avva: (moose)
[personal profile] avva
Из статьи Светланы Бурлак "Лженаука о языке: дифференциальный диагноз", хочу особо отметить очень типичную ситуацию:

«Как отмечал Е. Д. Поливанов, русисты, читая Марра, говорили, что русская часть его построений неубедительна, зато про шумерский язык очень интересно, а специалист по шумерскому языку... считал, что про шумерский язык всё неправильно, зато про русский язык любопытно».

(вся статья интересна)

Date: 2013-09-27 07:25 am (UTC)
nechaman: (i)
From: [personal profile] nechaman
О, спасибо. Очень полезно и отвечает частично на мой вопрос, может ли дилетант как-то понять насколько убедительный текст перед ним.
Впрочем, эти критерии плохо подходят для популярных книжек, которые изначально обращены к неискушенному читателю, и поэтому не приводят длинных списков литературы. Человеку, который хочет разобраться, приходится копаться в научных источниках, так или иначе. А если наука сложная, и требует для понимания того, что написано большой эрудиции в области. то дилетант, возможно и не разберется.
Лично я, в практических целях распознавания, просто нахожу специалиста, которому доверяю, и спрашиваю у него.
Но и тут, не поймешь. Мы тут с мужем спорили по одному вопросу. Опрошенный мной специалист высказал одно мнение, а опрошенный мужем, сказал, что мнения по этому вопросу все еще не однозначны.

Date: 2013-09-27 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Скажем, у Даймонда вполне человеческая историография в "Ружьях..."

Date: 2013-09-27 10:06 am (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Вот, пример. Откуда мне знать?

Date: 2013-09-27 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Ну там же в статье как раз более или менее описано. Ссылки не только на популярные издания. Новые ссылки. Минимум ссылок на сеть и на себя. Все вполне работает.
Но Тр. в-т вообще издание ориентированное на ученых, имеется в виду, что практикующие в другой области могут без труда распознать лажу в лингвистике.

Date: 2013-09-28 04:49 pm (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Эта статья, конечно, хорошая. Но она помогает распознать фанатиков дилетантов, строящих фантастические теории. А неверные теории, тем не менее не дает отличить от верных. Даже имея вполне наукообразный вид и много ссылок, работа может быть полной чушью. И наоборот, если человек предлагает нечто совсем новое и нестандартное, чем раньше никто не занимался, то может ссылок и не быть.

Date: 2013-09-29 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] max-i-m.livejournal.com
И тем не менее степень доверия определить сложно. Вот например Кирилл Еськов нашел проблематичные места в "Ружьях..." (http://elementy.ru/lib/431067) которые неспециалисту вроде меня, например, было бы сложно заметить.

Date: 2013-09-29 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Вот, я ждал этой реплики. Это как раз тот случай, когда критический отзыв позволяет сделать вывод о научности/ненаучности рецензируемого сочинения. Так вышло, что я сперва ознакомился с отзывом Еськова (в его жж, помнится), и после этого (и вследствие этого) прочитал книгу Даймонда.
К. Еськов написал о проблематичных местах в книге, с которой можно спорить. О "селекционном редукционизме", который ему представляется перекосом. При этом к книге и ее автору он относится серьезно и уважительно.
С адептами "новой хронологии" или торсионных полей спорить не о чем.

Date: 2013-09-27 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
Ну так, очень уж обще

Date: 2013-09-27 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, но и это полезно многим читателям.

Date: 2013-09-27 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] drfinger.livejournal.com
Напомнило анекдот про диссерталию Льва Гумилёва.

Date: 2013-09-27 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Спасибо, очень к месту ссылка, и комментарии там хорошие.

Date: 2013-09-27 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] ext-2087110.livejournal.com (from livejournal.com)
А мне это напомнило следующую типичную ситуацию: когда я читаю в Википедии статью о некоем явлении, о котором я знаю очень много и хорошо ( из достоверных источников), я всегда нахожу в ней целую кучу ошибок, иногда серьезных.
Но когда читаешь статью о явлении, о котором ты не знаешь, или знаешь крайне средне, информация кажется очень убедительной и логичной. Да, мысленно ты все время говоришь себе, что, основываясь на том опыте, скорее всего, существенная часть статьи - это неправда, но сколько ни повторяй, совершенно не видно никаких проблем и противоречий, все кажется логично и естественно. И в голову и память попадает именно эта, ошибочная версия.

Вывод: любое знание кажется убедительным неспециалисту. Именно это является причиной привольного существования всяких разных фриков и шарлатанов.
Edited Date: 2013-09-27 08:09 am (UTC)

Date: 2013-09-27 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
ну в википедии это все-таки не в таком масштабе, как в телевизоре.
Точнее, если описываются текущие события и горячие темы - то, возможно, и в таком же, но в этой роли википедия ничем не отличается от ЖЖ и прочих интернет-любительских-СМИ.

А вот по математике, IT и астрономии я там очень редко видел лажу. Неполные и упрощенные изложения - есть, но при этом есть ссылки на серьезные и полные источники.

Date: 2013-09-27 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] ext-2087110.livejournal.com (from livejournal.com)
Согласен, но я ведь не утверждал, что абсолютно все неправильно. В основном неточности, но в научной работе недопустимые.
Просто если пытаешься на основе информации построить теорию, то любая мелкая ошибка может сделать полученную теорию полностью неправильной.

Date: 2013-09-27 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] anthar.livejournal.com
а вы теории на основании википедии строите? нет, наверное, всё-таки?

Date: 2013-09-28 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] frau-derrida.livejournal.com
а, ну чтобы строить уже что-то свое на основе информации, надо, конечно, не вики читать, а рыться куда более основательно.

Date: 2013-09-27 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] wingover.livejournal.com
"Военные думают, что он отличный писатель, а писатели уверены, что он отличный генерал". (Пушкин о Денисе Давыдове)

Date: 2013-09-29 12:06 am (UTC)
From: [identity profile] starshoj.livejournal.com
У меня в компании работал человек, про которого все программисты думали, что он схемотехник, а все схемотехники, что он - программист.

Date: 2013-09-27 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Прекрасная статья. Спасибо за наводку.

Психософский комментарий:
Светлана Бурлак - хоть она этого и не знает - отделяет признаки Высокой Логики (1 или 2: широкий кругозор, чтение на других языках, связность фактов) от признаков Низкой Логики (3 или 4: игнорирование фактов и источников, орфографические ошибки, общая бессвязность и т.д.).

Это ни в коем случае не значит, что низкая логика всегда неправа, а высокая всегда права.
Третья Логика была, например, у академика Капицы, а Первая - у Аушры Аугустинавичюте (которая совершенно неправа, при всем почтении).

Но статистически гораздо чаще Низкая Логика пишет ерунду, так как ее факты интересуют ее меньше, чем статус или другие ненаучные интересы.

В психотипе Марра логика была на 3 месте. Это был очень яркий, артистичный, властный и конфликтный человек. Психотип ВЭЛФ. Он всегда был готов принести факты в жертву яркости. Всё сходится.
Edited Date: 2013-09-27 09:22 am (UTC)

Date: 2013-09-27 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] anthar.livejournal.com
о, а вот и представители лженаук.

Date: 2013-09-27 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Здравствуйте. Вы ошибаетесь.

Date: 2013-09-27 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Типология Афанасьева - наука. Она подтверждается практикой.

Date: 2013-09-27 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] anthar.livejournal.com
смешно, да.

Date: 2013-09-27 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Смеяться полезно. Врачи советуют смеяться.

Date: 2013-09-28 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Вот буквально две минуты назад написала коммент на очередное подтвердившееся предположение:
http://afanasiev-club.livejournal.com/5750.html?thread=314742#t314742

и еще загляните, пожалуйста, вот сюда: http://spaniel90100.livejournal.com/67240.html?thread=227496#t227496

Когда Вы измените свое мнение о нашей науке, не откажите сообщить мне об этом.

Date: 2013-09-28 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
По второй ссылке Авва все правильно сказал.

Date: 2013-09-28 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Вы имеете полное право так думать :)

Вот, кстати, загляните еще в эту ветку:
http://afanasiev-club.livejournal.com/5750.html?thread=110710#t110710

Там наглядно видно, что человек относится к методу скептически, на первую (неправильную) версию реагирует отрицательно и иронически, а после правильной версии её тон совершенно меняется и она отвечает: "Да. Так и есть. Спасибо. Буду изучать".

Date: 2013-09-28 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] ipain.livejournal.com
вы то откуда знаете?

он все сказал неправильно кроме основного тезиса.

Date: 2013-09-28 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] ipain.livejournal.com
ээ, и?

еще раз вы специалист по шумерам, по психологии или по соционике?

Date: 2013-09-28 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
Я любитель творчества Псоя Короленко:

Date: 2013-09-28 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ipain.livejournal.com
так и писали б про него. а то конфуз получается как у марра.

Date: 2013-09-27 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] shigin.livejournal.com
Очень рекомендую её же лекцию про механизмы языковых изменений: http://polit.ru/article/2013/06/30/burlak/

Date: 2013-09-27 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
О, вот это отлично. И видно, что умная тетка. Спасибо.
Там персональный бонус для меня - пример с исчезновением интервокального д в русском, а то я все недоумевал, как голландцы дошли до своего Хуе морхен

Date: 2013-09-27 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Любимый мной пример такого - это как люди говорят слово "чек", не осозновая этого факта (человек). Это происходит настолько бессознательно, что _осознанное_, отрефлексированное сленговое сокращение от слова "человек" появилось другое - "чел".
Edited Date: 2013-09-27 05:36 pm (UTC)

Date: 2013-09-27 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Хорошая лекция, да.

Date: 2013-09-27 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] ok-66.livejournal.com
Бурлак вообще здорово пишет (сужу по её книжке в Элементах).

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 10:30 am
Powered by Dreamwidth Studios