avva: (Default)
[personal profile] avva
А можно вы поделитесь со мной какими-то идеями, которые произвели на вас неизгладимое впечатление?

Будь то в естественных науках или гуманитарных, или в математике или в философии, или в музыке или литературе, или вообще в любой сфере человеческой деятельности - было ли что-то такое - идея, мысль, звук, теория, метафора - что, когда вы это узнали или поняли, поразило вас до самой глубины души? Показалось таким невероятно прекрасным, что дух захватывает, что думаешь - боже мой, как же это возможно, как же это так бывает?

Если есть у вас такое воспоминание, такая прекрасная тайна - поделитесь ей, пожалуйста. Неважно, очень сложное или очень простое, понятное только специалистам (просто в таком случае объясните в двух словах, о чем это вообще) или понятное всем.

Я начну - но мои два примера, увы, требуют для понимания универсистеского знания математики/физики. Просто именно эти две вещи мне часто вспоминаются. Но мне бы не хотелось, чтобы они задали тон комментариям - если у вас есть пример такого ощущения в совсем других областях, мне все равно очень интересно было бы о нем услышать.



1. Доказательство того, что в любом конечном поле число элементов - степень простого числа. Если F - конечное поле, то добавляя 1, 1+1, 1+1+1..., неизбежно приходим к нулю через p шагов, и p должно быть простым (если p = m*n, то "m единичек" умножить на "n единичек" будет нулевым произведением ненулевых чисел, а в поле это невозможно). Эти p элементов составляют подполе F_p, и на все поле F теперь можно посмотреть как на векторное пространство над F_p. У этого векторного пространства есть какой-то базис размером n, а значит, число элементов в нем равно p^n.

Вот этот шаг, где мы берем найденный объект (подполе внутри поля) и неожиданно смотрим на все по-другому, привлекая на помощь казалось бы никакого отношения не имеющую теорию векторных пространств - для меня это было - волшебство, как если бы эти объекты у меня в руках замерцали и магическим образом превратились в что-то другое, в то же время оставаясь самими собой. Для меня это крохотное доказательство остается в уме примером творчества в математике, того, что математики без творчества не может быть. Впервые я его прочитал лет восемь назад в книге Вейля "Basic Number Theory" (кажется, я продвинулся в ней не более чем на 20 страниц в итоге).

2. Формулировка классической механики через принцип наименьшего действия (с лагранжианами). Я помню, как, когда впервые прочитал и осознал эту формулировку, подумал, что нахожусь в присутствии чуда, что мне невероятно повезло, что я узнал и понял что-то столь ослепительно истинное и прекрасное. Это было в первом томе Ландау-Лившица (и почти параллельно в "Механике" Гольдштейна, если память не изменяет).
Page 1 of 13 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] >>

Date: 2008-08-28 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] paslen.livejournal.com
структура устройства "Улисса". Финал второй части второго концерта Рахманинова (тридцать примерно секунд скрипичных трелей, проникающих как солнце сквозь деревья в лесу). Финал второй части Седьмой симфонии Прокофьева (сорок примерно секунд - квентисенция исторического оптимизма)

КВИНТЭССЕНЦИЯ, бля.

Date: 2008-08-31 04:54 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ох уж мне эти интеллигентты.

Date: 2008-08-28 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] plakhov.livejournal.com
1. Только не смейтесь, но сложение простых дробей с разными знаменателями. Рассказал мне об этом папа, когда я задал ему такой вопрос лет в пять, и помню, как меня поразила до глубины души идея, что все дело в тривиальном наблюдении "1/2 - то же самое, что и 2/4"

2. Короткое доказательство неравенства Коши-Буняковского (с использованием детерминанта; есть в русской википедии в конце статьи).

Date: 2008-08-29 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] vlkamov.livejournal.com
Нечто похожее на п.1 было у меня в первом классе. Я всегда не любил исключения, поэтому когда до меня вдруг дошло (на крыльце школы, буквально как французы говорят "мысли на лестнице") , что 1x это тоже самое, что x, был очень поражен. Причем ощущения были противоречивые- "догадался ! сам !" и в то же время осадочек, это дополнительное правило, никуда ненужное, но его надо зазубрить и "писать правильно".

(no subject)

From: [identity profile] thomas-rus.livejournal.com - Date: 2008-08-31 09:35 am (UTC) - Expand

Date: 2008-08-28 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Решение бесполезной, но известной задачки, про прямоугольники, у которых одна сторона целая, которая у [livejournal.com profile] bgmt была.

Еще на меня очень сильное впечатление ML произвел - но там скорее не "красивая" (он не очень изящен), а интуитивно совершенно невозможная вещь. Причем чем больше разбираешься "как оно устроено" - тем больше удивляет.

Date: 2008-08-29 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] botev.livejournal.com
через раскраски или через интегралы? это одно и то же, конечно, но меня поразило именно решение с раскраской

for the record

From: [identity profile] hash-map.livejournal.com - Date: 2008-08-29 03:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-28 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sciuro.livejournal.com
Система толкиеновских конлангов.

Date: 2008-08-28 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] breqwas.livejournal.com
Основы квантовой механики. Принцип неопределённости, волновая функция, уравнение шредингера.
"Мир, оказывается, совсем не таков, каким кажется."

Date: 2008-08-28 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_1313/
о, да, квантовая механика и принцип неопределённости тоже очень сильное впечатление на меня произвели, когда я понял вот эту фишку про "фотон попадает в частицу и изменяет её" :)

о красоте

Date: 2008-08-28 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] kornelij.livejournal.com
1.Канторово множество
2. "Метаморфоз растений" И.-Г. фон Гете
3.Наука логики. Гегель

Re: о красоте

Date: 2008-08-28 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
(1) А у меня - "метод диагонали".

Date: 2008-08-28 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_1313/
не помню про прошлые года, но вот из последнего. узнал, что японское слово "саку" — это глагол "цвести" в какой-то из форм ("зацвёл", кажется), вспомнил слово "сакура" и бах! — я словно понял весь японский язык сразу. офигенное было ощущение.

Date: 2008-08-29 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] a5urbanipal.livejournal.com
а мне очень понравилось как пишется слово "япония".
в иероглифе это выглядит как

а образуется очень просто:
есть символ - он означает день, солнце. Этот квадратик образовался просто: сначала рисовали солнце () которое означало же "солнце, день"; потом от того что это долго и муторно стали рисовать кружочек перекрещенный, т.е. схематично показать солнце (). Далее японский язык становился более "квадратным" и кружочек стал квадратиком (). И избавившись от вертикальной линии день, солнце стал таким символом .

Теперь переходим к символу . Он переводится как источник, (книга).
Он у нас тоже составной: из и черточки снизу. - означает дерево (точно также эволюционировало из точного рисования дерева до двух-трех палочек). А черточка на дереве означает, корень
.

Тем самым складываем эти два иероглифа солнце и источник, "источник солнца" и получаем страну восходящего солнца - Японию!

Честное слово, мучился с этими иероглифами только по просьбе аввы в последнем посте. Надеюсь не зря старался. Вот лично для меня именно объяснение японских иероглифов из древности самое потрясающее. Вроде смотришь и нифига не понятно, а как узнаешь, что за этим кроется - прям аж захватывает! ;-)

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_1313/ - Date: 2008-08-29 05:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] deodan.livejournal.com - Date: 2008-08-30 02:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a5urbanipal.livejournal.com - Date: 2008-08-30 03:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-28 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
1. Совпадение инерционной и гравитационной массы в ОТО
2. Компилятор языка, написанный на этом же языке.

Date: 2008-08-28 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] faceted-jacinth.livejournal.com
2. Просто metacircular evaluator (так это называется, если я не ошибаюсь) выглядит забавно, но может быть ещё круче, как в Форте, когда метауровней просто нет. В каждый данный момент они есть: вот, это интерпретатор, а это -- statement, который он сейчас интерпретирует/компилирует, но то, что получается после интерпретации каждого определения оказывается новым интерпретатором. Осознание того, что его REPL буквально висит в пустоте, ни на что не опираясь, весьма просветляет.

(no subject)

From: [identity profile] faceted-jacinth.livejournal.com - Date: 2008-08-28 05:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rigidus.livejournal.com - Date: 2008-09-09 07:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com - Date: 2008-08-28 05:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2008-08-28 05:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-28 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] obol.livejournal.com
устройство редуктора в автомобиле, op.22 Рахманинова, где-то в середине пятой минуты

Date: 2008-08-29 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] maks-s.livejournal.com
вы про редуктор главной передачи? тогда +1

Date: 2008-08-28 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] trueblacker.livejournal.com
иррациональные числа

Date: 2008-08-28 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] nenujomojo.livejournal.com
>принцип наименьшего действия

о, да. что-то такое в голове резко на места встало. вообще я бы назвал классическю механику самым красивым из того, что человечество создало.

мои варианты:
1) Теорема Такенса и основанные на ней методы восстановления многомерных фазовых потретов динамических систем (точнее - топологичски эквивалентных исходным) по одномерным временным рядам. Сюда же - оценки размерности систем по одномерным рядам.
2) камера-обскура
3) техника литографирования (вообще методы печати, основанные на несмешиваемости воды и масла)

из ранних впечатлений - метод математической индукции

Date: 2008-08-28 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ilyabo.livejournal.com
а объяснение есть где-нибудь?

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2008-08-28 09:38 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2008-08-31 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] dereferencing.livejournal.com
Про РСА -- точно!

Date: 2008-08-28 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Чай улун (oolong)!

Date: 2008-09-02 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] aliona-velichko.livejournal.com
да, особенно алишань и тегуанинь:)

Date: 2008-08-28 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] i-shmael.livejournal.com
ФМД "Идиот". Т.е. совершенно непонятно, как такое можно написать - но вот, написано.

Date: 2008-08-28 07:49 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] bull-dog.livejournal.com - Date: 2008-08-28 08:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aliona-velichko.livejournal.com - Date: 2008-09-02 10:27 am (UTC) - Expand

Date: 2008-08-28 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] alphyna.livejournal.com
мой довольно-таки гуманитарный мозг в своё время совершенно поразили эзотерические языки программирования, самой идеей своего существования.

Date: 2008-08-28 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] kizune.livejournal.com
Литературу и музыку брать не будем, это особь статья.
А самое неизгладимое впечатление произвела на меня лет в 15 гипотеза о квантованности пространства-времени. И, если честно, до сих пор от одной мысли дух захватывает.

Date: 2008-08-28 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
То, как писал М.Л.Гаспаров.

Date: 2008-08-28 05:23 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] alphyna.livejournal.com - Date: 2008-08-28 05:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-28 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com
На меня ПНД тоже произвел сильное впечатление. Ну и ряд других вещей в математике и физике: доказательство бесконечности ряда простых чисел, пространство Минковского, принцип эквивалентности.
Еще два примера из химии, вернее из химической технологии. Первый это кумольный метод получения фенола и ацетона - сразу два (!) ценнейших продукта в одну реакцию. Причем изобрели его зеки, в шараге в 40-е, если не ошибаюсь, годы. Впрочем, тогда сажали лучших.
А второй это получение уксусной кислоты по технологии Cativa, разработанной в BP в 90-е годы. По всем показателям она бьет Monsanto-процесс, а ведь до того он считался эталоном воплощения гомогенного катализа в промышленности.

Date: 2008-08-28 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
Среди идей, поразивших меня до глубины души, хочу рассказать о такой.

Есть проблема у движущихся колесных повозок, что при повороте внутреннее колесо должно проехать меньше (в метрах), чем внешнее. Для ее решения у автомобилей есть достаточно сложное устройство - дифференциал, - или вообще несвязанные между собой механически оси левого и правого колес.

