avva: (moose)
[personal profile] avva
Интересное выступление в израильском парламенте Рут Кальдерон, только что избранной в Кнессет от партии Лапида. Кальдерон призывает светских евреев не дать ортодоксам монополизировать еврейское наследство, и самим тоже изучать Талмуд и другие источники еврейской религиозной традиции.

Кальдерон - светская еврейка, и при этом защитила докторат по Талмуду. Она организовала институт изучения еврейской религиозной культуры, обращенный в первую очередь к светским. Видно, что она говорит выстраданное, и глубоко для нее важное. Я симпатиризую ей, но не нахожу в себе поддержки ее призывов.

Я считаю, что полезно и хорошо читать Библию, и любому образованному человеку - светскому или религиозному - важно ее прочитать. Но Талмуд мне не кажется нужным чтением для светского человека (еврея или нет). Конечно, нет ничего плохого в светском изучении Талмуда в рамках академической дисциплины, и пусть те, кому это нравится, изучают и делают из этого карьеру. Но в качестве общей книги для всех - жалко времени и сил. Талмуд и большая часть последовавших за ним в еврейской ортодоксальной традиции толкований и комментариев - никчемная литература, под завязку набитая мусором для ума. Есть так много хороших нечитаных книг, действительно отражающих мир и людей в нем - жалко тратить много времени на этот тупик. Кроме всего прочего, это еще очень скучно.

Извините, если кого обидел итд.

В прошлом я думал по-другому, и искренне хотел и намеревался всерьез приобщиться к еврейской традиции. Но со временем, по мере того, как мое любопытство толкало меня к листам Талмуда вослед за ссылками тут и там, и я подробно разбирал их, иногда сравнивая с английским переводом, и разбирал самые знаменитые комментарии к ним - со временем я стал осознавать, какое это бездумное времяпровождение. Потом прочитал несколько обзорных книг о Мишне, Талмуде и более поздних комментаторах, и только укрепился в этом мнении. Да, в талмудической литературе есть отдельные редкие искры красоты и смысла - их можно собирать и издавать отдельно. В целом же она на 99% посвящена материям, для современного светского человека бесполезным или вообще несуществующим. Более того, говорит она об этих материях на туманном языке и рассуждает о них с помощью глубоко иррациональных аргументов. Иногда говорят, что изучение Талмуда развивает логическое мышление, заостряет аналитические способности итд. Полагаю, что это не так, и если что-то развивает, то это склонность к софистике и бесконечной интерпретации и ре-интерпретации, опирающейся на догматические и малоосмысленные принципы.

Представьте себе шахматный клуб, в котором ученикам не объясняют систематически, ни как ходят фигуры, ни основные принципы тактики и стратегии игры. Вместо этого они изучают сотни и тысячи партий великих мастеров прошлого, заучивают их наизусть, и разыгрывают снова и снова, добавляя комментарии к старым ходам - а сами никогда не играют. Причем их комментарии опираются на догматическую веру в то, что ни один ход прошлого мастера не мог быть ошибочным, а альтернативные ходы и варианты они оценивают не по тому, как они бы помогли в игре, а единственно по тому, насколько выходит похоже на предыдущие комментарии прошлых поколений. Ученики имеют некоторое смутное понятие о том, как ходят фигуры, но это считается намного менее важным, чем заучивание партий наизусть и написание комментариев к комментариям, и они не смогли бы сами сыграть партию.

Не тратьте время на Талмуд. Почитайте лучше лекции Фейнмана.
Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Date: 2013-02-18 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] brother2.livejournal.com
Забавно, что в Южной Корее Талмуд продают в вокзальных киосках, рядом с прочей литературой для чтения в электричках. Почему вдруг Талмуд - никто из коллег ответить не смог.

Date: 2013-02-18 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] progulki.livejournal.com
про шахматы интересно
что значит-сами не играют? что, в твоем понимании, играть-т.е. что толкователям Талмуда надо было сделать, чтобы ты сказал "а, они еще и играют"

Date: 2013-02-18 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] dimrub.livejournal.com
Насчет лекций Фейнмана ты, наверное, все же несколько впопыхах сказал. Я их несколько раз начинал читать, и в итоге понял, что это все же не я идиот, а что лекции - не самодостаточны, и для самостоятельного чтения не предназначены.

Date: 2013-02-18 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] 0242.livejournal.com
Хотелось бы услышать аргументацию вот этого: "полезно и хорошо читать Библию, и любому образованному человеку - светскому или религиозному - важно ее прочитать".

Не то чтобы оспариваю -- интересно услышать мнение, почему.

Date: 2013-02-18 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] postumia.livejournal.com
Я никогда систематически не изучала Талмуд, но я с тобой не согласна. Правда за время учебы в Бар-Илане мне приходилось изучать его фрагментально, в рамках разных курсов - помню про раннюю печать Талмуда было очень интересно.
Меня, напротив, очень воодушевила речь Кальдерон, и я вспомнила что Талмуд ДА интересен, и там действительно есть удивительное чувство юмора, язык и рассуждения.
Я правда на самих логических рассуждениях никогда не фокусировалась, воспринимала дисскуссию более как словесную игру, где участники по-очереди обязаны что-то сказать.

Date: 2013-02-18 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] strangeraven.livejournal.com
+1
библия то в этом отношении чем лучше талмуда?

Date: 2013-02-18 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] getman.livejournal.com
Исторически сложилось что Библия лежит в основе нашей культуры, а первоисточники знать полезно.

Date: 2013-02-18 07:59 am (UTC)
nechaman: (i)
From: [personal profile] nechaman
Ну, теперь мне более или менее понятно, почему вы не отвечаете на комментарии.

Date: 2013-02-18 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Это забавно, конечно. Но разве я действительно настолько уж не отвечаю?

Date: 2013-02-18 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] michk.livejournal.com
Отлично, просто отлично!

Date: 2013-02-18 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] getman.livejournal.com
Целевую группу этой проповеди не интересует литературная ценность ни Библии, ни Талмуда. Они ищут свои корни, а где они растут, в песке или перегное - им не важно.

Date: 2013-02-18 08:17 am (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Да, относительно других моих знакомых очень редко.
Я не обижаюсь, это такой у вас характер. Но из-за него вы не воспринимаете и Талмуд, я думаю. Танах в гораздо меньшей степени диалог.

Date: 2013-02-18 08:21 am (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Я не понимаю, где эта дверь, в которую она ломится. Академическое изучение Талмуда доступно всем желающим.

Date: 2013-02-18 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Иногда говорят, что изучение Талмуда развивает логическое мышление, заостряет аналитические способности итд.

Врут.

Date: 2013-02-18 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] avla.livejournal.com
> говорит она об этих материях на туманном языке и рассуждает о них
> с помощью глубоко иррациональных аргументов

Примеры, примеры пожалуйста,
очень интересно.
(но если далеко ходить, то ладно, не утруждайтесь)

Date: 2013-02-18 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] kray-zemli.livejournal.com
А у нас в компьютерном кружке (куда я в детстве ходил), Талмудом называли здоровенную папку с распечатками разной документации

Date: 2013-02-18 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] galeolaria.livejournal.com
Я даже оспариваю - такая же скукотища

Date: 2013-02-18 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] getman.livejournal.com
Думаю роль сыграло место в котором она это все говорит, трибуна Кнессета не то место где уместно говорить без подоплеки о академических штудиях. А когда есть подоплека, то в публичном поедании чижика народ ищет признаки ожидаемого :)

Date: 2013-02-18 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] aintlion.livejournal.com
Это как? Все два десятка томов?

Date: 2013-02-18 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Я люблю диалог, просто часто не нахожу времени и диалог в комментариях поддерживать, и записи писать.

Date: 2013-02-18 08:44 am (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Я не очень поняла, честно, про какого чижика речь. Думала, что она просто пропагандирует свой Элул. Но и его идея мне не понятна до конца.

Date: 2013-02-18 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] brother2.livejournal.com
Не там сжали до карманного формата в одну (чаще всего) или 3 (видел один раз) книжечки.

Date: 2013-02-18 08:47 am (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Талмуд, кстати, очень многие не понимают. Видимо, требуется особенный склад ума. Наверное то, что я предложила, слишком упрощенно.

Date: 2013-02-18 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Как человек, прочитавший Талмуд дважды и пошедший на третий круг, я не согласен с шахматной метафорой. Зависит от того, как читать. При изучении "июн" важен не сам текст, а то, что построили на нём поколения комментаторов - но это потому, что нам нужны практические, ѓалахические выводы, которые в конечном итоге основываются на тексте, но от которых до текста - как до луны. А при изучении "бкиут" - нужно понимание хода мысли, различия исходных философских и герменевтических позиций мудрецов, понимание того, почему такой-то человек говорит именно это и почему он не может сказать противоположное. На основе именно такого понимания сто лет назад была написана блестящая подделка - седер Кодашим из Йерушалми. Не сразу её распознали. Может быть, это имеется в виду под "самим играть"? Я при чтении Талмуда всегда стараюсь спрашивать себя "почему он это сказал" и "зачем он это сказал".

Date: 2013-02-18 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
А приходилось ли Вам слушать, скажем, Адина Штайнзальца или Роберта Ауманна?
Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 01:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios