avva: (Default)
[personal profile] avva
Угадайте автора (вы его знаете).



Update: как многие правильное отгадали, это Карл Маркс. После него осталось несколько неопубликованных статей, в которых он стремился объяснить начала дифференциального исчисления, а также куча черновиков и конспектов математических учебников. В конце 60-х значительную часть всего этого опубликовали в СССР, под названием "Математические рукописи".
(deleted comment)

Date: 2016-05-16 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Все ли знают Лейбница? Может, "наоборот", Ньютон?
(deleted comment)

Date: 2016-05-16 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Но кто тот математик, о котором можно уверенно сказать широкой публике "вы его знаете"? Да ещё такой, кто не побоится написать "0/0"! Льюис Кэрролл?..
(deleted comment)

Date: 2016-05-16 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Но, опять-таки, условию "вы его знаете" отвечает LC, а не CLD :)

Date: 2016-05-17 12:21 am (UTC)
From: [identity profile] igor734.livejournal.com

Лобачевский еще :))

Date: 2016-05-17 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Да, это был мой следующий кандидат :)

Date: 2016-05-16 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] p-k.livejournal.com
На Энгельса похоже.

Date: 2016-05-16 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
похоже, это какой-то классик марксизма пытался понять. что написано с учебниках (и неудачно)

Date: 2016-05-16 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] avla.livejournal.com
гуманитарий какой-то

Date: 2016-05-16 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] gomberg.livejournal.com
Маркс

Date: 2016-05-16 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] volphil.livejournal.com
Маркс в свое время пытался с дифференциалами в пользу диалектики. Вроде он, но мог и Энгельс. Ленин до дифференциалов не дотянул.

Date: 2016-05-16 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Да, Маркс. Proof: google "Only when we have defmed functions" (именно так).

Date: 2016-05-17 12:49 am (UTC)
From: [identity profile] mr-k-bx.livejournal.com
прикол. "defmed" - издержки сканирования.

Date: 2016-05-17 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
Русский перевод опубликовал и лично освидетельствовал проф. Рыбников, сделавший на этом докторскую диссертацию. Никаких артефактов, сплошной диамат.

Date: 2016-05-17 11:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-k-bx.livejournal.com
так это английскую книгу сканировали, наверно для проекта Гутенберг в 90-х. Все-тки Маркс, его наверно вначале сканировали.

Date: 2016-05-17 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Ну, этот прикол случается нередко, когда делаешь copy-paste из pdf, и в выделенном фрагменте есть сочетание "fin" (например, в слове "finite").

Date: 2016-05-17 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-k-bx.livejournal.com
я такое встречал много раз, когда сканируют текст и потом читают OCR-софтом. А с PDF-ом у меня такого не случалось, хотя копировал и пастил я немало ))

В будушем буду обращать внимание.

Date: 2016-05-18 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
М.б., зависит от того, как создан pdf. В моём случае это файлы, созданные LATEX-редакторами.

Date: 2016-05-17 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] vmozgutuman.livejournal.com
Лопиталь?
Хотя мы с ним лично не знакомы, конечно.

Date: 2016-05-17 12:46 am (UTC)
From: [identity profile] mr-k-bx.livejournal.com
смишно. Лопеталь...

Date: 2016-05-17 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] onodera.livejournal.com
Или по-русский Вильям Больничный.

Date: 2016-05-17 01:01 am (UTC)
From: [identity profile] akss.livejournal.com
кажись я что-то похожее у энгельса читал

Date: 2016-05-17 02:56 am (UTC)
From: [identity profile] ok-66.livejournal.com
Неужто в переписке с этим, как его, чёрт, Каутским?

Date: 2016-05-17 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] akss.livejournal.com
нет. я был не прав. вот оказалось у маркса. я видел эту книжку где-то.

Date: 2016-05-17 01:37 am (UTC)
From: [identity profile] rwalk.livejournal.com
К. Маркс, Математические рукописи, М., Наука, 1968, стр. 97.

Date: 2016-05-17 02:41 am (UTC)
From: [identity profile] ichiod.livejournal.com
Да это же написано на фихтенрусском!

Date: 2016-05-17 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Я тоже подумал сначала о ГМФ - "заранее предвосхищено" это точно "фихтенрусский". Но, опять-таки, эта версия не подходила с точки зрения "знают все".

Date: 2016-05-17 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] mikluha-maklai.livejournal.com
Маркс, вестимо.

Date: 2016-05-17 04:52 am (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
Это ещё написано с определённой долей уважения к матану™. А настоящий интеллигент зрит в корень сразу.

Date: 2016-05-17 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] opegs.livejournal.com
По ссылке - "Здравствуйте Мартин Алексеевич!", форменно.
Edited Date: 2016-05-17 05:28 am (UTC)

Date: 2016-05-17 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
В каком-то Высшем сМысле - да, пожалуй ;-)

Date: 2016-05-17 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] opegs.livejournal.com
я просто выделил и прочитал исключительно предложения со словом "Гельмгольц"...

Date: 2016-05-17 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] ibsorath.livejournal.com
письмо учёному соседу

Date: 2016-05-18 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
Ох. Оказывается, это вечное. Феерично.
Но, в отличие от нынешних "имеющих мнение" хоть сам прямо признается, что ничего не знает.

Date: 2016-05-18 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
Меня скорее покоряет то, что данный мыслитель был включен для обязательного изучения всеми школьниками на Шестой Части Суши.

Впрочем, малограмотного сквернослова-фельетониста на той же территории изучали куда как глубже и пространней.

Date: 2016-05-18 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
Подозреваю, что те, кто включал этого мыслителя в школьную программу, были просто не в курсе про это письмо.
Скорее им было просто пофиг, что он думает о математике. Понятно же, за что его включили.

Date: 2016-05-17 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
то, что в его экономических трудах такая же дурь, мало кого волнует.

Date: 2016-05-17 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
c+v+m! c+v+m!

Date: 2016-05-17 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
Т.е. 0/0 может быть то ноль, но не ноль. Не здесь ли зачалась диалектика?

Date: 2016-05-17 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] allvo.livejournal.com
квантовый матан

Date: 2016-05-17 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] amarao-san.livejournal.com
Йоды по математике учитель?

Date: 2016-05-17 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] Адепт самодиципліни (from livejournal.com)
Лопиталь. В КПИ говорили "отлапиталить предел" :-)

Date: 2016-05-17 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] karpion.livejournal.com
Какой же забористый бред! Особенно внезапное появление y в третьей строке.

Date: 2016-05-17 06:17 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Вы хотите сказать, что это бред?

Date: 2016-05-17 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
"Бред" - это слишком грубая оценка. Маркс пытался объяснить для себя понятия производной и дифференциала, не используя "мистических" и туманных понятий бесконечно малых. В его время такое объяснение уже существовало, благодаря Дедекинду и Коши - производная через понятие предела - но его еще не было в тех учебниках, которые штудировал Маркс, и похоже, что предел вещественной последовательности остался для него непонятной и ненужной штукой.

Стремясь интерпретировать обычное обпределение dy/dx как можно более буквально и "материалистически", он пришел к выводу, что dy/dx неизбежно должно быть 0/0 (т.к. он не понимал пределов, то "стремится к нулю" для него не существовало, а только "стало нулем"), и он ухватился за тот удобный факт, что 0/0 формально говоря можно приписать любое значение X, потому что X*0=0. Поэтому в его статьях про дифф. исчисление он догматично повторяет на каждой странице, что dy/dx, du/dx, любые выражения такого рода на самом деле 0/0, и уже ПОТОМ эти 0/0 оказываются ВНЕЗАПНО именно тем, что на самом деле нужно.

Маркс не видел, что его настойчивое использование 0/0 на самом деле ничего не объясняет и не добавляет никакой полезной информации. На самом деле его вывод основных формул производных степеней, произведений итд. продолжает использовать шаги, которые он считал мистическими и хотел от них избавиться, просто теперь он понавтыкал всюду 0/0, и как-то убедил себя, что тем самым логично и стройно все объяснил. Ему было 63 года, когда он это писал, и он все это учил в уже очень продвинутом возрасте, я бы не стал слишком уж издеваться. Но, конечно, математической ценности в этом ноль, а педагогическая отрицательна. Что поделать.

Date: 2016-05-18 12:02 am (UTC)
From: [identity profile] occuserpens.livejournal.com
Плохие новости - Маркс и Энгельс не устанoвили контакт с преподавателем математики, который объяcнил бы им, что к чему. Хорошие - они это НЕ опубликовали и в СССР это вышло только в 1968г, когда советское обществоведение уже достаточно разложилось: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8_%28%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81%29

Date: 2016-05-18 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] ktotam.livejournal.com
а вот Бакунин писал из тюрьмы:
Перевод с немецкого. № 537.-Письмо Адольфу Рейхелю.
24 ноября 1849 года. [Кенигштейнская крепость].

Дорогой мой, ты снова замолчал; а так как я нахожусь в плену, и ты конечно чувствуешь, как дороги и желательны для меня твои письма, то я должен заключить, что ты болен или и того хуже. В настоящее время человек слишком склонен ждать плохого, но я буду надеяться, что мои опасения неверны, и если даже твоя лень для меня обидна, я предпочел бы знать о тебе, что ты не болен, а просто ленишься. Итак пиши, я с жгучим нетерпением ожидаю твоего письма. Ты можешь мне так много рассказать, я же [тебе]-так мало. Мне не нужно говорить тебе, что я все еще остаюсь прежним, каким ты меня знал и любил, пожалуй богаче опытом, но с теми же убеждениями, с тою лишь разницею, что они пустили еще более глубокие корни в моем сердце и голове. Теперь я не занимаюсь ничем другим кроме математики; так как я в течение многих лет совершенно забросил ее, то я теперь снова прошел ее с начала, словно ничего не знал в ней, и теперь я уже сделал довольно большие успехи. Если хочешь услужить мне и если ты при деньгах, то постарайся добыть для меня следующие книги по математике, конечно, не все сразу, а постепенно.

1. Complement des Elements d'Algebre, par Lacroix. 4 francs (не смешивать с Les Elements dAlgebre, которые у меня имеются).
2. Traite complet de calcul differentiel et] integral, par Lacroix, 3 vol. in 4°. 66 francs; цена ужасна, но я думаю, что на набережной у букинистов эту книгу можно получить гораздо дешевле.
3. Application de l'analyse a la Geometrie a l'usage de l'Ecole Polytechnique, par Monge.
4. Analyse algebraique, par Garnier, 1 vol. in 8°.
5. Lecons de Calcul differentiel et integral, 2 vol. in 8°, par Garnier.
6. Euler, Elements dAlgebre, 1817, 2 vol. in 8°-12 francs. La premiere partie contient l'Analyse determinee revue et augmentee de notes, par Garnier. deuxieme partie contient l'Analyse indeterminee revue et augmentee de note;, par Lagrange.
7. Lagrange. Lecons sur le calcul des fonctions... in 8°, 7 francs.
8. Lagrange. Traite de la resolution des equations numeriques. 1 vol. in 4°, 15 francs.
9. Lagrange. Theorie des fonetions analytiques. 1 vol. in 4°, 15 francs.
10. Lagrange. Traite de Mecanique analytique. 2 vol. in 4, 36 francs.
11. Poisson. Traite de Mecanique, 2 vol. in 8°.
12. Ponisset. Cours de Physique
И еще Коши и Ампер о дифференциальном и интегральном исчислении.

Еще раз повторяю: я вовсе не ожидаю, что ты мне добудешь сразу все эти книги, но постепенно, при случае. Имей только в виду, что если бы не занятия математикой, то я совсем не знал бы, что тут делать. Поговори с осведомленным человеком, покажи ему этот описок. Быть может, он даст тебе хороший совет и назовет лучшие и новейшие сочинения вместо приведенных здесь. Быть может, он укажет тебе также, где можно их найти. В особенности мне хотелось бы иметь книжки, отмеченные крестиком, но мне кажется, что я все их отметил так.

А засим, мой дорогой, прощай, теперь четверть десятого, а в половине десятого свет полагается тушить. Письмо уйдет завтра. Пиши же, пиши и кланяйся всем друзьям. Имеешь ли ты известия от мадемуазель Евгении? Кланяйся в особенности фрейлейн Эмме и ее брату. Находится ли Александр в Париже? Как живется ему и его семье?

Прощай, будь здоров.

Твой
М. Бакунин.

Кенигштейн, 24 ноября.

Между моими оставшимися в Париже книгами ты вероятно найдешь Лагранжа или Лапласа; что найдешь - пошли господину Отто.
Я чуть было не забыл самую главную книгу, а именно таблицы логарифмов Лаланда, расширенные до 7 десятичных знаков Мари.
И пожалуйста сообщи мне точно свой адрес, не забудь этого.

Date: 2016-05-22 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] rezdm.livejournal.com
Довелось мне в эээ 95-96г ходить на лекции по математике для школьников, которые давала профессура из МГУ (для поступающих в тех. ВУЗы, лекции проходили в здании Журфака). В том числе несколько раз лектором был пр. Будак-младший. Если память не изменяет, вот он подобное мог "вывести".

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 5 6 7 8 910
11 12 1314 15 1617
1819 2021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 09:02 am
Powered by Dreamwidth Studios