восхищение и благодарность
May. 19th, 2007 02:33 amПо-моему, очень хорошие слова найдены, об искусстве:
А главный секрет... только в двух простых штуках: в восхищении и в благодарности. Вот старые мастера, они всё, что ни делали, хоть Страшный суд в подробностях, только с этими двумя штуками. От преизбытка. И это просто страх до чего хорошо, когда мёртвый человек берёт тебя в своё восхищение и в свою благодарность и можно вместе с ним, и им, и тем что, и тем как. Да и вообще жизнью.
И те же импрессионисты с пост и экс - они не для выражения себя любимых в веках и просторах, а просто свои восхищение и благодарность не могли в старые рамки.А у этих, которые "актуальное", всё, что угодно есть: и ум, и острота, и политическая (эстетическая, этическая, метафизическая) позиция, а восхищения и благодарности нету. Просто нет места в данном жанре. Совсем. Как ни пыжся. Да, собственно, и не надо ("творцам"), некогда. Старые слова.
Я не знаю, насколько я с этим соглашаюсь - хочется согласиться целиком и полностью, но опасаюсь - всякий раз, когда лаконичные определения слишком хорошо резонируют со мной, опасаюсь, что в стремлении к простому упускаю важное сложное. Так что если вы не согласны с этим рассуждением, напишите. А если согласны - поддержите.
no subject
Date: 2007-05-19 09:39 am (UTC)не хватает
e.g. в шагаловской библейской графике его больше, чем сказанного
no subject
Date: 2007-05-19 09:43 am (UTC)no subject
Date: 2007-05-19 10:04 am (UTC)no subject
Date: 2007-05-19 10:37 am (UTC)no subject
Date: 2007-05-19 10:39 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-05-19 11:11 am (UTC)Говоря более технически - искусство - нормативный момент. И художник и зритель переживают в нем состояние - «так должно быть». Очень часто эстетическая мысль этого совершенно не ухватывает, превращаясь в мысль о гастрономии.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-05-19 11:47 am (UTC)"Актуальные" же, imho, вряд ли христиане даже декоративно. Их взгляд на мир куда более циничен, никакому восхищению миром неоткуда взяться. Остаётся ёрничать, если кто умеет -- делать это остроумно.
no subject
Date: 2007-05-19 12:03 pm (UTC)no subject
Date: 2007-05-19 12:20 pm (UTC)(ибо музыка и проза подчиняются совсем иным законам и иной хронологии.)
а теперь зададим себе вопрос - насколько актуальным является такое искусство, в первоначальном его понимании.
два изобретения - фотография и ЭВМ (и ещё массовая отливка скульптур) кардинально изменили правила игры.
визуального у людей стало больше, намного больше. люди завалены картинками, фотографиями, статуэтками. и роль штучной работы уже не та, что двести-триста лет назад.
современное изобразительное искусство, таким образом, перестало быть искусством "рисовать и лепить", перестало быть ремеслом (какая у тебя профессия?), но частично слилось с фотографией и компьютерной графикой. коллаж и плакат давно уже заменили натюрморт и пейзаж.
соответственно, изменились и цели, и аудитория, и уровень необходимой подготовки для надлежащего восприятия.
Не согласен
Date: 2007-05-19 01:44 pm (UTC)Да, важно. Весьма важно. Но - не исчерпывается искусство этими "двумя простыми штуками", потому что не исчерпывается ими жизнь.
Слишком много стихов могу вспомнить, к которым ни восхищение, ни благодарность не прикладываются - но которые пробирают до костей и запоминаются навсегда, без которых потом сложно.
"Мне кажется, что я - магнит! Что я - притягиваю мины! РАЗРЫВ! И лейтенант хрипит - и смерть опять проходит мимо..."
"Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. ..."
"Кто знает, как тихо в доме, когда не вернулся сын..."
"Рыба! Мне очень плохо. Мне даже хуже, чем только что..."
"Экипаж твой убит, но ещё далеко до отбоя, и соседи не знают, что мёртвым не прикажешь стрелять. Если ТЫ повернёшь - вдруг ОНИ повернут за тобою? Вечность - ТРИДЦАТЬ СЕКУНД - потеряв, чтобы ПОНЯТЬ?"
И хочется процитировать героя Воннегута:
"мне достаточно было первой же работы из твоей папки. Я
сразу понял: холодный он человек. И я спросил себя, как теперь спрашиваю
тебя: зачем учить языку живописи того, у кого нет настоятельной потребности
что-то сказать?"
Вот именно это и отличает искусство от ремесла. Есть ли что художнику сказать, может ли он выразить что-то важное для других людей. Вторично - техника, как он это говорит. А то, что не трогает в "актуальном", не трогает именно потому, что ни о чём говорит. Красиво, правильно, впечатляюще говорит ни о чём.
А это что-то может быть не только восхищением и благодарностью - это может быть и перебарываемый страх (как у Гудзенко), и разные виды тоски (как у Блока, Ахматовой, Щербакова), и долг (как у Симонова). И много-много-много что ещё.
И, по-моему, этих контрпримеров должно хватить, чтобы положить эту точку зрения раз и навсегда.
Не читал комментариев специально. Думаю, что кто-то так уже сказал :).
Re: Не согласен
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Re: Не согласен
From:Re: Не согласен
From:no subject
Date: 2007-05-19 02:23 pm (UTC)В искусство всегда должен быть вложен какой-то труд. У старых мастеров это 1) мастерство; 2) душевная энергия.
У новых это овеществленный труд - деньги.
Певец может совсем не уметь петь. Но денег на компьютерную обработку, на стилистов и на рекламу должно быть потрачено достаточно. То же самое с произведениями искусства. С кинофильмами яркий пример - "Титаник". Вся его реклама подчеркивала одно - сколько все это стоило.
Иногда встречается имитация труда. Я спрашивал у автора одного "произведения искусства" зачем ей понадобилось заполнять гравием именно пятитонную емкость, неужели нельзя было взять помельче, или набросать гравий поверх пенопласта? Она ответила, что тогда это было бы не по-настоящему. Вот так.
no subject
Date: 2007-05-19 02:37 pm (UTC)просто дошедшие до нас произведения старых мастеров фильтровались веками, как коньяк настаивается в бочках. а новое — оно нефильтрованное ещё, оттого и пустышек в нём много. значит ли это, что оно всё мусорное? на мой взгляд, нет. а что стоящее — время покажет.
главное — не вестись на красивые слова. ;)
(no subject)
From:no subject
Date: 2007-05-19 03:06 pm (UTC)no subject
Date: 2007-05-19 04:13 pm (UTC)no subject
Date: 2007-05-19 06:25 pm (UTC)no subject
Date: 2007-05-19 08:12 pm (UTC)вот при всем уважении к Хейн, просто не понимаю, о чем это всё
совершенно необязательные слова, никак не описывающие объект, а показывающие только того, кто их произносит
можно сказать "восхищение и благодарность", можно "тоска и отчаяние", можно "внимание и тревога", можно "высокомерная точность" - и какие-то произведения настоящие искусства будут таким определениям отвечать, какие-то - нет
никакого общего знаменателя они не дают
ни в пьесах Кальдерона, ни в "адских" картинах Босха, ни в стихах Целана, кстати, я особого восхищения и благодарности не нахожу
ну и дальше, если разбирать по конкретным произведениям - достаточно найдется таких, к которым описание Хейн не подойдет
про то, что у "нынешних" (всем скопом) ничего такого нет... ну, мне сложно понять, честно говоря. Рассказы Пепперштейна, наверное, входят в тот же тип культуры, что и "актуальное искусство" - так там хоть жопой ешь восхищения и благодарности, благодарности и восхищения, и снова - восхищения и благодарности. пока из горла не пойдет.
no subject
Date: 2007-05-20 05:57 am (UTC)no subject
Date: 2007-05-20 06:18 am (UTC)Вот я по местным галереям хожу, там восхищения и благодарности пруд пруди, природа способствует. И мастерство вроде бы тоже есть. Но до чего оно все однообразно красивенькое, сил нет.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-05-20 08:03 am (UTC)