avva: (moose)
[personal profile] avva
Две простые задачки, которые можно решить в уме. Из книги Винклера, которую я купил на днях и наслаждаюсь. Первую я знал, она древняя и знаменитая, но вторая для меня новая, и я некоторое время помучился, пока не дошло.

1. Вдоль кругового маршрута в пустыне расположены заправочные станции. Бензина, который на них всех в сумме есть, как раз ровно хватает, чтобы объехать весь маршрут и вернуться в исходную точку. Бак у машины достаточно просторный, чтобы вместить бензин на весь маршрут, если нужно. Доказать, что есть такая станция, что машина с пустым баком может начать с нее и проехать весь маршрут.

2. Алиса и Боб играют в следующую игру. На столе выложены в ряд 50 монет, причем каждая из монет может быть любого достоинства. Алиса берет монету с одного из концов ряда, потом Боб берет опять с одного из концов, потом опять Алиса и так далее, пока монеты не закончились. Доказать, что Алиса всегда сможет набрать сумму, равную или больше той, что будет у Боба.

Update: учтите, что в комментариях есть уже верные ответы!
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2013-09-13 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vromanov.livejournal.com
В первой задаче еще должно быть условие что бак у машины безконечного объема.

Date: 2013-09-13 12:11 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-09-13 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dvornikstepanof.livejournal.com - Date: 2013-09-14 05:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dvornikstepanof.livejournal.com - Date: 2013-09-14 05:26 am (UTC) - Expand

Date: 2013-09-13 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] hshhhhh.livejournal.com
> Доказать, что Алиса всегда сможет набрать сумму, равную или больше той, что будет у Боба.

Но ведь можно доказывать что Боб всегда сможет набрать сумму равную или больше той что будет у Алисы? А как так если ни у кого не может быть меньше половины?

Date: 2013-09-13 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] biglebowsky.livejournal.com
У Алисы первый ход.

Date: 2013-09-13 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] michael.ul.myopenid.com (from livejournal.com)
По первой задаче.
1) Обозначим количество топлива на заправках - a_i, а количество топлива, нужное для проезда к следующей заправке - b_i. Докажем, что на окружности при выбранном зафиксированном направлении движения всегда существует заправка, от которой можно доехать до следующей. Доказательство от противного. Допустим, такой заправки не существует. Это означает, что a_i
[Error: Irreparable invalid markup ('<b_i [...] заправкой.>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

По первой задаче.
1) Обозначим количество топлива на заправках - a_i, а количество топлива, нужное для проезда к следующей заправке - b_i. Докажем, что на окружности при выбранном зафиксированном направлении движения всегда существует заправка, от которой можно доехать до следующей. Доказательство от противного. Допустим, такой заправки не существует. Это означает, что a_i<b_i для любого i. Но тогда и сумма a_i меньше чем сумма b_i, а по условию они равны. Следовательно, на кольце всегда существует такая заправка, от которой можно доехать до соседа.
2) Для любого кольца с n заправками можно построить эквивалентное с n-1 заправкой. Согласно пункту 1, найдём заправку k, от которой можно доехать до заправки k+1. Удалим промежуток между заправками и k+1 заправку, поменяв на k-ой заправке количество топлива на a'_k=a_k-b_k+a_{k+1}>0. Получившееся кольцо эквивалентно исходному, просто с заправки k+1 стартовать нельзя.
3) Повторим процедуру, пока не стянем кольцо в единственную точку. Это и будет стартовая точка маршрута.

http://www.google.com, чтобы автор поста сам решил когда это публиковать

Date: 2013-09-13 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Все верно, только редуцировать можно легче: вместо "удаления промежутка" просто перенести все топливо из заправки к предыдущей, а эту заправку убрать.

Date: 2013-09-13 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] goliafffff.livejournal.com
Вопросы по первой задаче: "Фиксировано ли расстояние между станциями?", "Возможны ли станции на которых бензина нет?", "Существует ли ограничение на минимальное количество бензина в станции, таким образом, чтобы можно было доехать до ближайшей станции?"

Вопросы по второй задаче: "Монеты могут быть любого достоинства. Значит ли это, что достоинство каждой монеты принадлежит множеству натуральных чисел и, по сути дела, может быть сколь угодно большим?" и "Стремятся ли Алиса и Боб набрать как можно больше монет, или они берут их случайно?"

Date: 2013-09-13 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Первая задача: 1) не фиксировано. 2) Возможно, хотя тогда можно просто притвориться, что их нет, все равно с них начинать бесперспективно. 3) нет ограничения.

Вторая задача: 1) достоинство каждой монеты может быть сколь угодно большим, да. 2) Алиса стремится набрать не меньше денег (не монет, а денег, монет у них будет поровну), чем Боб. Нам нужно помочь ей в этом. Она не ставит цели обязательно набрать максимум, и она не может рассчитывать на то, что Боб ставит такую цель.

(no subject)

From: [identity profile] goliafffff.livejournal.com - Date: 2013-09-13 08:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-09-13 08:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] goliafffff.livejournal.com - Date: 2013-09-13 09:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-13 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] katyat.livejournal.com
Пардон, коммент был преждевременный, решила вторую.

Date: 2013-09-13 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] michael.ul.myopenid.com (from livejournal.com)
Вторая задача вообще простая. Нумеруем монетки и делим их на два множества, с чётными номерами и нечётными. Понятно, что сумма денег в них будет либо равна, либо в одном будет больше. Алиса первым ходом выбирает множество, из которого она будет брать монетки и всё.

http://www.google.com

Date: 2013-09-13 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Ага, все верно.

(no subject)

From: [identity profile] ole-lukoe.livejournal.com - Date: 2013-09-14 06:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-09-14 07:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ole-lukoe.livejournal.com - Date: 2013-09-16 01:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-09-16 04:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-13 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] captain-tylor.livejournal.com
Кажется, года три назад вы про первую задачу уже писали.

Date: 2013-09-13 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Это возможно. Она очень известная.

(no subject)

From: [identity profile] nokachi.livejournal.com - Date: 2013-09-13 03:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-13 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_winnie/
Красивая задача про монеты, спасибо.
Спойлер: http://pastebin.com/bJV5LtkX

Date: 2013-09-13 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_winnie/
И первая задача. Чувствую, что можно менее косноязычно и просто, но пока не понимаю как:
http://pastebin.com/48WaGS9N

Интресно, можно ли обощить до какой-нибудь полезной теоремы с интегралом по окружности.

(no subject)

From: [identity profile] katyat.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-13 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] dimrub.livejournal.com
Я первую не слышал раньше, но кажется решил. Выберем случайным образом бензоколонку a0, и начнем ехать. Допустим, мы доехали до некоей точки, от которой до следующей бензоколонки (назовем ее a1) r0 километров. На бензоколонках в интервале [a1, a0) достаточно бензина, чтобы проехать расстояние [a1, a0] + r0. Теперь начнем с a1. Если нам удалось доехать до a0, то мы в шоколаде, поскольку у нас еще в запасе достаточно бензина, чтобы проехать r0. Если же нет, то мы находимся на расстоянии r1 до a2, и на отрезке [a2, a0) достаточно бензина, чтобы проехать [a2, a0] + r0 + r1. Так мы продолжаем, пока не доедем до бензоколонки, непосредственно предшествующей a0 (an). На ней достаточно бензина, чтобы проехать отрезок [an, a0] плюс все остатки, а значит, если мы с нее начнем, то мы проделаем весь круг.

Date: 2013-09-13 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, кажется, все верно, работает. Более обычное решение покороче см. в комментариях.

Date: 2013-09-13 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] navi03.livejournal.com
Нужно начать со станции, где максимальное количество бензина и двигаться в том из двух направлений, в котором следующая станция находится ближе.
Edited Date: 2013-09-13 02:26 pm (UTC)

Date: 2013-09-13 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
Нет. Предположим, на круге длиной 100 есть 10 заправок емкости 9 на расстоянии 1 друг от друга, и заправка емкостью 10 диаметрально противоположно от средней из тех 9.

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-13 03:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-13 03:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] spamsink.livejournal.com - Date: 2013-09-13 03:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-13 03:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] spamsink.livejournal.com - Date: 2013-09-13 04:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-13 04:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] plakhov.livejournal.com - Date: 2013-09-13 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-13 04:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] plakhov.livejournal.com - Date: 2013-09-13 04:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-13 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] plakhov.livejournal.com - Date: 2013-09-13 04:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-13 04:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] plakhov.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] plakhov.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] plakhov.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-13 04:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] plakhov.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-13 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] plakhov.livejournal.com
Первая не понял, почему такая уж знаменитая: решается по индукции (шаг: если от А можно доехать до Б, то можно заменить их на А+Б, находящуюся в А).
Вторая очень клевая! Спойлер: Алиса всегда может взять или все монеты с четными номерами, или все с нечетными, и Боб ей в этом никак помешать не может

Date: 2013-09-13 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
не получится так просто, не учитывается невозможность изменения направления движения, а выбрав А,Б, выбирается и направление. И тут то может оказаться что заправка со кучей бензина у вас за спиной

(no subject)

From: [identity profile] plakhov.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-09-13 05:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-13 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] huzhepidarasa.livejournal.com
Найдем какую-нибудь бензоколонку А, от которой можно доехать до следующей бензоколонки Б, и перенесем весь бензин из Б в А. Если в получившемся состоянии возможен круговой маршрут, то он возможен и в исходном состоянии. Будем повторять, пока не останется одна бензоколонка.

Всем удачной записи и подписи.

Date: 2013-09-13 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
И вам!

Date: 2013-09-13 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_winnie/

Придумал обобщение первой задачи: если у периодической функции с периодом T интеграл на [0,Т] больше Т, то можно выбрать x так, что интеграл на [x,x+t] больше t

Date: 2013-09-13 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_winnie/
Я считаю, необходимо зафиксировать черновик.

Image

Date: 2013-09-13 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
:) прекрасно!

(no subject)

From: [identity profile] ovgolovin.livejournal.com - Date: 2013-09-15 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2013-09-15 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ovgolovin.livejournal.com - Date: 2013-09-15 07:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-13 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] gul-kiev.livejournal.com
Вторая задача напомнила другую красивую.

Алиса и Боб играют в следующую игру. Они по очереди кладут круглые монеты диаметром 1 на квадратный стол 10x10. Монету можно класть в произвольное место стола, не занятое другими монетами; монета должна быть полностью на поверхности (не свисать) и не пересекаться с другими монетами. Проигрывает тот, кому некуда положить монету. Доказать, что Алиса, которая ходит первой, всегда может выиграть.

Date: 2013-09-13 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] butbka.livejournal.com
А эта напомнила задачу про выкладывание шахматной доски доминошками

(no subject)

From: [identity profile] plakhov.livejournal.com - Date: 2013-09-13 04:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-09-13 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] navi03.livejournal.com
У меня про Алису есть вот такая книга.
У кого дети постарше очень советую. Мои дети задачи из первых двух глав решили с удовольствием. Дальше идут задачи посложнее, и пока им не по силам. Но зато я играюсь.
Очень хороший лёгкий язык. Автор - умница.
http://www.livelib.ru/book/1000310517

Date: 2013-09-13 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Ну дык! Смаллиан! Его даже представляли как-то раз: "Имею честь представить вам профессора Смаллиана, который сейчас докажет вам, что либо он не существует, либо вы не существуете, но кто именно не существует, вам не известно".

(no subject)

From: [identity profile] navi03.livejournal.com - Date: 2013-09-14 08:21 am (UTC) - Expand

Date: 2013-09-13 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Чего-то все какую-то индукцию в первой задаче изобретают, хотя всё тривиально.

Заправим бак на полный маршрут, и поедем с любого места, на каждой заправке выгребая всё горючее (будем считать, что бак достаточно большой и его хватит). Когда вернёмся в исходную точку — бак будет снова заправлен на полный маршрут (сколько потратили, столько из выгребли). Возьмём станцию, на подъезде к которой у нас было наименьшее количество горючего. Если уменьшить начальную заправку бака на это количество, мы всё равно сумеем объехать весь круг (и при этом в конце у нас будет то же количество горючки, что и в начале), но к этой станции причапаем на последних каплях. Теперь остаётся поменять местами две части маршрута — до этой заправки, и после неё, и мы получили искомое решение. На стыке всё сойдётся, так как количество горючего в баке до и после стыка будет одинаковым.

Date: 2013-09-14 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, это то же решение по сути, что предложил _winnie выше.

Date: 2013-09-13 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mathclimber.livejournal.com
Забавные задачки, как и сам Винклер :) Первую я знал, а про вторую пришлось немножко подумать (там, так сказать, "шахматное" решение...).

И написал пост про три мои любимые задачки: http://mathclimber.livejournal.com/32371.html

Date: 2013-09-14 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] ruslan-lv.livejournal.com
Задачи забавные, но слишком много недоговорённостей.

Date: 2013-09-14 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] bud dy (from livejournal.com)
На тему первой задачи: посчитать количество циклических сдвигов последовательности из ( и ), дающих правильную скобочную последовательность.

Date: 2013-09-14 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] leonid-smetanin.livejournal.com
2. я не понял, Они берут всё время с одного конца или каждый ход заново выбирают откуда брать монету? Если выбор делается только один раз, тогда всё просто -- просчитываем где денег больше в чётных или нечётных и всё.
Если каждый ход делается новый выбор, то Алиса опять выигрывает, потому что у неё первый ход и она может выбрать тот конец ряда, где её монета будет дороже, чем монета Боба

Date: 2013-09-14 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Каждый ход каждый из них выбирает, с какого конца брать.

Date: 2013-09-14 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] 109518.livejournal.com
Мне кажется задача номер 1 это пример того как воображение мешает в доказательствах. Я её решить не смог. Рассуждал я так:

1. Дано N заправок. Если N=1 решение тривиально. Если N>1 надо искать рекурсию, вернуться к той же проблеме с N-1 заправками. Ок, заправляемся где достаточно бензина, доезжаем до следующей, и ...

2. ... тут включается воображение. Во стою я на заправке, чуть чуть бензина у меня еще есть, но хватит ли до следующей я не знаю. И в какую сторону ехать? Рекурсия не работает потому что проблема усложнилась. Теперь точка отправления фиксирована...

Компьютерные игры разрушили мой мозг

Date: 2013-09-14 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] vromanov.livejournal.com
У меня по первой задаче вот такая идея. Будем рисовать график запаса горючего от растояния. Это будет пилообразный график. С вертикальными скачками на заправках и постепенным понижением между ними. Т.к. указано, что количество горючего как раз хватает на весь путь, то левая и правая точка будут лежать на одной высоте. Т.е. график можно замкнуть. Проведем горизонтальную линию через точку относящуюся к какой-либо заправке. Пока ломанная выше этой линии - значит бензина хватает, как только становится ниже - бензин кончился.
В результате, выбираем одну (или несколько) точек, которые лежат ниже всего на этой ломанной. С них можно стартовать, и бензин никода не кончится.

Edited Date: 2013-09-14 03:22 pm (UTC)

Date: 2013-09-15 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, все верно.

Date: 2013-09-18 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] rosinkauri.livejournal.com
Верно ли я понимаю условие 1ой задачи: бензина хватает на весь маршрут и обратно (т. е. на 2 круга)?

Date: 2013-09-19 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] barzel.livejournal.com
2. Мне кажется, что у Алисы нет выигрышной стратегии.

Допустим она ходит 9. У Боба 4 варианта: 1,5,2,4. Допустим он ходит 1. Тогда у Алисы 2 варианта: 2 или 4. Что бы она не выбрала, Боб всегда может ее блокировать.

ПОсле первого хода Алисы, есть 4 варианта развития. Боб выбирает любой произвольно, тогда у Алисы два варианта. Она выбирает один из них, а Боб другой.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 06:16 pm
Powered by Dreamwidth Studios