Kxg2, и после Крxg2 отойти вторым конем на d2, но тогда белые теряют пешку на h3, и ничья.

(no subject)

From: [identity profile] gliv.livejournal.com - Date: 2015-05-08 11:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2015-05-09 02:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gliv.livejournal.com - Date: 2015-05-09 06:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasgen-gorapost.livejournal.com - Date: 2015-05-07 04:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-05-07 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] max630.livejournal.com
это слоны или пешки?

Date: 2015-05-07 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Пешки.

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_winnie/ - Date: 2015-05-07 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2015-05-07 05:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] francis-drake.livejournal.com - Date: 2015-05-07 06:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-05-07 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kislin.livejournal.com
По-моему, должно начинаться К E3-G4

Date: 2015-05-07 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com

Как ферзю тесно в g...     :)

Date: 2015-05-07 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] shadow-ru.livejournal.com
Nhf1 g2
h4 gxf1=Q
Nxf1 Kg2
Nd2 Kg3
h5

Date: 2015-05-07 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
неплохо, но второй ход черных будет g1Q.

(no subject)

From: [identity profile] shadow-ru.livejournal.com - Date: 2015-05-07 06:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com - Date: 2015-05-07 11:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shadow-ru.livejournal.com - Date: 2015-05-07 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2015-05-07 06:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com - Date: 2015-05-07 07:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-05-07 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] max630.livejournal.com
По-моему первый ход должен быть Кh2-g4. В уме не могу всё посчитать, а доски нет. На g2 убиваются пешки, на f1 идёт Кf1 и потом как-то разыграть, на Крg1 двигать пешку
Edited Date: 2015-05-07 07:08 pm (UTC)

Date: 2015-05-07 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-levit.livejournal.com
1.Nhf1 g2
2.h4 g1=Q
3.Kf7 доминация.

Финальная позиция занятная, но решение слишком уж короткое. Для современного этюда этого мало.

Date: 2015-05-08 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] lexizli.livejournal.com
Мне нравится Keg4

Date: 2015-05-08 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] illy-drinker.livejournal.com
одно из искусств которое трудно понять - как люди придумывают красивые задачи
Как решать - в каких-то случаях - понятно, но как придумывают
Не только шахматы, но и математика, физика, программирование

Date: 2015-05-09 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-levit.livejournal.com
С этим этюдом все довольно понятно. Автор сначала нашел финальную позицию, возможно он целенаправленно искал положения, в которых черный ферзь гибнет из-за цугцванга. Затем от финальной позиции, находя предыдущие ходы автор дошел до этюда. Тут ему немного не повезло, игра короткая и без каких-то тонкостей. Если вы всерьез интересуетесь процессом создания этюдов, то могу порекомендовать книгу Генриха Каспаряна "Тайны этюдиста".

(no subject)

From: [identity profile] illy-drinker.livejournal.com - Date: 2015-05-10 06:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-levit.livejournal.com - Date: 2015-05-10 08:28 am (UTC) - Expand

Date: 2015-05-08 04:06 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Nhf1-g2, h4-g1Q, Kf7

Date: 2015-05-08 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] nedosionist.livejournal.com
3.Крf7 - это действительно красиво!

Date: 2015-05-09 01:36 am (UTC)
From: [identity profile] yatur.livejournal.com
А если Кg4? Вроде тогда провести пешки у черных не получится. Или все-таки получится?

Date: 2015-05-09 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] shadow-ru.livejournal.com
Завтра уже прошло.)

Date: 2015-05-09 01:16 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Комментарии открыты, а ответа нет. Хотя сегодня уже послезавтра :)

Date: 2015-05-09 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Сейчас будет ответ.

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2015-05-09 01:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-05-09 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] neuraum.livejournal.com
Очень красиво. Несколько раз подступался к этой позиции, но не находил решения.

Самый перспективный для белых вариант с Кh2-g4 быстро исчерпывается, там у чёрных есть аж два железных варианта.

Date: 2015-05-09 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] janatem.livejournal.com
Строго говоря, некорректно называть финальную позицию цугцвангом. У белых есть простая угроза — марш пешки, и если бы черные могли пропускать ход, это их никак не спасло бы. Я предлагаю такое определение цугцванга, чтобы под него не попадали все подряд проигранные позиции: оценка данной позиции минимум на пол-очка меньше (для той стороны, чья сейчас очередь хода), чем то же самое расположение фигур, но при ходе соперника.

Date: 2015-05-09 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] janatem.livejournal.com
Да, я был неправ. Поле g5 в финальной позиции держится пешкой, поэтому выиграть без цугцванга не удастся. Даже наоборот — цугцванг обоюдный, белые проиграли бы при своем ходе.

Date: 2015-05-09 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] alex khrustalev (from livejournal.com)
А что если после финальной позиции черные делают ход: g2? Белый конь e3 побьет, но это разрушает связку белых коней, и его забирает черный король.

Date: 2015-05-09 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] alex khrustalev (from livejournal.com)
Ага, в таком случае белые Кf1-d2

Date: 2015-05-09 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-levit.livejournal.com
Строго говоря, надо еще рассмотреть превращение черной пешки в коня. Но тут, к сожалению, белые выигрывают без проблем. Но подобная идея была реализована, кажется у Казанцева, ферзь запирается конями и бесполезен, а превращенный конь выбирается на волю.

Date: 2015-05-09 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] falcao.livejournal.com
Да, красиво!

Date: 2015-05-09 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
Меня аж заставило доску вытащить, чтоб проверить что чёрный король коня не успеет догнать

Date: 2015-05-09 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com
Здорово, черт побери!
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 07:24 am
Powered by Dreamwidth Studios