Но на железной дороге, из соображений запаса прочности и простоты изготовления, оси вместе с колесами просто монолитны! Допускать проскальзывание колес по рельсам - на порядок увеличивать износ и тех и других.

Так вот, идея там в том, что рабочая поверхность колеса (которой оно катится по рельсу) не цилиндрическая, а слегка коническая, сужающаяся наружу, а у рельса (по кр.мере нового) - выпуклая, а не плоская.
когда такая монолитная ось вьезжает в поворот, внешнее колесо начинает катится по чуть более длинной окружности, чем внутреннее, что приводит к разному проезжаемому расстоянию при одинаковой угловой скорости.

Изящность этой идеи, ее потрясающая эффективность при столь же потрясающей (на мой вкус) простоте реализации меня очень впечатлили.

Date: 2008-08-28 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com
Дифференциал тоже здорово. Помню, в Политехническом музее долго стоял над ним, но так и не понял, почему же он работает :)

Здоррово!

From: [personal profile] sanmai - Date: 2008-08-29 12:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] janatem.livejournal.com - Date: 2008-08-29 09:43 am (UTC) - Expand

Еще из техники

From: [identity profile] vlkamov.livejournal.com - Date: 2008-08-29 04:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-28 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] alphyna.livejournal.com
а, вот ещё.

идея концептуальных музыкальных альбомов в принципе. помнится, она в своё время мне начисто перевернула голову. я никак не могла понять, кому пришло в голову мерять музыку не песнями, а альбомами...

Date: 2008-08-30 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] gatoazul.livejournal.com
Считается, что Битлз. Альбом про сержанта Пеппера.

Date: 2008-08-28 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] sciuro.livejournal.com
А знаешь историю про Гоббса и Пифагора?

Date: 2008-08-28 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, хорошая история :-)

(no subject)

From: [identity profile] talash.livejournal.com - Date: 2008-08-28 11:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] crez73.livejournal.com - Date: 2008-08-29 08:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-28 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] furry.livejournal.com
потрясающе красивое надо вспоминать..а вот такое, от чего захватило дух и все стало на свои места - это теорема Гёделя о неполноте.

Date: 2008-08-29 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] os80.livejournal.com
А раз так, то не объясните ли мне, бедному блондинистому гуманитарию, о чём в ней говорится? Я после прочтения известной книжки Успенского уже несколько лет хожу в непонятках. У него (Успенского) доказывается (как я понял), что если известно, что бараны покрыты шерстью, то из этого не следует, что волки покрыты шерстью. Собственно, это же коню понятно...

(no subject)

From: [identity profile] chursin.livejournal.com - Date: 2008-08-29 04:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/korvin_/ - Date: 2008-08-31 10:00 am (UTC) - Expand

Date: 2008-08-28 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] nenujomojo.livejournal.com
о, вот еще вспомнил - доказательство теоремы Пифагора методом размерностей

Date: 2008-08-28 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] angerona.livejournal.com
1. recursion -- I still remember how it felt to finally understand what it means to define a function in terms of itself. It didn't help that everyone around me seemed to know it already or understand it much quicker, but it was beautiful when I finally got it.

2. the rule against perpetuities

3. Мастер и Маргарита (тоже банально, но помню, когда читала в первый раз, уже и наслаждалась и понимала, что буду перечитывать много-много раз, и каждый раз наслаждаться)

Date: 2008-08-28 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] ivalnick.livejournal.com
Вот третий пункт на меня тоже произвел неизгладимое впечатление.
Первая и последняя книга, от которой я не мог оторваться ни на секунду, пока не закончил читать.
Перечитывать было уже проще.

(no subject)

From: [identity profile] powerbar.livejournal.com - Date: 2008-08-28 09:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] angerona.livejournal.com - Date: 2008-08-28 09:05 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 13 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 03:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios