avva: (Default)
[personal profile] avva
Схлестнулся с "постмодернистами" немного (в комментах там).

Очень забавно.

Дам-ка я немного контекста и общих замечаний. Давно хотел отдельную большую запись про Сокала сделать, но так и не собрался. Теперь новая стратегия будет: не буду ждать, пока придут силы и время писать большие записи.

Алан Сокал - это такой нью-йорский профессор-физик. В 96-м году он проделал замечательный розыгрыш, который называется по-английски the Sokal hoax, иногда ещё вся история называется the Sokal affair. Вот что он сделал: он написал статью "Transgressing the Boundaries: Toward a Transformative Hermeneutics of Quantum Gravity", и послал её в престижный постмодернистский (на самом деле не совсем так, но я упрощаю) академический журнал Social Text. Статья была специально написана так, что любой нормальный читатель, даже без глубокого математического/физического образования, но с неатрофированным здравым смыслом, сразу видит, что это куча претенциозного бреда, пересыпанного цитатами из знаменитых физиков и постмодернистов. Редакторы Social Text приняли статью и вполне серьёзно опубликовали её. Параллельно Сокал опубликовал статью в журнале Lingua Franca (посвящённом проблемам и новостям научного мира в целом), в которой рассказал о своей проделке и объяснил, насколько безумна и бессмысленна напечатанная Social Text статья. Невысказанный, но звучащий в голове у каждого возможный вывод: эти постмодернисты - претенциозные жулики, всё время вообще печатающие откровенный бред, опубликовали статью Сокала потому, что эта бессмыслица не слишком и отличается от их обычных статей.

Разразился довольно большой скандал. Было написано очень много статей и ответов и ответов на ответы итп. Неплохая подробка ссылок есть на странице самого Сокала.

Ещё через некоторое время Сокал в соавторстве с бельгийским физиком Брикмоном написал и опубликовал книгу под названием Fashionable Nonsense (сначала по-французски: Impostures Intellectuelles; название русского перевода, "Интеллектуальные уловки", взято из британского названия той же книги Intellectual Impostures). Эта книга не очень похожа на первоначальную статью Сокала. В ней Сокал и Брикмон подробно анализируют тексты нескольких знаменитых "постмодернистов" и показывают, что те нередко используют математический/физический/вообще естественнонаучный жаргон, не имея, судя по всему, ни малейшего понятия, что означают в точности те фразы и слова, которые они заимствуют. Речь, важно заметить, идёт не о таких общекультурных словах, которые имеют точную научную интерпретацию (например, "энергия" или "хаос"), а именно технических терминах вроде "компактное пространство", существующих в виде фиксированной фразы только внутри данной науки, а не в общекультурном пространстве. Критика Сокала и Брикмона в свою очередь породила бурю откликов и публичных дискуссий на тему взаимодействия и взаимокритики естественных и гуманитарных наук. См. некоторые ссылки опять-таки на странице у Сокала. Вот ещё, например, рецензия русского перевода этой книги в "ExLibris"; правда, рецензия довольно глупая и перевирающая некоторые основные факты всей истории (типа названия журнала Social Text и того очевидного на самом деле факта, что "разоблачение" было опубликовано не в нём, а в другом журнале - Lingua Franca).

Личные мнения пойдут уже отдельной записью (update: завтра).
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Date: 2002-10-21 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Ой, а кто это такие? Они из Твери должны быть непременно!

Date: 2002-10-21 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ilyavinar899.livejournal.com
[livejournal.com profile] avva, с кем ты споришь? Вот реакция Тела Без Мозга на статью профессора экономики в Беркли, критикующего Хомского:

Этому калифорнийскому пердуну не надо ничего доказывать, а лишь тупо требовать факты и ставить под сомнение из источники, и этого достаточно в его стратегии чтобы всякие олухи, далекие от политики, которых большинство, хлопали ушами и верили скорее ему, чем Хомскому.

Re:

Date: 2002-10-21 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Они, кажется, нью-ёрские.

Date: 2002-10-21 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Грустно и немного смешно во всей этой истории то что [livejournal.com profile] telo не вполне владеет англиским языком.
"This grammar produces no static, i.e., nothing that disturbs the pure meaning it transmits: it is entirely meaning: description is speech without static"
В данном контексте слово static означает не stationary charges of electricity, a помехи, какие бывают в радиоприемнике.
Физика и Сокаль как бы совсем не при чем, да.

Date: 2002-10-21 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Тоже вроде Твери город, конечно. Богатый, в смысле.

Date: 2002-10-21 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] daseiner.livejournal.com
Нет, "они" из разных городов. Как и Вы с [livejournal.com profile] avva.

Date: 2002-10-21 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Ой, как здорово! А ссылчкой не соблаговолите? Потому что такое хочется читать и перечитывать, и побольше, побольше!

Date: 2002-10-21 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Точно. И от Москвы недалеко.

Date: 2002-10-21 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ilyavinar899.livejournal.com
Бывают "физики" - совсем как постмодернисты (http://www.livejournal.com/talkpost.bml?journal=dyak&itemid=8031).

Date: 2002-10-21 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-ilyavinar899.livejournal.com
Посмотрите в журнале у [livejournal.com profile] vrml.

Date: 2002-10-21 04:56 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Nu, pomexi v radiopriemnike zachastuyu imenno
etimi razryadami staticheskogo elektrichestva
i obuslovleny. Chto, vprochem, ne otricaet tot
fakt, chto vse eti bezmozgovye bogemnye tela
i vpravdu sami ne vedayut chto govoryat.

PS: A ya bylo reshil chto ono imeet v vidu
klyuchevoe slovo "static" iz C :) Nel'zya
tak mnogo programmirovat', nel'zya...

Date: 2002-10-21 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] stickshift.livejournal.com
чтобы развеять сомнения. тело - нью-йорк. я - нью-джерси. в россии: тело - тверь и москва, я - ленинград.

BOT OHO

Date: 2002-10-21 05:14 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Не то что мозга, но и тела не нужно! Наслаждайтесь, бакланы:


http://www.yandex.ru/vesna.html
(http://www.yandex.ru/vesna.html)

Date: 2002-10-21 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] stickshift.livejournal.com
тело, вообще-то, закончил здесь университет с красным дипломом, а потом провел несколько лет в NYU в аспирантуре, занимаясь политической теорией. с английским, шепну вам по большому секрету, у него все в порядке. далее, интерпретацию static как stationary charges он приписывает не себе, а сокалу, причем фигурально, так как сокал, если не ошибаюсь, об этом конкретной фразе барта не писал. если вы не уловили сарказма, это, скорее, ваша проблема, чем его. так что, полегче, голубчик.

Date: 2002-10-21 05:59 pm (UTC)
From: (Anonymous)
>потом провел несколько лет в NYU в аспирантуре, >занимаясь политической теорией.
Vidat' s etogo dela i s'exal. Ili mozhet u nego
krasnyi diplom byl v nauchnom kommunizme.

Voobshe, vse eti argumenty tipa "Da kak Vy mozhete s nim sporit'! On ved' takoi umnyi!" xorosho rabotayut vnutri Vashei sobstvennoi bogemnoi tusovki, no dlya lyudei postoronnix oni smeshny. Vy uzh izvinite.

Date: 2002-10-21 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] stickshift.livejournal.com
потрудитесь еще раз перечитать мой комментарий. я не сказал, что с телом нельзя спорить, я не сказал, что он умный. я, всего лишь, указал на тот факт, что английский у него в порядке и что возможна иная интерпретация самой английской фразы и контекста, в котором он её использовал.

извинить вас хочу, но не могу, так как общий уровень вашего комментария оставляет желать лучшего. успехов.

с уважением,

стикшифт

Date: 2002-10-21 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] telo.livejournal.com
любой нормальный читатель, с неатрофированным здравым смыслом, сразу видит, что это куча претенциозного бреда, пересыпанного цитатами из знаменитых физиков и постмодернистов. Редакторы Social Text приняли статью и вполне серьёзно опубликовали её. Неплохая подробка ссылок есть на странице самого Сокала.

тот факт, что сокель тщательно собирает эти свидетельства (все они так или иначе использованы для защиты позиции сокеля), говорит о том, что он как никто другой в этой инциденте чувствует, что ему нужна «демократическая» поддержка, поддержка общественным мнением, в этом нечистом и глупом с самого начала деле. Чувак просто прикололся, но затем понял, что его приколы в рабочее время (когда он должен заниматься вопросами физики, а не читать делеза) могут быть неправильно поняты теми, кто платит за его исследования в области физики. И ему ничего не оставалось делать как только раздуть из своего безделья слона – устранение современной философии. Хахаха. Профессор Сокаль, вы чем занимаетесь? Я-то? Я... уничтожаю философию... О, мистер, нет в нашей науке более важной задачи! Считаю себя «нормальным» читателем - сразу понял, что это понос. Вернее, я просто не понял проблематики текста – заглавие ничего не говорит, чтобы резонировало с темами политфилософского дискурса - и отложил статью в сторону ( ну не ясно, о чем она и какие проблемы решает автор – зачем без толку голову ломать.. наверно она к кому-то другому обращена.). При этом с уважением отношусь к таким исследователям как Фуко и Делез, которые по большей части мне понятны, пусть может быть их философия не самая понятная, как понятна мне сказка про колобка, то есть немедленно понятна после нескольких прослушиваний; ну и, конечно, вызывает методологические претензии в некоторых местах (что нормально с точки зрения философии науки) и, да, некоторые их мысли на уровне изложения озадачивают. Зачем Сокаля опубликовали в журнале Social Text я сразу не понял. Да и не пытался особо понять- what a waste of time! Как, собственно, я не понимаю и не собираюсь вникать, почему Дугин в своих революционно консервативных «элементах» опубликовывает статью проповедника «тел без организации» Делеза или категорически требует от своих птенцов исследования корпуса мысли Бодрийяра, вещающего о невозможности субстантивной революции. По всякому можно интерпретировать появление статей в журналах: вполне может быть, что эти статьи публикуются для дискредитации пост-структруралистской мысли, предлагая читателям пример такой мысли в самом худшем варианте, для наглядности – помочь своему читателю освоиться. А может быть дугинцы хотят позаимствовать какие-то идеи – например задействовать в своём революционном дискурсе постструктуралистскую критику власти и пр.. Но вот здесь я вкратце изложил, как вдруг появился в Social Text текст Сокеля (http://www.livejournal.com/talkread.bml?journal=telo&itemid=28414&thread=172798#t172798). Салют.

Date: 2002-10-21 08:38 pm (UTC)
From: (Anonymous)
>извинить вас хочу, но не могу, так как общий уровень вашего
>комментария оставляет желать лучшего. успехов.
Da, blin, s urovnem problemy. Ne dotyagivaem do urovnya. :)

Date: 2002-10-21 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] telo.livejournal.com
:) да.. это там мне пытались всунуть аргумент в пользу миролюбиво настроенных американских солдат во вьетнаме, обосновывая его на факте.. то есть на содержании разговора с каким-то биологом в самолёте, утвержающим что, если бы не любовь к людям со стороны армии, жертв во вьетнаме могло бы быть больше.. этот аргумент оправдывает внешнюю политику сша, против которой выступает хомский. далее было высказано, что john saul в книге voltr bastards предлагает нам более чёткую перспективу для критики.. хотя. так как я читал эту книгу и не мало насладился её содержанием.. работа saula никак не пересекается с тезисом хомского.. я сообщил об этом.. но здесь оппонент мой пропал куда-то

Date: 2002-10-21 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] telo.livejournal.com
мне кажется, что вы тоже пытаетесь что-то раздуть на пустом месте.. английским я владею на отлично.. просто поверьте мне на слово.. и стикшифту..

Date: 2002-10-21 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] telo.livejournal.com
Nu, pomexi v radiopriemnike zachastuyu imenno
etimi razryadami staticheskogo elektrichestva
i obuslovleny.

спасибо.. вы избавили меня от неприятной задачи говорить в пользу самого себя

Date: 2002-10-21 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] french-man.livejournal.com
Толик, я не в курсе этого, извиняюсь, дискурса, и не стану высказывать мнений, почему опубликовано и кто дурак. Отмечу лишь, что существует вполне положительная вероятность появления совершенно бредовой статьи в серьезном научном журнале. Случаев таких немало, они описаны, хотя у меня сейчас нет под рукой ссылок. Помню, что попадалась статья в Journal of Number Theory, написанная физиком-ядерщиком и совершенно невменяемая. Или статья в Acta Arithmetik, где совершенно очевидное утвержение доказывалось на 15 страницах. Причем автор совершенно точно знал об этом: я ему лично говорил, и он со мной согласился. И все равно опубликовал. Ну, он просто жулик, но почему главред, математик серьезный и проницательный, не заметил, я не знаю.

Речь, заметь, идет не о неинтересных или ошибочных работах, а о работах идиотских, причем эта идиотскость видна с первого взгляда.

Я в журналах уже много лет выступаю как автор, рецензент, а с некоторых пор и редактор, и немножко знаю эту кухню. Ситуацию с появ*9-+л0.нием бредовой статьи я вполне могу себе представить. (Примерно, как кот мой сейчас прошелся по клаве, а я не исправил.) Мне даже странно, что это не происходит чаще.

Вообще, не скажу за всю Адэсу, но в математических журналах есть правило: за содержание статьи несет ответсвенность не рецензент и не редактор, но автор. И это правильно.

Date: 2002-10-21 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] toshick.livejournal.com

Господи, какие тоскливые и многопустословные мудаки !

Он, видите ли, "много лет торчит" в американской академической среде. Травка есть, чего бы не заторчать ?

Date: 2002-10-22 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] conceptualist.livejournal.com
очень справедливое замечание
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 12:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios