avva: (Default)
[personal profile] avva
Юзер [livejournal.com profile] efpod заходил вчера в гости; познакомились с ним "в реале" таким образом. Помимо прочего, он рассказал о своей старой записи про "Пиковую даму" Пушкина, которую я пропустил в своё время.

Вот эта запись. Очень интересно и, по-моему, совершенно верно -- возможно, многим это было очевидно, но мне -- нет. Я действительно полагал, по-видимому, вследствие небрежного чтения, что Германн "неправильно угадал" карту и что ему выпала пиковая дама вместо туза. Но если внимательно прочесть текст (вот ссылка на полный текст "Пиковой дамы"), то даже не зная подробностей игры (а зная - тем более), становится ясно, что выпал действительно туз, но Германн загадал пиковую даму по ошибке, желая заказать туза (или, конечно, можно сказать, что он загадал туза, который мистическим образом превратился в пиковую даму -- это уж по желанию).

Вот этот отрывок в тексте:
Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз.
-- Туз выиграл! -- сказал Германн, и открыл свою карту.
-- Дама ваша убита, -- сказал ласково Чекалинский.
Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.
Из предыдущего текста ясно, что загадывающий карту Германн выигрывает, если отложенная им карта совпадает с выпавшей налево. Германн видит, что туз выпал налево, и открывает свою карту. Но оказывается, что он отложил не туза, а пиковую даму ("дама ваша убита"). При беглом, невнимательном чтении (и не зная правил игры) можно подумать, что Германну показалось, будто выпал туз, а на самом деле выпала дама (и я так думал). Но из текста ясно, что дама как раз была отложена Германом: "дама ваша убита", "у него стояла пиковая дама", "не понимая, как мог он обдернуться" ("обдернуться" здесь означает не ошибиться, а снять — "сдёрнуть" — не ту карту; ср. "передёргивать" у Даля).

Мораль, видимо, состоит в том, что надо внимательнее читать.

Date: 2003-01-23 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Нет, мораль в том, что надо внимательнее карту выбирать.

Date: 2003-01-23 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Нет, мораль в том, что нельзя обольщать девушек с корыстными целями.

Date: 2003-01-23 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
... и старух пужать.

И вообще увлекаться азартными играми!

Date: 2003-01-23 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] alexe.livejournal.com
Из всего написанного я не поняла ничегошеньки..сколько бы не пыталась..видимо я не игрок...

Date: 2003-01-23 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Правила игры в "Фараон".

Может быть, это поможет? ;)

Re:

Date: 2003-01-23 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] alexe.livejournal.com
А может просто не дано? :)

Date: 2003-01-23 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] makkefri.livejournal.com
Это просто из-за оперы - там, насколько я помню, идет такая мизансцена, что Германн кладет карту, отворачивается и дальше идет текст что-то типа
- мой туз?
- нет, ваша дама пик
Вот и понимай как хочешь.

Смотрите-ка

Date: 2003-01-23 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] winnie-the-cup.livejournal.com
а я всегда считал, что они играют в простое очко: 3 + 7 + туз = 21.
И Германн, соответственно, проигрывает по очкам, с несчастливым числом: 3 + 7 + дама = 13.

А что в Фараоне означают три карты: три последовательных розыгрыша, где игрок загадывает сначала 3, потом 7, потом туза?

Re: Смотрите-ка

Date: 2003-01-23 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Ничего, это три разных розыгрыша просто.
Фараон - абсолютно случайная игра, на удачу, не на стратегию.
Т.е. три счастливых карты - это всё равно как если бы ему сказали три счастливых числа поставить одно за другим в рулетку. Принцип тот же (только в фараоне ставка один к одному, а вероятность выиграть близка к 50 процентам, если я всё правильно понял).

Date: 2003-01-23 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Ясно, надо на Рутении выкладывать "Тему карт и карточной игры..." Лотмана.

Re:

Date: 2003-01-23 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Замечательная идея!

Date: 2003-01-23 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] herr-und-knecht.livejournal.com
На самом деле, тема "ошибки/неудачи в последний момент" (сама по себе вполне древняя и широко распространённая - ср. Орфей и Эвиридика, например), была крайне значима для Пушкина: от "Вещего Олега" до "Каменного Гостя", через "Графа Нулина", в "Золотой Рыбке" и "Золотом Петушке", а также,с различными вариациями - в "Выстреле",да и практически во всех "повестях Белкина". Но, конечно, "Пиковая Дама" является её наиболее законченным воплощением.

Date: 2003-01-23 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] sdanilov.livejournal.com
Для меня до сих пор остается загадкой выделенная фраза:

Чекалинский потянул к себе проигранные билеты. Германн стоял неподвижно. Когда отошел он от стола, поднялся шумный говор. -- Славно спонтировал! говорили игроки. -- Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом.

Чего тут славного, если Германн проиграл?

Словарь Даля:
ПОНТИРОВАТЬ франц. играть в банк, штос, против банкомета, ставить куш на карту; -ся, страдат. безличн. Понтарованье, понтировка, действ. по глаг. Понтер, понтировщик, кто понтирует, ставщик. Понтеровь, понтерский, к нему относящ. Понтерные правила игры[...]

Re:

Date: 2003-01-23 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Может быть, ироническим тоном?

Date: 2003-01-23 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] sdanilov.livejournal.com
До этого:
В следующий вечер Германн явился опять у стола. Все его ожидали. Генералы и тайные советники оставили свой вист, чтоб видеть игру столь необыкновенную. Молодые офицеры соскочили с диванов; все официанты собрались в гостиной. Все обступили Германна. Прочие игроки не поставили своих карт, с нетерпением ожидая, чем он кончит. Германн стоял у стола, готовясь один понтировать противу бледного, но всё улыбающегося, Чекалинского. Каждый распечатал колоду карт. Чекалинский стасовал. Германн снял, и поставил свою карту, покрыв ее кипой банковых билетов. Это похоже было на поединок. Глубокое молчание царствовало кругом.

В такой ситуации играющая публика должна болеть за понтера -- каждый представляет себя на его месте... То есть повода для злорадства вроде бы нет.

Date: 2003-01-23 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-tw.livejournal.com
это психологический эффект, по-моему. Сначала - да, поскольку напряжение захватывает зрителей, проигравшего - не просто жаль, но и ужас охватывает - от того, что мог бы оказаться на его месте. И здесь, по-моему, как раз важны слова, что Германн отошел от стола. Именно в этот момент наступает облегчение. То самое - "пусть проигравший плачет". Закономерный откат - в эмоциях. А ирония - как кодовый язык - для оставшихся, средство обозначить - мы-то еще тут, секундная иллюзия единения. Поведение стаи, в которой сильный - Случай - периодически жертву выбирает.

Date: 2003-01-23 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] sdanilov.livejournal.com
тогда уж скорее реакция на чужака в стае, прикормленной Чекалинским
В Москве составилось общество богатых игроков, под председательством славного Чекалинского, проведшего весь век за картами и нажившего некогда миллионы, выигрывая векселя и проигрывая чистые деньги. Долговременная опытность заслужила ему доверенность товарищей, а открытый дом, славный повар, ласковость и веселость приобрели уважение публики. Он приехал в Петербург. Молодежь к нему нахлынула, забывая балы для карт и предпочитая соблазны фараона обольщениям волокитства. Нарумов привез к нему Германна.

Хотя, с другой стороны, известно, как и в то время петербуржцы относились к выскочкам из Москвы...

Date: 2003-01-23 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] ipain.livejournal.com
когда он говорил, что туз выиграл, он думал что у него туз - что и прозвучало как блеф (понтировка) для зрителей.

вообще была детская популярная книжка о математике, где весь эпизод в подробностях разбирался с вероятностями.
(deleted comment)

Date: 2003-01-23 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ipain.livejournal.com
либо даль не прав (что вполне возможно), либо народ просто оценил эмоциональное напряжение эпизода - типа играл красиво, хоть и проиграл.

Date: 2003-01-23 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] sdanilov.livejournal.com
но в то время (по Далю) слов понтировка не имело отрицательного блефового значения

и слово "понт" в картежной терминологии сперва означало жертву шулера

Date: 2003-01-23 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] b-k.livejournal.com
(или, конечно, можно сказать, что он загадал туза, который мистическим образом превратился в пиковую даму -- это уж по желанию)

Я так всегда и думала (совершенно не вникая в правила игры ;)) Что-то я не поняла, почему это такая большая новость???



Re:

Date: 2003-01-23 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Мне кажется, в моей записи это довольно хорошо объяснено.

Date: 2003-01-27 01:19 am (UTC)
From: (Anonymous)
Всё это разбирается в тьме научных работ по "Пиковой Даме". Отрывки из них приводились в журнале "Знание-Сила" в восьмидесятых годах. Странно, что во многих работах сквозила мистика, хотя написаны они были в СССР.

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 02:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios