avva: (Default)
[personal profile] avva
«В Facebook и Google мы не пойдем»: Почему одни из лучших программистов мира живут и работают в Екатеринбурге

Любопытное интервью с призерами чемпионата мира по программированию из Уральского федерального университета.

Мне вот всегда было интересно понять, почему в России (точнее, вообще на постсоветском пространстве) так популярны соревнования по программированию (наверное, термин, используемый в этой статье, подходит лучше: "спортивное программирование"), притом что на загнивающем Западе я о них долгое время и не знал даже, а когда знал, почему-то совершенно не тянуло. Это как какой-то отдельный мир совершенно. Я много лет активно участвовал в разных программистких сетевых сообществах, например, тусовался на рассылках различных опенсорс-проектов, встречался в реальной жизни с людьми иногда, но никогда при этом не заходила речь о TopCoder'е, скажем. О том, что TopCoder существует, я узнал из русского ЖЖ, по-моему (а узнав о нем, немедленно и срочно не пошел туда, не создал аккаунт и не стал участвовать). Это как-то очень забавно и интересно понять, почему.

Частично эту популярность объясняют некоторые реплики этого интервью, по-моему:

"А почему именно в этот раз УрФУ показал лучший результат? Звезды сошлись?"

Михаил Рубинчик: Команда у нас звездная. Олег, Леша и все остальные очень сильные ребята. Олег сейчас на шестом курсе, начал заниматься на втором, но уже к третьему у него был приличный уровень.[...]

"Тебе что ближе? Стартап? Или большая компания?"

Олег Меркурьев: Я вообще нигде не работал. И в ближайшие полгода работать нигде не собираюсь. Пойду в аспирантуру, наукой надо немного позаниматься, а то я вообще все свое время тратил на спортивное программирование.


Т.е. это действительно воспринимается как спорт, в первую очередь. Включая какие-то дикие ограничения, характерные как раз для спортивных соревнований:

"Давайте поговорим немного про сам чемпионат. Три человека в команде. Один компьютер. Почему один? Почему не три?"

Михаил Рубинчик: Жюри когда-то так решило. Это было тридцать лет назад.

Олег Меркурьев: Тогда, возможно, были еще дополнительные причины, которых сейчас нет. И тогда даже по компьютеру на команду – это было много, а на человека уж совсем.

[...]На ЧМ можно пользоваться принтером. Первый человек сел, написал какое-то решение, оно не заработало. Ему нужно найти ошибку. Читать с компьютера – это дорого, у нас же ресурс один. Поэтому распечатывают на принтере и читают на листочке.


Ну вот я не понимаю, как это может быть настолько привлекательным. Программирование - это созидательная деятельность. Не было программы, и вот она есть. Ты не мог что-то сделать с помощью компьютера, и вот ты можешь. Какая разница, это заняло 20 минут или 40? Это просто какой-то неинтересный аспект.

Нет, я могу себе представить ограничения, которые привносят спортивный азарт - но на уровне нескольких дней и действительно сложных, интересных задач. Типа соревнования Ludum Dare - написать игру за два дня. Или The ICFP Programming Contest, там дают три дня, и условия обычно крышесносные. Сравните это с заданиями ЧМ по спортивному программированию. Если соревноваться на минуты и секунды (еще и с одним компьютером на троих), то задания выходят вот такого рода - хитрое применение нескольких стандартных алгоритмов с какой-нибудь заковыристой "изюминкой".

В общем, странный это какой-то мир. Не обессудьте, те, кто от него тащится. Но не понимал и не понимаю.

Date: 2016-06-10 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Я в школе болел синдромом это-неинтересно-я-это-делать-не-буду. Поэтому преподаватели по нескольким непрофильным дисциплинам скалили на меня жёлтые клыки. Олимпиада дала мне возможность объехать эти грабли. Что, на самом деле, плохо. То есть, для меня хорошо, но вообще плохо.

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 30th, 2025 05:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios