avva: (Default)
[personal profile] avva
Евгений Водолазкин: «Кто такие дайвер и фишер?»

Я ничего не читал у писателя Водолазкина и ничего о нем не знаю, но это интервью меня очень впечатлило, потому что в нем возникает чистый, тщательно прорисованный образ дурака. Бывает полезно прочитать интервью с глупым человеком, если именно это обстоятельство определяет его ответы - не идеология, не жажда корысти или славы, не попытки свести счеты с кем-то, а просто то, что дурак. У таких людей отлично получается пропустить сквозь себя и рассказать то, что растворено в воздухе: интеллектуальные клише своего времени и своего общества.

Много примеров такого в этом коротком интервью:
"Состояние языка – не лучшее. Порча началась с 90-х гг. прошлого века."

"Ещё одно колоссальное зло для языка – Интернет. Он даёт возможность заниматься писательством всем, кому не лень."

"И вот тут меня всегда посещает жестокая мысль: многим писателям нужно запрещать писать. Ибо такие писатели – бомба замедленного действия. Со временем эта бомба приведёт к примитивизации языка и породит безграмотное поколение."

"Каким будет уровень грамотности у подростка, читающего блоги в соцсетях вместо Гоголя?"

"В своих литературных изысканиях я пытаюсь разобраться, что произошло в России в начале ХХ века. Из-за чего случился октябрьский переворот? Почему русский народ, которого называли «народ-богоносец», вдруг отказался от христианских заповедей, нравственных устоев и кинулся сжигать церкви и убивать ближних? ... Мне кажется, ответ на вопрос о причинах октябрьского переворота надо искать не в таких конструкциях, как страна, народ. Всё начинается в человеке – и добро, и зло. Не было в России революционной ситуации! Но возникла аура зла, из которой и грянула буря."

"Древнерусские тексты для меня – духовная зарядка. В современных произведениях духовная составляющая невелика. Собственно, почему сейчас большинство произведений – ремейки классики? Потому что классическая литература заряжена мощнейшей энергетикой. Благодаря этому она и стала нетленкой."

"Авторы «Тангейзера» не одиноки в своем стремлении заработать скандальную славу. В одном ряду с ними – журналисты «Шарли Эбдо». Их последователей хочется предостеречь: не надо вторгаться в область сакрального, не стоит искать геростратовой славы. Она может оказаться посмертной."

Я процитировал сейчас чуть не половину интервью. Это впечатляющий результат - когда почти половина текста состоит из глупостей, клише, "ауры зла", "мощнейшей энергетики" и прочего. Чаще бывает смесь из такого и все-таки каких-то своих, пусть даже неинтересных, но хоть нетривиальных, собственных мыслей. Но тут такого нет, тут - чистая трансляция. С вами говорит... нет, не скажу "коллективное бессознательное", это в свою очередь клише, которое почти всегда не к месту - с вами говорит определенный базовый культурный уровень. Его стоит знать и понимать, чтобы, когда надо будет, самому поостеречься и другим помочь.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2015-05-14 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
Интересно, а где у Гоголя можно встретить слова "нетленка", "энергетика", "ремейки"?

Или данный писатель слишком много времени провел времени в интернете, что отразилось на его уровне владения языком?

Date: 2015-05-14 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] michaellogin.livejournal.com
Je suis Водолазкин

Date: 2015-05-14 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] karchamal.livejournal.com
Если судить по этому совершенно бездарному тексту (http://flibusta.net/b/310583/read), человек просто явно ошибся профессией. Из него вполне мог бы получиться хороший корректор. А так остается только стонать о вредных интернетах... ревность и импотенция часто соседствуют.

Date: 2015-05-14 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] definite.livejournal.com
Он уже был отчасти наказан мощнейшей энергетикой - в десятках сообщений в прессе о "Тотальном диктанте" повторялось, что в подготовленном им тексте не будет анахронизмов.

Date: 2015-05-14 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] vvyy.livejournal.com
Если "генетическую память" не упоминает - не годится, не вполне отражает.

Date: 2015-05-14 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com
"Писатель Водолазкин" -- это какой-то очень Аверченковский персонаж, вот он и старается соответствовать.

Date: 2015-05-14 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] vvyy.livejournal.com
"Писатель Водолазкин" - удивительное сочетание - везде выглядит своим - подходит и Ильфу с Петровым, и Зощенко, и Маяковскому.
From: (Anonymous)
Здесь я, скорее, соглашусь, хотя и заменил бы слово "началась" на "произошла". Я говорю не о словах: "крыша", "бабло", "понятия" -- их произносят скорее иронически. Но когда я спросил своего приятеля лингвиста: "Почему слово "козёл", нейтральное (как, скажем, "енот") в 60-70 годы стало оскорбительным?" он объяснил, что в 90-е в язык хлынул мощный поток блатного/тюремного жаргона, "козёл" там -- серьёзное оскорбление.

Мы все сейчас, не замечая этого, слегка по фене ботаем, и отмоется ли от этого язык -- лингвисты, небось, знают.

Date: 2015-05-14 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] blainemono.livejournal.com
Водолазкин - очень чеховская такая фамилия, хоть в этом у него преемственность.

Сторож библиотеки Академии Художеств старик Водолазкин

Date: 2015-05-14 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com
Да. Хотя я тут посмотрела по корпусу -- водолазки все-таки появились в языке с 1950-х, так что хоронологически, увы, не получается. Но по духу -- вы правы.

Date: 2015-05-14 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] dikem.livejournal.com
И Михаилу Афанасьефичу и Михаилу Евграфовичу тоже.
Edited Date: 2015-05-14 07:36 pm (UTC)

Есtь и круче))

Date: 2015-05-14 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com
"Сейчас идет гибридная война. Она ведется Западом на идеологическом, на ментальном поле боя. Они борются с традиционными ценностями нашего народа. С такими, например, безусловными ценностями, как Победа в Великой Отечественной войне. Эти ценности объединяют наши страны-соседи. И чтобы сделать их врагами, у них хотят эту ценность отобрать."

В чьих интересах ведется эта война?

В интересах глобального правительства сатанистов и глобального сатанизма. Мне пока непонятен до конца этот их замысел. Какова конечная цель того, что происходит в мире. Мне это пока непонятно, но то, что какой-то замысел существует, — факт.

Я считаю, что будущее за теократией. Мы не претендуем на роль первой страны, и никогда на нее не претендовали — на лидерство в экономике или в военной области. Но сейчас у нас есть реальный шанс на лидерство в другой, более важной области — в духовной. Здесь у нас есть возможность стать страной номер один в мире. Этот дух помогает нам побеждать силы тьмы. У нас есть понятие «Родина». Понятие того, что у нас свое прошлое, своя история.

http://lenta.ru/articles/2015/05/01/baikergovorit/

Date: 2015-05-14 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] scrucis.livejournal.com

Все это, действительно, коллекционно глупо. Однако надо сказать, что, при том же уровне понимания, можно повторять и другие слова. Не уверен, что если бы Водолазкин пользовался другим лексиконом, то его деревянное мышление так же бросалось бы мне в глаза: есть ведь и магическая вера в науку и прогресс, демократию и т.п. - совершенно на том же уровне. Просто сейчас время портянок Ромуальдыча.

Edited Date: 2015-05-15 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Т.е. в 60е - 70е годы слово козел стало оскорбительным, потому что в 90е в язык хлынул мощный поток блатного/тюремного жаргона. Ясненько.

Date: 2015-05-14 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] once-for-all.livejournal.com
Ну, насчет писателей в Интернете, он скорее всего прав. Вы посмотрите какие иной раз перлы на Самиздате встречаются.
From: [identity profile] sergey-koroteev.livejournal.com
Не, я тоже сначала так прочёл, но потом включил презумпцию разумности собеседника, ещё раз внимательно прочёл и понял, что там просто потеряна запятая. По тексту там в 60-70 гг. слово козёл было нейтральным (как енот), а стало оскорбительным в 90-е.

Date: 2015-05-14 08:46 pm (UTC)
nechaman: (i)
From: [personal profile] nechaman
Одно слово - бяшетъ.
From: (Anonymous)
Спасибо за презумпцию и доброжелательность. Исправить опечатку в анонимном комментарии, увы, невозможно.
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Если считать, что потеряна запятая, то алогизм пропадает, но утверждение получается неверное. Слово козел в 70е годы уже было весьма оскорбительным.

Date: 2015-05-14 09:01 pm (UTC)
ext_605364: geg MOPO4 (Default)
From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com
А вы не смотрите.
From: (Anonymous)
Я не буду спорить с Вами, я говорю не о каких-то исследованиях, а о своих личных ощущениях: в моем общении и в книжках, которые я читал в то время, я не помню оскорбительного смысла.

Date: 2015-05-14 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] zapiens.livejournal.com
Речекряк.

"– Температурка у нас будет два метра тринадцать дюймов, влажности нет, чего нет, того нет..."
From: (Anonymous)
Простите моё любопытство, xgrbml, в вопросе нет никакого двойного смысла: а чем оскорбительно было слово козёл в 70е, на какие именно негативные качества оно указывало?

Спасибо.

Date: 2015-05-14 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] nihao-62.livejournal.com
Если вы читаете некоего Водолазкина, (да, забавно он пишет, посмотрел у вас)

- вопрос

вы до конца дочитали из-за занудства внутреннего или из-за мазохизма?

И спите ли вы вообще? (иначе ж откуда у вас время на подобную ерунду).

И даже об этом написали. Хвастаетесь?
From: [identity profile] grosman.livejournal.com
И. Иртеньев, "Монолог на выдохе" (1982):
Нет, мы империя добра!
А не империя мы зла,
Как мы тут слышали вчера
От одного тут мы козла.
Не будем называть страну,
Главой которой был козел,
Мечтавший развязать войну,
От наших городов и сел
Чтоб не осталось и следа,
Но мы ему сказали: „Нет!“
И он был вынужден тогда,
Чтоб свой спасти авторитет
Козлиный, с нами заключить
Один известный договор,
Который должен исключить
Саму возможность всякий спор
Решать насильственным путем,
А нам такой не нужен путь,
Поскольку к миру мы идем,
А если вдруг когда-нибудь
Другой козел захочет вдруг
С пути нас этого свернуть,
Ему мы скажем: „Знаешь, друг,
Вали, откудова пришел!“,
И он отвалит — тот козел.

Так что, похоже, к 1982 году уже было вполне оскорбительным.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 01:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios