avva: (Default)
[personal profile] avva
Юля Фридман пишет в ФБ:
Из нового за последние декады в языке, к чему
никак не могу привыкнуть -- официальное обращение
по полному имени. Без отчества. А привыкать
надо. Не "Саша", но "Александр".
Все эти "Николаи", "Александры" (да и "Юлии",
чего уж там) -- откуда, интересно, повылезли?
[...] Общие черты ритуала просматриваются:
например, это, скорее, обращение к ровеснику,
вместо прежнего имени-отчества, в ситуации,
приближенной к официальной. Но недостаточно
официальной. Или это было и раньше, в каких-то
кругах?

Не знаю, насколько это новое - кажется, что да, но не очень доверяю своей памяти 25-летней давности. Но если так, то мой голос безродного космполита, колбасного эмигранта и предателя Родины - ура, да здравствует, и побольше этого! Вскоре после приезда в Израиль в 91-м году...

(на самом деле вскоре после приезда в Израиль в 91-м году я пошел в 11-й класс школы и следующие два года называл себя Натаном. Но потом это прошло. Это было странное время)

... короче, на загнивающем Западе я уже четверть века Анатолий, и никого не интересует никакой "Владимирович". Меня тоже не интересует. Иногда я долгое время вообще не вспоминаю о своем отчестве - например, весь 2007-й год. Я отвык от обращения по имени-отчеству, и оно мне теперь кажется странным, а еще более странным - обращение только по отчеству, типа "Михалыч". Мне это почему-то напоминает привычку некоторых американцев называть себя по инициалам. Типа, мое имя Thomas Joel, но все называют меня просто T.J.

Отчество должно быть забыто.

Ничего личного, если вам нравится, то пожалуйста, пользуйтесь. Просто отчество должно быть забыто.

Но я не настаиваю. И вообще не всерьез. Просто...
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2016-05-13 12:55 am (UTC)
From: [identity profile] masha.livejournal.com
Юля именно об этом - исчезли никнеймс.
Не Юля - а Юлия.
Не Толя (Толик) - Анатолий.
Я здесь в Америке тоже не Маша - а Мария.

Американцам Толик и Дима ничего не говорят - Анатоли и Дмитри как-то ближе.
В Америке это скорей оттого, что отделы кадров и частые смены работ - а почему в России - не знаю.

Date: 2016-05-13 01:08 am (UTC)
From: [identity profile] vvs2002.livejournal.com
Странное Вы что-то про Америку говорите. Им что Дима, что Дмитри одинаково иностранные имена. И отдел кадров совсем не мешает William'у везде называться Bill'ом. А уж чего там у индусов или китайцев в отделе кадров написано, никто и не знает.

(no subject)

From: [identity profile] masha.livejournal.com - Date: 2016-05-13 01:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bbb.livejournal.com - Date: 2016-05-13 01:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] progulki.livejournal.com - Date: 2016-05-13 07:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] masha.livejournal.com - Date: 2016-05-13 10:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 01:02 am (UTC)
From: [identity profile] koshchey.livejournal.com
У моей внучки папа Исландец, мама гражданка Франции, а сама родилась в Андорре.
Так её зовут Ingrid -Verezubov.
Папа - Gustaff Oeloffssen. Фамилий вообще нет, только отчества.
В Андорре, в обязательном порядке, фамилии двойные: папы и мамы, как и раньшн было в Испании, хотя сейчас можно обойти, но в Лат. Америке, за исключением Аргентины, Уругвая, Парагвая и Боливии, та же фигня.

Так в Андорре Ингрид хотели записать Ёлоффсен-Верезубов.
В итоге, после года судебного процесса, записали как Gustaffsdóttir.
Могу сагу написать...
(deleted comment)

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2016-05-13 01:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nec-p1us-u1tra.livejournal.com - Date: 2016-05-13 04:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] asper.livejournal.com - Date: 2017-01-19 02:15 am (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 01:17 am (UTC)
From: [identity profile] phyloxena.livejournal.com
Полные имена без отчеств в самом деле звучат по-русски неестественно. Что-то в этом оперное, что ли, вроде как высокий штиль, но без повода. С другой стороны, мне легко говорить - моё имя как раз естественно не уменьшается, полное оно же и обычное. По-английски практически все, у чьих имён есть стандартное сокращение, представляются именно им (Бен, Билл, Роб/Боб, Кэти... очень редко настаивают на полном имени, но тогда им же пользуются и в семье)

Date: 2016-05-13 03:41 am (UTC)
From: [identity profile] xxxxx.livejournal.com
Да, действительно. Но можно брать пример с Курагина, не во всём конечно, но в произношении имени вполне

(no subject)

From: [identity profile] nu57.livejournal.com - Date: 2016-05-16 11:34 am (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 02:22 am (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com
кобзон был иосиф всегда

Date: 2016-05-13 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] vvyy.livejournal.com
Артисты, художники и проч. — традиционно без отчества.

(no subject)

From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com - Date: 2016-05-13 04:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] migmit.livejournal.com - Date: 2016-05-13 06:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vvyy.livejournal.com - Date: 2016-05-13 08:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] migmit.livejournal.com - Date: 2016-05-13 08:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vvyy.livejournal.com - Date: 2016-05-13 09:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] huzhepidarasa.livejournal.com - Date: 2016-05-13 08:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 02:31 am (UTC)
From: [identity profile] ninazino.livejournal.com
Просто... Отчество должно быть забыто.

Плюс много.

Date: 2016-05-13 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] andronic.livejournal.com
Но почему?
Вот есть у нас такая национальная интересная,и, вообще-то, неплохая традиция - говоря имя человека, упоминать, что он сын такого-то.
Это такое подразумеваемое уважение к предкам. Напоминание, что данный уважаемый человек не от сырости завелся, а стал таким в немалой степени благодаря родителям.
Ну и почему этот Карфаген должен быть разрушен?

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2016-05-13 07:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andronic.livejournal.com - Date: 2016-05-17 08:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andronic.livejournal.com - Date: 2016-05-17 08:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2016-05-17 09:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reuth-ruah.livejournal.com - Date: 2016-05-13 07:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andronic.livejournal.com - Date: 2016-05-13 07:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reuth-ruah.livejournal.com - Date: 2016-05-13 08:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andronic.livejournal.com - Date: 2016-05-13 09:54 am (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com
С первого дня как я вышел на работу (еще в 80-х), некоторые из моих коллег называли меня полным именем без отчества, при этом все на ты, т.к. я был самым младшим. Другие использововали уменьшительное имя. Так же были и все остальные друг с другом: без особой системы - кого-то называли больше Александром, другого Геной. По отчеству называли только одного человека, который был намного всех старше. Короче, ничего нового в этом нет.
From: (Anonymous)
Я просил не писать отчество, сказали нельзя, надо специальную сложную процедуру изменения имени. Я решил наплевать, пусть пишут с отчеством, мне в принципе всё равно как меня называют (хотя и не называют вообще-то, немцы и не знают, что такое отчество).

Date: 2016-05-13 04:15 am (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
- Отчество должно быть забыто.

Если студентка подойдёт и обратится ко мне "Павел", это будет харрасмент (с её стороны).

Date: 2016-05-13 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] vishniakov.livejournal.com
А Вы к студентке по-отчествут? Или "Машенька"?

(no subject)

From: [identity profile] alaev.livejournal.com - Date: 2016-05-13 09:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vishniakov.livejournal.com - Date: 2016-05-13 09:27 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2016-05-13 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
С удовольствием бы забыл и то, и другое. Увы, память слишком хорошая.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] migmit.livejournal.com - Date: 2016-05-14 08:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2016-05-15 08:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] migmit.livejournal.com - Date: 2016-05-15 08:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 04:29 am (UTC)
From: [identity profile] vvyy.livejournal.com
Когда в русский попадается в зарубежном фильме или это вообще какой-нибудь клюквенный фильм и там они обращаются по отчеству, они так смешно всегда эти отчества выговаривают, и знаете ли, почему-то мне на это чаще приятно смотреть.
Я считаю, к отчествам можно было бы и вернуться, вот как бы только стереть с них эту официозность, канцелярность.

Date: 2016-05-13 04:38 am (UTC)
From: [identity profile] vnarod.livejournal.com
Заполнял анкету на получение визы в Россию. На английском. Там есть графа "Ваши прошлые имена". Оставил её пустой. Оказалось, надо было там написать имя-отчество.

А вообще, в Америке, меня многие зовут Вадимом, а не Димой. Я уже привык

Date: 2016-05-13 04:52 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
Инициалы более разнообразны. Например 2 Джона, а инициалы разные. Это удобно.

Date: 2016-05-13 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] alar563.livejournal.com
в Исландии отчество и есть фамилия, поэтому они так просто не согласятся

Date: 2016-05-13 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
рукопожатия еще отменить бы

Вот это точно, и важно.

Date: 2016-05-13 08:24 am (UTC)
From: (Anonymous)
Рукопожатия точно будут запрещены, наверно даже законом, это создаёт угрозу распространения инфекций. Уже сейчас многие врачи с пациентами за руку не здороваются, боятся эболы. А когда пойдут генно-инженерные вирусы, это станет буквально жизненно необходимым.

(no subject)

From: [identity profile] alex-levit.livejournal.com - Date: 2016-05-13 09:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nec-p1us-u1tra.livejournal.com - Date: 2016-05-13 04:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] scoutcat.livejournal.com
...
Мон шер ами, мы здесь с тобой Мишели,
Здесь нет отечества и отчеств тоже нет.
...

Date: 2016-05-13 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] geish-a.livejournal.com
Мне кажется, речь идет не об отчествах, а о новой моде употреблять полные имена. Раньше полное имя шло только вместе с отчеством (или с фамилией), а без них использовалось уменьшительное. То есть либо Оля, либо Ольга_Отчество. И действительно: я помню, что мой муж любил в юности представляться Алексеем и это воспринималось как выпендреж и пижонство. И для меня неестественно звучит, когда студенты называют меня Анна (фамилия сложная, я их не заставляю ее каждый раз произносить, как тут принято,"Профессор такая-то"). А студенты из России немедленно начинают по отчеству называть, потому что "Анна" для них совсем неестественно.
Но если ситуация начала меняться, я только за.

Date: 2016-05-13 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] progulki.livejournal.com
а откуда они отчество знают?
Мои студенты, например, не знают, мое отчество

(no subject)

From: [identity profile] geish-a.livejournal.com - Date: 2016-05-13 10:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] levtsn.livejournal.com
тоже не люблю это совком пованивает

Date: 2016-05-13 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] vinsenty.livejournal.com
Странная у вас ассоциация. Как будто отчества в "совке" изобрели.

(no subject)

From: [identity profile] grihanm.livejournal.com - Date: 2016-05-13 10:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-bronx.livejournal.com - Date: 2016-05-13 11:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vinsenty.livejournal.com - Date: 2016-05-14 12:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grihanm.livejournal.com - Date: 2016-05-14 12:20 am (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] raymond-saint.livejournal.com
В рамках борьбы с патриархальными ценностями же :)

Date: 2016-05-13 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] vinsenty.livejournal.com
Да-да, в рамках гендерного равенства - если есть патронимы, должны быть и матронимы! :)

Date: 2016-05-13 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] vishniakov.livejournal.com
Ага, это классно, если действительно такая тенденция наметилась.

Потому что она на самом-то деле не про форму имени, а про то, что в русском языке нет нормальной формы уважительного (и дистанцированного) обращения к _равному_, особенно если это еще и человек более младшего возраста.

Вот меня страшно радует, когда люди сами ратуют за обращение по имени-отчеству - к ним - и прекрасным образом используют в разговорах с коллегами одного с ними и более младшего возраста _фактически_ уменьшительно-ласкательные формы имен.

А уж чтобы дважды не вставать, то и к женьщинам почти любого возраста.
Нет, бухгалтерша и вообще, все, кого он боится и от кого зависит, для него как раз "Марь Иванна" а вот его же коллега, мать двоих детей и ровесница вполне может оказаться "Машенькой".

И ведь не видят в этом ничего странного.

Как прикажете мне, разменявшему 40-ник обращаться к коллеге до 30? Особенно если я хочу подчеркнуть, что ценю и уважаю его работу и не считаю, что возраст (и, смею надеятся, опыт) не дают мне права смотреть на него свысока?


Date: 2016-05-13 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] andreev.livejournal.com
> бухгалтерша и вообще, все, кого он боится и от кого зависит

Э... Скажите, а кто и почему боится Виджинии Вульф, ну, вы поняли, бухгалтерши?
Кроме помощника младшего бухгалтера.

(no subject)

From: [identity profile] vishniakov.livejournal.com - Date: 2016-05-13 11:48 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] vishniakov.livejournal.com - Date: 2016-05-13 11:56 am (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] norian.livejournal.com
несколько коробит народная традиция, когда к старшему по должности/возрасту коллеге обращаюцца двойным именем, а к младшему - одинарным (имя или отчество), и соответственно ты/вы

Date: 2016-05-13 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] vishniakov.livejournal.com
Ага, особенно доставляет, когда пишешь нечто в рамках делового общения на несколько адерсатов разом и _неожиданно_ оказывается что рядом "Сергей Петрович, будьте добры" - потому что начальник соседнего отдела и старше по возрасту и "Леша, посмотри пожалуйста" - потому что рядовой сотрудник и младше.
Причем заменить "Лешу" на имя-отчество ну очень нехорошо, потому что выглядит 100%-ым издевательством.
Вот в этот то момент стилистика заставляет использовать "Алексея" - и все более менее срастается.

Date: 2016-05-13 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Здесь, в Венгрии, в официальных документах чаще всего пишется, кроме имени самого человека, имя его матери. Как мне объяснили — потому, что имена слишком часто повторяются.

Date: 2016-05-13 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
И еще потому, что замужняя женщина называется "фамилия-имя мужа+né". В итоге имен в официальном обороте - еще меньше... Как мне объяснили.

(no subject)

From: [identity profile] migmit.livejournal.com - Date: 2016-05-13 07:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2016-05-13 07:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] migmit.livejournal.com - Date: 2016-05-13 07:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] migmit.livejournal.com - Date: 2016-05-13 08:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2016-05-13 08:06 am (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] dikem.livejournal.com
Яволь, май оберштабсфельдфебель.
Имена тоже надо забыть, чего уж мелочиться. Каждому выдать пожизненный IP и этим ограничить использование имен в официальных документах.
Edited Date: 2016-05-13 07:01 am (UTC)

Date: 2016-05-13 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] reuth-ruah.livejournal.com
Кстати, почему нет. Для официальных документов ID удобнее, и коллизий не возникает. А для повседневного общения хватит прозвища, можно даже использовать разные имена, как вот у китайцев было: детское имя, совершеннолетнее имя, творческий псевдоним.

(no subject)

From: [identity profile] dikem.livejournal.com - Date: 2016-05-13 08:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reuth-ruah.livejournal.com - Date: 2016-05-13 08:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dikem.livejournal.com - Date: 2016-05-13 08:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reuth-ruah.livejournal.com - Date: 2016-05-13 09:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2016-05-13 10:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] doktor-gradus.livejournal.com - Date: 2016-05-13 02:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com - Date: 2016-05-13 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] huzhepidarasa.livejournal.com - Date: 2016-05-13 01:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rrrr.livejournal.com - Date: 2016-05-13 12:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dikem.livejournal.com - Date: 2016-05-13 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-bronx.livejournal.com - Date: 2016-05-14 12:19 am (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
Да.
Я с 30 до 50 жила с отчеством, а с 50 - без отчества. И ок ))

Date: 2016-05-13 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] yurri.livejournal.com
У моего сына отчества нет даже в русском паспорте. Не чтоб специально стремились сделать именно так, но когда оказалось, что так проще всего (т.е. если будет отчество, то нужно будет его упоминать и британском свидетельстве о рождении, что сделало бы имя неудобочитаемым), переживаний никаких не испытал.

Date: 2016-05-13 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] armswort.livejournal.com
Не помню, кто об этом рассказывал, может быть Ирина Левонтина (не помню, говорится ли об этом в ее лекции - https://vimeo.com/46620976). Суть в том что совсем недавно употребление полного имени (Иван) без фамилии-отчества было нелепым и невозможным. Т.е. если официально - то Иван Федорович Петров, или Иван Петров, Иван Федорович, но никак не Иван. Если в узком кругу и только по имени - значит Ваня.
"Одинокое полное имя" пришло с заимствованием западного демократичного делового стиля.

Date: 2016-05-13 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ira-k.livejournal.com
Иван, принеси настойку! :)

так обращались к слугам.

(no subject)

From: [identity profile] nu57.livejournal.com - Date: 2016-05-16 11:55 am (UTC) - Expand

Date: 2016-05-13 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] evocator.livejournal.com
По-моему, это сугубо национальный вопрос. Отчество, патроним - на сегодняшний день чисто русская штука. Могу ошибаться, но, по-моему, уже ни у кого другого их не осталось. Поэтому не считающий себя русским растаётся с этим элементом имени как чужеродным (фиктивным, навязанным, ассоциируемым с кровавым режимом). Считающий - немедленно начинает рефлексировать, надо ли ему и русский ли он? :)

Date: 2016-05-13 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] tyomitch.livejournal.com
> Отчество, патроним - на сегодняшний день чисто русская штука. Могу ошибаться, но, по-моему, уже ни у кого другого их не осталось.

Ничего подобного. У многих народов они в ходу. Когда в англоязычной прессе Саддама называют "Mr. Hussein", а Сигмюндюра называют "Mr. Gunnlaugsson" -- это так же нелепо, как упомянутое в посте обращение только по отчеству, типа "Михалыч"

(no subject)

From: [identity profile] evocator.livejournal.com - Date: 2016-05-13 11:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] huzhepidarasa.livejournal.com - Date: 2016-05-13 01:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2016-05-13 01:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evocator.livejournal.com - Date: 2016-05-13 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2016-05-13 02:09 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

February 2026

S M T W T F S
1 2 3 4 5 67
8 9 10111213 14
15 16 17 18192021
2223 2425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 11:23 am
Powered by Dreamwidth Studios