богатыри не мы
Mar. 24th, 2004 09:08 pmПридумал слово —
богатыринемызм.
Означает (если вдруг непонятно) отношение к жизни, к предкам, к философии, к религии, к подвигам, к чему угодно ещё, короче говоря, отношение типа "богатыри не мы".
Хороший пример — современный иудаизм.
Вообще-то, все большие религии неизбежно впадают в богатыринемызм в той или иной степени. Кроме основателя религии (Моисея, Иисуса, Магомета), которого никак не превзойти, древние "отцы церкви" и мудрецы неизбежно котируются выше сегодняшних. Но богатыринемызм бывает разный. Беспрецедентный застой в современном ортодоксальном иудаизме, полностью обращённом в прошлое — порождение последних двух веков (и в немалой мере реакция на Хаскалу и массовую интеграцию европейских евреев в окружающее общество).
Пожалуй, самое консервативное направление христианства — католичество — по сравнению с ортодоксальных иудаизмом развивается с пугающей скоростью. Ничего подобного Второму Ватикану 1961-го года с его далеко идущими изменениями в католической практике и схоластике в ортодоксальном иудаизме быть не может. Он продолжает во всём опираться на огромный свод галахических постановлений, принятых много столетий назад и совершенно нерелевантных для сегодняшней жизни; эти постановления формально не являются заповедями и могут теоретически быть отменены или изменены раввинами-мудрецами — вот только мудрецы эти должны быть настолько же "великими в Учении", насколько были великими те мудрецы, что эти правила принимали. А это — в современном ортодоксальном иудаизме — совершенно невозможно: не в объективном смысле, конечно (здравый смысл подсказывает, что среди многих усердных раввинов сегодня найдётся немало таких, кто, объективно говоря, столь же мудры и начитанны, сколь были великие раввины древности, или Маймонид, или Виленский Гаон), просто древние раввины, авторы Мишны и Гемары (частей Талмуда), авторы большинства галахических постановлений, вознесены на столь высокий пьедестал, что верующий ортодоксальный еврей не может и представить себе, чтобы современные авторитеры могли с ними сравниться или в чём-то их превзойти.
Так было не всегда. Даже несмотря на то, что в средние века иудаизм, зафиксировав текст Талмуда, перешёл к третьей степени отдалённости от божественного источника в своей теологической работе (т.е. стал заниматься подробным изучением и комментариями не только Торы (Пятикнижия Моисеева), не только Мишны (комментария к Торе), а даже и Гемары (комментария к комментарию), мы можем в каждом веке найти немало "великих мудрецов", и одну-две "суперзвезды", типа того же Маймонида. Возможно, Виленского Гаона следует считать последней суперзвездой в ортодоксальном иудаизме? Начиная с 19-го века богатыринемызм начинает брать верх. Кое-где ему кое-как сопротивлялись (культ почитания Любавичского ребе иногда пытался возносить его до уровня величайших мудрецов вообще, а не "всего лишь" величайшего мудреца нашего поколения), но его неумолимая логика всегда в конце концов побеждала. По крайней мере, до сих пор.
Любопытная ловушка, в которую ортодоксальный иудаизм загнал себя добровольно, и из которой ему очень нелегко будет выбраться, если вообще сможет.
богатыринемызм.
Означает (если вдруг непонятно) отношение к жизни, к предкам, к философии, к религии, к подвигам, к чему угодно ещё, короче говоря, отношение типа "богатыри не мы".
Хороший пример — современный иудаизм.
Вообще-то, все большие религии неизбежно впадают в богатыринемызм в той или иной степени. Кроме основателя религии (Моисея, Иисуса, Магомета), которого никак не превзойти, древние "отцы церкви" и мудрецы неизбежно котируются выше сегодняшних. Но богатыринемызм бывает разный. Беспрецедентный застой в современном ортодоксальном иудаизме, полностью обращённом в прошлое — порождение последних двух веков (и в немалой мере реакция на Хаскалу и массовую интеграцию европейских евреев в окружающее общество).
Пожалуй, самое консервативное направление христианства — католичество — по сравнению с ортодоксальных иудаизмом развивается с пугающей скоростью. Ничего подобного Второму Ватикану 1961-го года с его далеко идущими изменениями в католической практике и схоластике в ортодоксальном иудаизме быть не может. Он продолжает во всём опираться на огромный свод галахических постановлений, принятых много столетий назад и совершенно нерелевантных для сегодняшней жизни; эти постановления формально не являются заповедями и могут теоретически быть отменены или изменены раввинами-мудрецами — вот только мудрецы эти должны быть настолько же "великими в Учении", насколько были великими те мудрецы, что эти правила принимали. А это — в современном ортодоксальном иудаизме — совершенно невозможно: не в объективном смысле, конечно (здравый смысл подсказывает, что среди многих усердных раввинов сегодня найдётся немало таких, кто, объективно говоря, столь же мудры и начитанны, сколь были великие раввины древности, или Маймонид, или Виленский Гаон), просто древние раввины, авторы Мишны и Гемары (частей Талмуда), авторы большинства галахических постановлений, вознесены на столь высокий пьедестал, что верующий ортодоксальный еврей не может и представить себе, чтобы современные авторитеры могли с ними сравниться или в чём-то их превзойти.
Так было не всегда. Даже несмотря на то, что в средние века иудаизм, зафиксировав текст Талмуда, перешёл к третьей степени отдалённости от божественного источника в своей теологической работе (т.е. стал заниматься подробным изучением и комментариями не только Торы (Пятикнижия Моисеева), не только Мишны (комментария к Торе), а даже и Гемары (комментария к комментарию), мы можем в каждом веке найти немало "великих мудрецов", и одну-две "суперзвезды", типа того же Маймонида. Возможно, Виленского Гаона следует считать последней суперзвездой в ортодоксальном иудаизме? Начиная с 19-го века богатыринемызм начинает брать верх. Кое-где ему кое-как сопротивлялись (культ почитания Любавичского ребе иногда пытался возносить его до уровня величайших мудрецов вообще, а не "всего лишь" величайшего мудреца нашего поколения), но его неумолимая логика всегда в конце концов побеждала. По крайней мере, до сих пор.
Любопытная ловушка, в которую ортодоксальный иудаизм загнал себя добровольно, и из которой ему очень нелегко будет выбраться, если вообще сможет.
no subject
Date: 2004-03-24 11:16 am (UTC)По определению принято: не превзойдешь, вот и не рыпайтесь, мол, прихожане.
no subject
Date: 2004-03-24 11:37 am (UTC)no subject
Date: 2004-03-24 11:39 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2004-03-24 11:16 am (UTC)А по поводу застоя ты прав - без периодических реформ и поправок большинство заповедей и законов рано или поздно теряет всякий смысл. Проблема в том что религиозное учение представляется как абсолютное знание, которое следует принимать на веру и следовать ему безприкословно. Существование механизма внесения поправок подорвало бы веру в абсолютную истинность учения, за исключением поправок вносимых непосредственно божественным вмешательством (вот прийдёт Мессия, и наведёт порядок...).
no subject
Date: 2004-03-24 11:27 am (UTC)no subject
Date: 2004-03-24 01:09 pm (UTC)no subject
Date: 2004-03-24 11:30 am (UTC)Ведь так ведь?
no subject
Date: 2004-03-24 11:35 am (UTC)no subject
Date: 2004-03-24 11:33 am (UTC)Вообще, в обозримом прошлом мудрецы могли принимать решения в вопросах не покрытых Талмудом или предыдущими решениями, но не противоречащие им. Так же, как судья может принимать прецедентное решение в вопросе не покрытом законами, но не противоречащее существующим законам.
В более ранние времена в иудаизме происходили весьма серьёзные потрясения (или перетряски) хотя нынешние ультраортодоксы (aka харедим) этого не признают - сужу по беседам с ними.
Я совершенно согласен с тобой, что [ортодоксальный] иудаизм загнал себя в ловушку и не видно, как он сможет из неё выбраться. С другой стороны - реформизм с неограниченными возможностями для адаптации, но с неотвеченным вопросом: зачем это называть иудаизмом. Где-то посредине маячат консерваторы.
Ортодоксы часто говорят о том, что всем, кроме них в диаспоре грозит неизбежная ассимиляция и, похоже, что они правы.
no subject
Date: 2004-03-24 12:35 pm (UTC)Это, насколько мне известно, не совсем так. Галахические решения можно теоретически отменить или изменить, просто в ситуации веры в "еридат а-дорот" сделать это почти нереально.
Талмуд, кстати, при всём его гигантском авторитете не является сам по себе источником нормативных (галахических) решений. На практике он и не мог бы быть таким источником, т.к. по сути дела состоит и споров и дискуссий, высказывающих противоречащие друг другу позиции.
В более ранние времена в иудаизме происходили весьма серьёзные потрясения (или перетряски) хотя нынешние ультраортодоксы (aka харедим) этого не признают - сужу по беседам с ними.
Ага.
Я совершенно согласен с тобой, что [ортодоксальный] иудаизм загнал себя в ловушку и не видно, как он сможет из неё выбраться. С другой стороны - реформизм с неограниченными возможностями для адаптации, но с неотвеченным вопросом: зачем это называть иудаизмом. Где-то посредине маячат консерваторы.
Пожалуй, консерваторы выглядят перспективнее всего с точки зрения возможности развиваться и не застревать в "ловушках", подобных той, в которой застрял ортодоксальный иудаизм. Реформисты действительно слишком "размыты", и теряют реальную связь с иудаизмом (можно сравнить с юнитарианистами в христианстве).
Если не ошибаюсь, в Америке больше всего как раз консерваторов. Почти полная доминация ортодоксов в Израиле - во многом результат государственной монополии, которую они смогли получить сразу после создания государства и сохраняли полвека.
no subject
Date: 2004-03-24 01:14 pm (UTC)Я не знаю когда исторически этот принцип начал применяться, харедим, с которыми мне довелось этот вопрос обсуждать, разумеется, утверждали, что он существовал всегда.
Если не ошибаюсь, в Америке больше всего как раз консерваторов
Насколько я помню - как раз реформистов. Правда, тут всё зависит от того, как считать. Если считать исключительно тех, кто официально входят в какую-нибудь реформистскую общину (congregation), то, возможно, и не так много. Но среди тех, кто ответят при опросе, что они реформисты, очень много (большинство?) таких, кто ни к каким общинам не приписан. Для многих, вообще, понятие реформиста неотличимо от светского, просто тут играет роль то, что с одной стороны не хотят считать атеистами, а с другой - поскольку еврейство здесь воспринимается, главным образом, как религия - не хотят считать себя неевреями.
(no subject)
From:изречение из Талмуда
Date: 2004-03-27 02:28 pm (UTC)Может быть, его корни уже в том отчаянии, от которого Моисей разбил первые скрижали, в том, что невозможно передать откровение, что и язык для этого неприспособлен, любой будет не лучше заики, и к тому же и люди сопротивляются?
А с другой стороны, может, тому раби с его пессимизмом и было в академии не место?
no subject
Date: 2004-03-24 12:14 pm (UTC)no subject
Date: 2004-03-24 12:22 pm (UTC)(естественно, это не согласуется с каноническим учением о происхождении Мишны, но в этом ничего зазорного нет)
no subject
Date: 2004-03-24 12:58 pm (UTC)И не только в этом (тут, подозреваю, рэб Авром наметился объяснить, почему), но и в том, что "так было не всегда".
Со времён Талмуда - всегда (а до тех пор нет смысла говорить о раввинском иудаизме).
(no subject)
From:?!
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2004-03-24 01:42 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2004-03-24 01:16 pm (UTC)а слово - роскошное.
Ловушка? Да ну что вы.
Date: 2004-03-24 01:35 pm (UTC)Проблема с любыми неортодоксальными течениями - колоссальная, но порой не видная для глаз одного поколения. Поглядим на истоки этого пути. Не беря в расчет молодых бунтарей Хаскалы, порывавших с прошлым в пику отцам, бОльшая часть еврейства начинала помалу. "Да нет, мы не будем стричь бороду, мы ее просто подровняем, для красоты. А то как дикари патлатые какие-то, в новой Европе-то." Следующее за ними поколение шло дальше. И дальше. Их современные потомки даже могут и не знать, что у них есть 1/16 еврейской крови.
no subject
Date: 2004-03-24 02:19 pm (UTC)я вот только не понял
Date: 2004-03-24 11:10 pm (UTC)Ну а православие как же?
Re: я вот только не понял
Date: 2004-03-25 01:54 am (UTC)no subject
Date: 2004-03-25 02:00 am (UTC)Какая ветвь христианства успела за последние 100 лет сменить свою верховную форму правления? Католичество или православие?
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2004-03-25 12:14 am (UTC)Иллюстрация - определение еврейства только по материнской линии, что в современном Израиле ставит тысячи людей в какое - то двусмысленно - унизительное положение. Почему у нашего религиозного истэблишмента ( очень казённо звучит, но как сказать иначе?) не хватает государственного мышления и понимания проблем современному ему общества?
Не находится новый рабби Гершом, с его чувством времени и места...
no subject
Date: 2004-03-25 03:09 am (UTC)Для таковых тысяч имеется процедура гиюра.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:не все евреи хотят гиюр
From: (Anonymous) - Date: 2004-03-27 02:41 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2004-03-25 05:35 am (UTC)Перед появлением Баал Шем Това никто тоже не знал, что придет Учитель такого уровня.