avva: (Default)
[personal profile] avva
* * *


Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Гавриил Державин
1816

Date: 2003-08-04 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] hgr.livejournal.com
спасибо. кстати пришлось.

Date: 2003-08-04 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Вы знаете, что это - акростих?
Это вдруг обнаружил в середине 20 века один американец. До этого никто не замечал.

Date: 2003-08-04 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Нет, не знаю. А как читается после "РУИН"?

Date: 2003-08-04 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
РУИНА ЧТИ - прочитал Halle.
Насчет "чти" непонятно - "почитай", в смысле, или просто - "читай".

Date: 2003-08-04 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Там еще проблема в том, что мы толком не знаем, законченный это текст или нет. После "чти" могло предполагаться что-то еще. Но пожралось.

Date: 2003-08-04 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, я уже тоже догадался.

Удивительное дело.

Date: 2003-08-04 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Для меня тут самое удивительное, что прочитал ведь таки, и что не носитель языка. Чистая иллюстрация к тезису о антиэнтропийном характере поэтических текстов, прямо противоречащая самому высказыванию. Одна из любимых историй.

Date: 2003-08-04 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Кстати, я давно уже думаю вот чего: "Руина, чти..." предполагает тот же четырехстопный ямб в потенции.
Надо бы сочинить некоторое гипотетическое четверостишие ("Руина, чти времян законы" etc) - и закончить акростих.

;)

Date: 2003-08-04 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Ну да, насчет "законЫ" я размахнулся.

Date: 2003-08-04 06:53 pm (UTC)
From: (Anonymous)
а Державин об этом знал?

Date: 2003-08-04 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Он на это рассчитывал.

Date: 2003-08-04 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kototuj.livejournal.com
Люблю этот стих, по-моему, лучший у Державина. Особенно за строчку "А если что и остается..." - совершенно пушкинская! Все остальное архаично в духе времени, а тут - прорыв в 19-й век, если не в 20-й.

Акростих, Гаспаров

Date: 2003-08-05 01:46 am (UTC)
From: (Anonymous)
У Гаспарова в "З. и В." (стр. 132-133) есть история про то, что кто-то переводил это стихотворение на латинский, и случайно тоже получился (почти) акростих. Гаспаров начинает эту заметку так: "Свидетелем настоящего чуда я был один раз в жизни". Не поленись посмотреть; Гаспаров у тебя, кажется, в том книжном шкафу, который в спальне, около балкона, где-то внизу.

А.

Date: 2003-08-05 02:58 am (UTC)
From: [identity profile] dp.livejournal.com
Это его последнее стихотворение, цимес ещё и в этом.

Date: 2003-08-05 03:21 am (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
А Вы как думаете сами?

Date: 2003-08-05 09:18 am (UTC)
From: (Anonymous)
не знаю. меня акростих Фуникова (у avvy рядом) беспокоит.
а теперь еще и гаспаровская история.

Date: 2003-08-05 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] lair.livejournal.com
"Вот и я говорю, сходил бы на речку, искупался".

Date: 2003-08-05 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Диасазапани? Это что-то китайско-грузинское.
Ну не бывает, чтоб случайно выстроилось так.

Date: 2003-08-05 01:03 pm (UTC)
From: (Anonymous)
комментарий в БП (СПб, 2002):
1816, Званка. "Сын отечества", 1816, N 30, (текст сопровожден заметкой: "За три года до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту: Река времен, начал он стихотворение "На тленность" и успел написать первый куплет". На грифельной доске, на которой поэт записал текст начала оды (хранится в РНБ), были еще две строки, но разобрать их не удалось. Сейчас весь текст на доске от времени стерся.
/конец комментария. скобка не закрыта/

Я не думаю, что случайно. Но знал ли/заметил ли/сознательно написал так Державин, я не знаю. Маловероятность чудес не исключает их возможности. Последнее стихо Державина вполне suitable occasion.

Возможно, две стершиеся строки были полным текстом акростиха.

Date: 2003-08-05 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Я уже высказался насчет того, что, возможно, акростих сам должен был быть стихами. Так что двух строк маловато.

Для бантуязычных

Date: 2003-08-05 03:18 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Там по конечным буквам - также расцветает акростих:

Ий яй я ы я ы.

На суахили это означает: И я умру, и я.

Следует поискать акростихов и в середине, а также вразнобой. Игру в балду напоминает, но с каббалистическим оттенком.

В.А.

Date: 2003-08-05 03:51 pm (UTC)
From: (Anonymous)
да, я видел.
путаница в терминологии - акростих одновременно и текст, и, в вашем употреблении, выжатый осадок.
какие-нибудь правильные термины есть?
пока воспользуюсь акротекстом и акрозвоном.

тогда, возможно, что здесь идеальная цепочка возможно бесконечных текстов, где каждый акрозвон есть акротекст предыдущего звена.
а нам показали отрывок.

совсем большими акрозвонами грезит планета.
а когда акротекст сущности восстановлен полностью, она исчезает.

Re: Для бантуязычных

Date: 2003-08-05 03:53 pm (UTC)
From: (Anonymous)
собственно, мысль о Рамзее и побудила меня спросить, знал ли Державин?

Date: 2003-08-05 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Вот потому Державин и остановился на восьми стихах первого уровня и половинке стиха - второго. Бог не попустил.
Как называется то, что прочитывается в акростихе, не знаю, но думаю, что термин есть. По аналогии с венком сонетов можно это называть магистралом.

Re: Для бантуязычных

Date: 2003-08-05 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Если посрединке - это месостих, а по концам - телестих.

Date: 2003-08-05 06:18 pm (UTC)
From: (Anonymous)
акромаг

Date: 2003-08-05 06:21 pm (UTC)
From: (Anonymous)
а уровень мы не знаем. может быть, пятый и шестой, или 741 и за ним

Re: Для бантуязычных

Date: 2003-08-06 03:32 am (UTC)
From: (Anonymous)
А вразнобой - балда все-тки.

Date: 2007-12-26 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
До этого никто не замечал, потому что в "интеллектуальные игры" тогда не играли. Наличие акростиха, как говорится, там "берется на палец".

Впрочем, у Державина есть и еще:

Если б милые девицы
Так могли летать, как птицы,
И садились на сучках,
Я желал бы быть сучочком...


Дальше продолжать акростих он постеснялся.

Date: 2007-12-26 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Акростихи были широко распространены от поздней античности до барокко, как шуточная форма из культуры не уходили никогда.

Date: 2017-05-05 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] namastescop.livejournal.com
Гаспаров еще прочитал, по его словам.

Date: 2017-05-06 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Наблюдаю возросший интерес к Державину

Date: 2017-05-06 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] namastescop.livejournal.com
Я не замечал какого-то общего интереса, а меня пару лет назад привлек ваш "сон" (или правда сон) про руину. А потом книга Ходасевича. Вчера попалась на глаза эта удивительная история про перевод, которую описал Гаспаров. Жаль, никто не сделал книги, где бы собрал все варианты понимания, возможные продолжения и пр.

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 08:22 pm
Powered by Dreamwidth Studios