этюд

Apr. 19th, 2012 05:58 pm
avva: (Default)
[personal profile] avva
Несложная, но очень красивая миниатюра Германа Матисона (1914). Белые начинают и выигрывают.



Если не будет правильных решений в комментариях, я допишу решение к тексту записи завтра.

Update: [livejournal.com profile] bazar_wokzal запостил правильное решение в комментариях; я заскринил его на время, до появления еще одного такого же - потом все открою.

Update: открыл все решения.

Date: 2012-04-19 03:00 pm (UTC)

Date: 2012-04-19 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Это всего лишь теряет слона и ничего белым не дает.

Date: 2012-04-19 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] bazar-wokzal.livejournal.com
щах, е7, 3.Са7!, 4. Крd4 и дальше от шахов прячемся на d7. У Сааведры был еще патовый мотив, но тут я его не вижу.

Date: 2012-04-19 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Общая идея правильная, но есть еще тонкости, вы не исчерпали возможности черных.

Date: 2012-04-19 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] bazar-wokzal.livejournal.com
ага, поторопился, вижу. 3...Ла1 4. Крf4! чтобы на шах иметь Cf2!
Теперь вроде все.

Date: 2012-04-19 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да :)

Date: 2012-04-19 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Я закрою на время эту ветку с вашего разрешения. Пока кто-то другой еще не запостит правильное решение :)

Date: 2012-04-19 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] bazar-wokzal.livejournal.com
Да, канешн:)

Date: 2012-04-19 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] kaathewise.livejournal.com
А почему белые не теряют пешку после Kpd4 e1?

Date: 2012-04-19 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] bazar-wokzal.livejournal.com
Там у черных в етом месте ладья стоит на а3 (после взятия на втором ходу)

Date: 2012-04-19 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] kaathewise.livejournal.com
А почему это взятие вынужденное? (прошу прощения за глупый вопрос)

Date: 2012-04-19 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] bazar-wokzal.livejournal.com
Если не атаковать слона - белые просто поставят ферзя даром. Если 2...Ле1, то король просто защитит слона и потом все равно ферзь даром.

Date: 2012-04-19 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] kaathewise.livejournal.com
А, точно. Спасибо.

Date: 2012-04-19 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Ладья к тому моменту уже на a3 стоит (после 1.Се3 Крb7 2. e7 Лxa3 3. Са7!! итд.)

Date: 2012-04-19 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
На это можно ответить Лh1, и ладья успевает на восьмую горизонталь.

Date: 2012-04-19 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] novus-ludy.livejournal.com
шах словом и проводим пешку вроде

Date: 2012-04-19 03:28 pm (UTC)

Date: 2012-04-19 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] chessplayer.livejournal.com
главный вариант вышел такой (если ничего не спутал :)
1. Be3+ Kb7 2. e7 (очевидное вступление) Rxa3 3. Ba7! Ra1 Kf4 4. Rf1+ Bf2! 5. Rxf2+ Ke3

Date: 2012-04-19 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, все правильно :)

Date: 2012-04-19 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] chessplayer.livejournal.com
почему-то сложнее всего далось 2 .. Rа3! :)
некоторое время не мог понять почему пешка не проходит сразу же

Date: 2012-04-19 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] mik1.livejournal.com
сначала e7, а от шахов ладьей король движется d6->c7->d7 после чего прикрывается слоном?

Chess

Date: 2012-04-19 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] hujiec.livejournal.com
Be3+ Ka6 e7 R:h3 Ba7

Date: 2012-04-19 04:04 pm (UTC)

Date: 2012-04-19 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] v-s-c.livejournal.com
Сe3+, потом Сc5. Одну из двух пешек всяко можно провести, кажется.

Date: 2012-04-19 05:07 pm (UTC)

Date: 2012-04-19 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kart-inka.livejournal.com
Bd2 Ra2
Bb4 Re2
Kd6 или Кf6
надо дальше?

Date: 2012-04-19 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Bd2 Rh1

Date: 2012-04-19 06:10 pm (UTC)
alexeybobkov: (Default)
From: [personal profile] alexeybobkov
Ладья меняется на пешку, затем чёрный король уйдёт в угол. Ничья.

Date: 2012-04-19 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] kart-inka.livejournal.com
спасибо, я ребенку это завтра покажу, сегодня он спит уже

Date: 2012-04-19 06:17 pm (UTC)
alexeybobkov: (Default)
From: [personal profile] alexeybobkov
Вот тут ещё можно про это почитать:
http://chessbook.ru/node/books/b02?page=42

Date: 2012-04-19 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] plakhov.livejournal.com
Анатолий, а существуют туториалы по шахматным задачам? Не в смысле "поставьте мат в два хода", а в смысле "какие ситуации считаются стандартными и тривиальными". Я время от времени чувствую, что целый пласт культуры проходит мимо меня, но не могу начать, потому что многих вещей просто не знаю.

Например, в этой задаче, допустим, черные поменяли свою ладью на пешку е6, и допустим, белые взяли ладью слоном, так что белый король успевает защитить пешку на а3 от черного. Иии - это ничья или выигрыш белых? Я этого просто не знаю, хотя это явно часто встречающаяся ситуация. В уме считать, каким будет ответ, долго и скучно, а не узнав этого, к задаче, кажется, и приступать бессмысленно. И такое вот у меня с шахматными задачами постоянно.

Date: 2012-04-19 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
У шахматных этюдов есть некоторые эстетические качества. Но для того, чтобы их понимать и чувствовать, надо хорошо знать общую теорию шахматных окончаний.

Date: 2012-04-19 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] pauldol.livejournal.com
Король, слон и ладейная пешка, у которой поле превращения не совпадает по цвету со слоном, не выигрывают у одинокого короля, если он успевает занять угловое поле. Это одно из классических окончаний.

Date: 2012-04-19 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] janatem.livejournal.com
Действительно, решение данного этюда апеллирует к некоторым фактам (про крайнюю пешку с не тем слоном; про Ф против Л), которые даются в учебниках и в шахматных школах. Поскольку я занимался в детстве в кружке, мне эти факты представляются настолько очевидными, что приходится сделать некоторое усилие для осознания того, что я "говорю прозой".

Вроде бы слой фактов, о котором я говорю, умещается в небольшой книжке (правда, я сейчас не готов присоветовать что-либо конкретное) и может быть усвоен взрослым человеком за день-два.

Есть и другой слой знаний, гораздо более трудный, который, хотя и изучается в школах, но опционально и не систематически (например: ладейные окончания с одной-двумя пешками, Ф+пешка на предпоследней горизонтали против Ф). Однако я не видел этюдов, для понимания решения (т.е. не решить самому, а заглянуть в ответ и осознать) которых не было бы достаточно первого слоя.

Date: 2012-04-20 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] gaz-v-pol.livejournal.com
Иващенко "Учебник шахматных комбинаций"

Книга устроена так: изображены картинки с задачами, начиная с самых простых (ориентированных на тех кто недавно узнал как фигуры ходят), и далее по возрастающей сложности, охватывая разные темы. Именно картинки, а не запись нотацией. Предполагаемый жанр использования -- едете в метро, открываете книгу -- смотрите на диаграмму и в уме решаете задачу. Без магнитных шахмат и т.д.

Было бы здорово, если бы кто-то сделал то же самое для iPad/Android, но вроде бы пока нет. Но и в книжном виде достаточно удобно. Через пару месяцев у Вас появится базовый уровень знаний, а через полгода сможете такие этюды решать.

Date: 2012-04-20 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] plakhov.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2012-04-20 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Вам уже ответили насчет крайней пешки другого цвета, чем слон.

Существует, по-моему, огромная разница между задачами типа "мат в X ходов" и этюдами, т.е. задачами, где надо выиграть/добиться ничьи, без ограничения на число ходов, и не обязательно доходя до мата или пата. По-английски их тоже называют по-разному: problems и studies (часто "endgame studies") соответственно.

Проблема, которую вы упоминаете, в случае задач отсутствует. Задачи типа мат в X ходов мне кажутся, по сути дела, комбинаторными математическими упражнениями. Это не значит, что для их решения не нужно уметь играть в шахматы - чем лучше играешь, тем лучше работает воображение, подсчет вариантов в уме, распознавание типичных ситуаций. И среди них бывают эффектные и красивые.

Но именно этюды, на мой взгляд, содержат в себе целый пласт культуры, как вы сказали, до которого задачам не дотянуться. Никакая задача на мат в три хода, сколько тяжелым и неинтуитивным было бы ее решение, не сравнится с красотой этюда Рети (вторая диаграмма на этой странице). Форма шахматной задачи - мат в X ходов, при этом ни один вариант не может заматовать раньше или наоборот быть длиннее - неизбежно отдаляет ее от логики самой шахматной игры и приводит к загроможденным и неестественным позициям. Только в этюде можно сотворить такое чудо, как у Рети, из четырех фигур.

Но, как вы заметили, обратная сторона этого - это что для того, чтобы понять решение этюда (не говоря уж о найти, не говоря уж о самому составить этюд), надо больше понимать об игре и особенно об эндшпиле, чем для решения задачи. Нужно как ясное видение простейших возможностей в игре (для этого может подойти книга по комбинациям, которую вам посоветовали), так и общее знание того, как заканчиваются основные окончания: например, что король с двумя слонами против короля выигрывает, а с двумя конями нет. Или вот в этюде Рети, хоть он и очень простой по материалу, все равно надо понимать, что если обе стороны превратили пешек в ферзей и нет немедленной возможности одного из этих ферзей выиграть, то это ничья. А если одна сторона превратила раньше второй, то выигрывает (но есть несколько исключений). Такие вещи обычно объясняют для игроков (потому что и для обычной игры в шахматы это надо знать) в книгах о шахматных окончаниях. Я думаю, что верно, как janatem пишет, что основные факты можно суммировать в небольшой книжке, но у меня нет на языке конкретной рекомендации.

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 03:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios