avva: (Default)
[personal profile] avva
Хелен Девитт (написавшая лучшую книгу, которую я прочел за последние несколько лет) пересказывает интересное замечание мысль из французской книги об истории исламской мысли. Суть его вот в чем. Книга о французских мыслителях 18-го века, скажем, посвятит множество страниц Вольтеру и Руссо, и довольно мало - любому из легиона ортодоксальных мыслителей того времени: тех, кто защищал церковь, традиционные доктрины, устоявшийся образ жизни. Но если судить по количеству написанного и опубликованного, по тиражам - выйдет, что мейнстримных авторов намного больше, а вольтеры с руссо - редкие исключения. Западный мир, после Ренессанса, особенно ценит индивидуализм и оригинальность мышления (не любой ценой, но - особенно). Поэтому нам важны Вольтер и Руссо, а безымянные защитники господствующих тогда взглядов годятся только на краткое описание, чтобы было понятно, на фоне чего Вольтер с Руссо выделялись.

Но в арабско-исламском мире это, как утверждает книга, не так: из-за того, что историю его мысли пишут историки, а не философы, главными авторитетами оказываются защитники и сохранители традиции и религиозной мысли (или по крайней мере позиционирующие себя так), потому что они "репрезентативны". Даже на тех исламских мыслителей, которые использовали дошедшую до них древнегреческую традицию (и впоследствии повлияли на европейскую мысль), смотрят как на неудобных маргиналов.




Тоже по ссылке из блога Хелен Девитт, интересная запись о американских сериалах последних лет, и в их числе о The Wire (без обиняков скажу, лучшем ТВ-сериале всех времен и народов - так я думаю с тех пор, как начал его смотреть). Мысль такая: такие сериалы 90-х, как Buffy the Vampire Slayer и The X-Files соединяли в себе новое для того времени внимание к длинным сюжетным линиям, которые требуют внимания от зрителя и знакомства с предыдущими сериями - и замкнутых сюжетов на один эпизод, одноразовых пилюль. Например, в The X-files были эпизоды "просто так", вообще ни с чем не связанные, а были такие, которые встраивались в общую главную конспиративную теорию, не всегда удачно и осмысленно, но все же встраивались.

Отсюда можно развиваться в двух направлениях. Можно вернуться к самостоятельным, self-contained эпизодам, каждый из них выстраивать как хочешь, и практически не заботиться о связи между ними, о логической и психологической целостности итд. - но притворяться, что о них заботишься, и что все когда-нибудь разъяснится, что главная конспирация, которая всем управляет, будет в неопределенном будущем раскрыта. Это получается Lost. А можно, наоборот, полностью отказаться от одноразовых эпизодов, и превратить сериал в по сути дела очень длинный качественный фильм - в котором есть время и пространство для того, чтобы развивать и менять характеры героев, заканчивать в одной серии то, что началось десять серий назад и с тех пор почти не упоминалось, и так далее. Это очень рискованный шаг - потому что велика опасность того, что сериал не получит достаточного коммерческого успеха, и ТВ-компания его отменит раньше времени - а тогда такой сериал ничего не добился, как фильм, прерванный посередине. Но создатель The Wire, например, пошел на этот риск и добился своего. По сути дела, это "фильм" длиной в 65 часов, разбитый на 5 частей-сезонов примерно одинаковой длины. И, в отличие от почти всех ТВ-сериалов, кроме именно некоторых очень качественных примеров в последние лет десять - его можно судить и давать высочайшую оценку по самым требовательным критериям настоящего кинематографа.

Date: 2008-04-15 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Несколько в сторону: лучшую книгу, которую я прочитал за последние несколько лет, написал Orlando Figes: Natasha's Dance.

Date: 2008-04-15 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Я сейчас по Вашей наводке читаю его историю революции, медленно идет, но пока очень нравится.

(чуть было не отказался от замысла ее прочитать, когда увидел его статью, хвалящую ужасную переводческую команду Pevear & Volokhonsky. Но теперь рад, что не отказался).

Date: 2008-04-15 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
У него есть ошибки, но общий уровень знаний и концепции таков, что все прощаешь. При этом Natasha's Dance значительно лучше, чем предыдущая книга.

Date: 2008-04-15 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] monomyth.livejournal.com
BSG пример того, как от длинного сюжета свернули к идее несвязанных эпизодов, а теперь от этой идеи, вроде как, отказались и вернулись обратно.

Re: The Wire

Date: 2008-04-15 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Я его перестал смотреть, но, по-моему, там и вначале были несвязанные эпизоды - возможно, реже, чем потом.

Date: 2008-04-15 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
Мой дедушка говорил: "Все читали 'Анти-Дюринг', но никто не читал Дюринга".

The Wire

Date: 2008-04-15 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] olexa.livejournal.com
Только что досмотрел третий сезон. Мне тоже очень, очень нравится. Безусловно, один из самых качественных сериалов (не знаю насчет "всех времен и народов", просто трудно сравнивать с другими из-за разницы жанров).
Насчет того, что The Wire это длинный фильм, не знаю. Мне вот показалось, что каждый сезон выстроен по той же, закрученной внутрь схеме: сначала идет "вкатывание" в паре эпизодов, затем кульминация где-то ближе к концу, ни и наконец сам финал-развязка (в котором, на самом деле, происходит скорее "завязывание в узел" сюжетных линий)

Это очень рискованный шаг - потому что велика опасность того, что сериал не получит достаточного коммерческого успеха,

Насчет "успешности" The Wire, вот тут (http://stuffwhitepeoplelike.wordpress.com/2008/03/09/85-the-wire/) очень хорошо написано (кстати, если еще не читали, рекомендую этот блог. Очень смешно и точно)

Re: The Wire

Date: 2008-04-15 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, вы правы, сезоны выстроены чуть более самостоятельно, чем части фильма. Но, с другой стороны, в развязке обычно далеко не все развязывается - скорее страница переворачивается.

Ваша ссылка - да, несколько недель назад уже не помню откуда случайно на нее попал и очень понравилась :) даже думал упомянуть в записи, а потом почему-то передумал. Спасибо, что дали ссылку, наверняка многим понравится.

Date: 2008-04-15 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] 2k.livejournal.com
к lost можно относиться по-разному (вы тон оригинального постинга смягчили, джейн дарк выразилась гораздо жестче, но не суть), но называть эпизоды lost self-contained это, по-моему, слишком.

Date: 2008-04-15 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Я даже не видел Lost ни разу, поэтому очень может быть, что неправильно передал мысль.

Date: 2008-04-15 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] 2k.livejournal.com
дословно переводить лень, но мысль там примерно такая.

x-files был одним из первых сериалов, создатели которого уделяли особое внимание длинной сюжетной линии -- в нем были эпизоды, которые работали в первую очередь на ее развитие, хотя хватало и эпизодов, в которых об этой линии "забывали" (при этом, на мой взгляд, почти любую серию x-files можно смотреть в отрыве от контекста -- здесь еще эпизоды вполне независимы).

создатели lost пошли дальше (длинная сюжетная линия имеет очевидный приоритет над внутренними и, честно говоря, смотреть любую серию lost вне контекста бессмысленно), но они, с точки зрения джейн дарк, мошенничают: любое развитие длинной сюжетной линии ведет к усложнению общей картины. это развязывает руки сценаристам: любой ляп, любую ошибку можно представить как запланированный поворот сюжета и даже развернуть повествование в новую сторону. поскольку правила игры никому кроме сценаристов не известны, они вольны поменять их в любой момент. однако джейн дарк это кажется читерством и отсутствием контроля над сюжетом.

сила the wire и иже с ними в том, что они умеют сохраняют интерес к длинной сюжетной линии, не прибегая к дешевым приемам (это джейн дарк, я the wire не смотрел).

а хороший современный self-contained это house m.d. :)

Date: 2008-04-15 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Спасибо. Посмотрите The Wire :-)

Date: 2008-04-15 07:44 pm (UTC)
stas: (Default)
From: [personal profile] stas
x-files был одним из первых сериалов, создатели которого уделяли особое внимание длинной сюжетной линии

Мне кажется, в этот период (90-е) множество сериалов строятся по гибридной модели ark+point, т.е. эпизоды, продвигающие сюжетную линию, плюс "замкнутые" эпизоды в себе. Это, возможно, новость 90-х - скажем, можно ставнить старый star trek с более новым, и видеть, что в старом почти все эпизоды "замкнутые", а в новом их меньше и есть сквозной сюжет, который со временем становится сильнее.
Т.е. это не что-то, что x-files изобрели, а общая тенденция.

Date: 2008-04-16 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] stoks.livejournal.com
а стейси и триттер?/

Date: 2008-04-15 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] migmit.vox.com (from livejournal.com)
М-м-м... Фактически-то оно так, но, может быть, лучшее, всё-таки, в сочетании? Как в той же "Баффи" (ну, или, если кому нравится, в иксфайлах)?

Date: 2008-04-15 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
"Баффи" по сравнению с тем же The Wire - жалкая мыльная опера.

Date: 2008-04-15 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] migmit.vox.com (from livejournal.com)
The Wire не видел, поэтому говорю чисто теоретически. Допускаю, что хорошо, но вопрос остаётся открытым: не лучше ли, когда в сочетании?

Date: 2008-04-15 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] rasteehead.livejournal.com
очень рекомендую
Life on Mars
Deadwood

Date: 2008-04-15 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] qaraabayna.livejournal.com
Мыслители и религия - довольно разные вещи.

Date: 2008-04-15 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ubasti.livejournal.com
По-моему, насчет Lost она преувеличила немного, но так или иначе вчера как раз досмотрела The Wire - как и полагается по нижеприведенной ссылке, watched ten episodes in a row, almost, и должна сказать, что совершенно согласна - я просто сражена наповал, это практически лучший сериал, который я видела - как-то даже зазорно называть его сериалом.

Date: 2008-04-15 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] qaraabayna.livejournal.com
"главными авторитетами оказываются защитники и сохранители традиции и религиозной мысли (или по крайней мере позиционирующие себя так), потому что они "репрезентативны""

Пункт номер три в Фикхе - консенсус Улама.

Date: 2008-04-16 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] shurz.livejournal.com
можете подсказать, где в инете более-менее внятно написано про этот консенсус? чтоб почитать

Date: 2008-04-16 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] qaraabayna.livejournal.com
Ключевое слово Ijma'.

Date: 2008-04-15 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] lavinya.livejournal.com
а что это за книга?

Date: 2008-04-15 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Helen DeWitt, The Last Samurai.

Date: 2008-04-15 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] lavinya.livejournal.com
*шепотом, уклоняясь от летящей табуретки*
А на русский переведено? Или на иврит?

Date: 2008-04-15 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Есть русский перевод ("Последний самурай"). Я читал, что довольно безобразный в плане ляпов :( Возможно, все равно дает представление о том, какая это гениальная книга, не могу сказать.

Date: 2008-04-15 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lavinya.livejournal.com
Запомним.

Date: 2008-04-15 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] barushev.livejournal.com
А к The Wire хотя бы титры русские есть?

Date: 2008-04-15 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Этого я не знаю.

Date: 2008-04-15 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] asnat.livejournal.com
Лучшая книга - "Последний самурай"?

Date: 2008-04-15 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Ага.

Re: The Wire

Date: 2008-04-15 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] malaya-zemlya.livejournal.com
Настоящие наркодилеры The Wire очень даже смотрят и охотно коментируют:

http://freakonomics.blogs.nytimes.com/tag/the-wire/

Чтоб там StuffWhitePeopleLike не говорил.

Re: The Wire

Date: 2008-04-15 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
На самом деле эти комментарии "настоящих наркодилеров" - такой очевидный фейк, что диву даешься. Может, и есть там какие-то наркодилеры, но то, что они говорят не так, не те слова и не таким языком - совершенно очевидно, по-моему.

Re: The Wire

Date: 2008-04-15 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] malaya-zemlya.livejournal.com
Насколько мне известно, никто Венкатеша пока в подделке материалов не обвинял. Он - серьезный социолог, с репутацией, специалист по этнографии американских гетто итд итп.

Матюки он убрал, конечно, и забористый жаргон улиц перевел на литературный английский. Иначе читатели Нью-Йорк Таймс просто бы ничего не поняли.

Date: 2008-04-16 01:53 am (UTC)
From: [identity profile] msh.livejournal.com
Интересный вариант был Twin Peaks (в оригинальной концепции) - общая история, которая никогда не должна была решиться, а на фоне ее - связанные сюжеты на несколько серий. Жалко, сняли бы его через 15 лет, телекомпания бы не стала бы убивать сериал из страха, что его не поймут

Date: 2008-04-16 03:55 am (UTC)
From: [identity profile] angerona.livejournal.com
babylon 5 как раз работал так, что с одной стороны более-менее локальные сюжетные линии, с другой стороны все пропланировано именно как в кино с общим сюжетом через все сезоны.

Впрочем, это единственный сериал, который я смотрела, кроме Cтар Трека, next generation. На Баффи меня два раза затащили. Один раз я заснула, второй смогла таки с кем-то проболтать, вместо того, чтоб смотреть. Почему он всем нравился, я так и не поняла.

Date: 2008-04-16 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] b0rg.livejournal.com
на мой взгляд тетя противопоставляет шестидесятые: cinema - long form, tv - short form, двухтысячным: cinema - short form, tv - long form. Но потом примешивает вкусовщину Lost - плохо, Wire - хорошо, и основная мысль размывается куда-то...

Если когда-нибудь будет время, советую посмотреть Babilon 5, одновременно читая Lurkers Guide to Babylon 5
http://www.ntua.gr/lurk/
http://www.ntua.gr/lurk/countries/master/eplist.html

Там отличная выжимка из тредов где-то в alt.scifi.babylon5 вместе с комментариями самого JMS. Самое интересное, что jms не стесняется и свободно рассказывает о plot devices (как это будет по русски), и мне было интересно посмотреть, что творится в кухне писателя :)

Date: 2008-04-16 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] oduvanych.livejournal.com
Когда я смотрел X-Files (середина 90-х, Москва) компания REN-TV показывала сериал в каком-то вполне случайном порядке.

Одну и ту же серию могли повторить трижды в течении месяца, около половины (судя по официальным данным на сайте) не показали вообще.

Думаю, даже не рейтинги, а банальное наплевательство тех, кто формирует эфир, способно убить на корню любую идею, изложение которой рискнули разбить на части.

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 07:24 am
Powered by Dreamwidth Studios