avva: (Default)
[personal profile] avva
Александр Введенский был одним из самых замечательных русских поэтов 20 века. Он был членом движения ОБЭРИУ (как и его друг, более известный в наше время Даниил Хармс), умер в 1941 году в возрасте 37 лет. Если вы знакомы с "взрослыми" стихами и рассказами Хармса, то стиль Введенского покажется вам во многом знакомым - как и у Хармса, это жанр поэзии абсурда; но важно отметить, что у Введенского свой совершенно оригинальный стиль, это не "дополнение" к Хармсу. В мой, безусловно субъективный, список самого-самого любимого из творчества поэтов-обэриутов попали бы как раз некоторые стихотворения и пьесы Введенского вместе с отдельными рассказами-зарисовками Хармса.

Недавно я узнал нечто о судьбе произведений Введенского, что совершенно потрясло меня. Оказывается (об этом рассказал у себя филолог [livejournal.com profile] alik_manov, а в комментариях у него есть немало подтверждений и подробностей) вот уже пятнадцать лет, как не выходят книги Введенского, стихи его не публикуются ни в отдельных собраниях, ни в сборниках с другими авторами, и даже литературоведы фактически не могут писать о нем статьи, потому что не могут цитировать строки Ввенденского - и все это из-за одного человека, в руках которого (по доверенности наследника Введенского) оказались все права, и он фактически запрещает (требуя невозможных гонораров) все публикации и любое цитирование. Из-за этого одного человека в книжных магазинах (и многих библиотеках) нет книг Введенского, и никто не знает, сколько читателей не открыли для себя поэзию Введенского исключительно по вине этого человека, которого зовут Владимир Глоцер, литературовед.

По-моему, Владимир Глоцер - подлец и мерзавец, и то, что он делает с наследием Введенского - подло и мерзостно.

Если вы совсем не читали Введенского, то очень рекомендую прочитать - ну хотя бы из самых любимых - его "Элегию" и короткую пьесу "Ёлка у Ивановых". На этом сайте, который по ссылке, выложено еще немало Введенского, но, насколько я понимаю, далеко не полное собрание. У меня нет двухтомника Введенского 1993 года - мне кажется (особенно если в нем намного больше материала, чем на этом сайте - может ли кто-то, у кого есть, сравнить и сообщить?), что было бы здорово выложить его в сеть - если кто-то готов за это взяться, скажите, я помогу чем смогу.

Что касается Глоцера, то, мне кажется, было бы правильно отнестить к нему с той брезгливостью, какой он заслуживает - не покупать его книг, не читать статей (если вдруг попадутся), не имет с ним дела, если зачем-то будет нужда. Мне, конечно, легко говорить - я не литературовед, не живу в России, незнаком с ним и книги его и так бы вряд ли читал - но тем не менее, я намереваюсь так поступать.

Date: 2009-03-16 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] ktotam.livejournal.com
никаких "всех" нет; есть только один человек -- я.друскин, и цитата из него.

Остается сказать, что память о Введенском умерла бы вместе с его немногими уцелевшими друзьями, если бы Я. С. Друскин, будучи уже в состоянии дистрофии, не отправился через весь блокадный город на квартиру Хармса, чтобы спасти его бумаги. Здесь он встретился с женой Хармса М. В. Малич, которая жила в другом месте - в дом попала бомба, стекла были выбиты, да и оставаться в квартире после ареста мужа было небезопасно. М, В. Малич дала Я. С. Друскину чемодан, в котором он унес рукописи и с которым не расставался даже в эвакуации. Благодаря этому оказались спасены бумаги по только Хармса, но и Введенского, имевшиеся в архиве Хармса. В течение 15 лет Я. С. Друскин, все еще надеясь на возвращение своих друзей, не прикасался к архиву, и только в 50-х годах, когда никаких надежд уже не оставалось, начал его разбирать.

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 30th, 2025 12:04 am
Powered by Dreamwidth Studios