avva: (Default)
[personal profile] avva
Интересная рецензия Лема на "Пикник на обочине", в которой помимо прочего Лем предлагает другую интерпретацию Посещения, и рассуждает о волшебно-сказочном характере концовки.

Переведена с англ., из сборника Microworlds - существует ли он по-русски? в любом случае, узелок себе: прочитать.

[via the Valve - любопытные комментарии с примерами непостижимого инопланетного разума в фантастике]

Date: 2008-10-14 03:51 am (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
Лем феерически крут. Всякий раз, что ни читаешь, поражаешься - чего может достичь разум, если им пользоваться.

Date: 2008-10-14 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да. Всякий раз восхищает и поражает.

Date: 2008-10-14 03:53 am (UTC)
From: [identity profile] shabunc.livejournal.com
я вот в детстве никак не мог определить, чем же всё-таки мне не нравится Лем.
вот отличный же писатель, остроумный вроде бы, а чем-то неуловимо не нравится.

а потом понял, что всегда мог определить, но стеснялся сам себе признаться.
зануда он.

Date: 2008-10-14 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] aconite26.livejournal.com
Ага! ага! по крайней мере его критика занудна до невероятности :)

Date: 2008-10-16 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] benjamin-vn.livejournal.com
Совершенно верно. Но я это понял без стеснения :)

Date: 2008-10-14 04:22 am (UTC)
From: [identity profile] petro-gulak.livejournal.com
Вот-вот должен выйти русский перевод сборника Лема "О литературе" - я так понимаю, что туда эта статья входит.

Date: 2008-10-14 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] arpad.livejournal.com
Потому-то "За миллиард лет до конца света" и сильнее "Пикника" на порядок :)

Date: 2008-10-14 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] aconite26.livejournal.com
да ладно :) по-моему "Пикник" - это еще литература :)
Как дела кстати? Еще в Беер-Шеве?

Date: 2008-10-14 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] arpad.livejournal.com
На ближайший год - да. Проект летит низко, но еще не грохнулся. Что на фоне окружающей реальности выглядит неплохо.

Date: 2008-10-14 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] aconite26.livejournal.com
Понятно. Желаю, чтоб в новом году было лучше. Заходи в гости

Date: 2008-10-14 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] knastya.livejournal.com
спасибо за ссылку. очень любопытно:)

Date: 2008-10-14 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] lee-bey.livejournal.com
Всегда удивлялся, как Лем, критикуя, игнорирует то, что в фантастике самое главное: мифы и волшебные сказки.
Как будто чисто логическое моделирование может быть интересно.
Сам-то он в своих произведениях логическим моделированием далеко не ограничивался...

Date: 2008-10-14 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] janatem.livejournal.com
...что в фантастике самое главное: мифы и волшебные сказки

Вами затронут вопрос определения так называемой "твердой" научной фантастики. А именно о ней идет речь, и, собственно, Лем и Стругацие являются классиками данного жанра.

То, что Вы сказали, вовсе не присуще НФ; мифы и сказки -- это атрибуты совсем другого жанра -- фэнтези.

Date: 2008-10-14 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] lee-bey.livejournal.com
Нет, просто я считаю, что единственное, что вообще делает художественную литературу интересной -- это мифологемы.
Любую.
Разница между жанрами --- вопрос выбираемых мифологем и антуража.
(Детективы основаны на мифологеме справедливости и раскрытия истины, итп)

И больше всего меня удивляет в Леме, что он не видит в мифологемах самостоятельной ценности.
Только в логических конструкциях.
Хотя на самом деле, кому нужны эти логические конструкции без мифологем.
А Лем на это просто не обращает внимания.
Мол не логично --- значит, не интересно, итп.
Так странно...

Date: 2008-10-14 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] janatem.livejournal.com
Лем не "не видит", он просто занимается другим.

Я вот в корне не согласен, что
единственное, что вообще делает художественную литературу интересной -- это мифологемы

И Лем, видимо, тоже.

Date: 2008-10-14 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] dsjkvf.livejournal.com
> называемой "твердой" научной фантастики. А именно о ней идет речь, и, собственно, Лем и Стругацие являются классиками данного жанра.

каким боком к "твердой научной фантастике" относятся АБС? я не помню у них ни одного соответсвующего произведения, -- слишком все о людях, о извечных человеческих проблемах. даже тот самый обсудждаемый выше "Пикник".

Date: 2008-10-14 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] janatem.livejournal.com
Мы, видимо, расходимся в терминологии. У Стругацких очень мало _не_ "твердой НФ".

Даю такое определение жанра. В основе произведения лежит замена одной-двух принятых в реальности "аксиом" (т.е. "настоящая реальность" чуть-чуть искажается), и далее следится за тем, чтобы дальнейшие построения оставались строго в "новой аксиоматике", т.е. были бы логичны. Поверх этого можно наложить почти любой другой "реалистичный" жанр: от чисто философского эссе на тему, что было бы, если бы Луна была сделана из сыра, до высоко- (точнее, чисто-)художественного произведения детективной/психологической или даже чувственной тематики.

Date: 2008-10-14 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] dsjkvf.livejournal.com
проблема в том, что их не интересует как и почему искажается реальность. их интересует как искажается человек, а именно наука остается за бортом.

возможно, мы и в самом деле по-разному видим с вами предмет, но я бы с легкой душой отнес их именно к обычной фантастике: используя фантастический антураж они пишут очень "земные" произведения.

Date: 2008-10-14 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] amarantina.livejournal.com
Ну, что главное в фантастике -- вопрос сложный. Однако в тот момент, когда Лем принялся критиковать Стругацких за отход от "строгой логичности" и переход в "волшебную сказку", меня посетили сходные мысли :) В своем Солярисе, к примеру, Лем активно использует архетип Океана, предвечного Хаоса; а чего стоит один только образ "божественного ребенка" на волнах? :) Неужели в собственном творчестве он подобные "мифологичные" моменты не отслеживал?

Date: 2008-10-14 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] jdevelop.livejournal.com
забавно, в чем-то неожиданно - читал запоем

спасибо!

Date: 2008-10-14 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] vveakling.livejournal.com
Лем еще и роман написал в соответствии с рекомендациями своей рецензии: "Глас господа" - получилось ИМХО одновременно и зануднее и наивнее "Пикника на обочине"

Date: 2008-10-14 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] alef-grizley.livejournal.com
Спасибо! а на Филлипа Дика он часом рецензий не писал? почитал бы с огромным интересом

Date: 2008-10-14 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Писал, в том же сборнике есть, но есть ли в сети, не знаю.

Date: 2008-10-14 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Однако еще более интересные рецензии писал Филипп Дик на Лема!

Date: 2008-10-14 10:21 pm (UTC)

Date: 2008-10-15 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] gdy.livejournal.com
;-)))

Date: 2008-10-14 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] dennett.livejournal.com
По поводу superhuman intelligences
Vernor Vinge -- A Fire Upon the Deep

Date: 2008-10-14 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Давно хочу прочитать.

Date: 2008-10-14 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] dennett.livejournal.com
Не великий, но вполне занятный роман

Date: 2008-10-14 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] arpad.livejournal.com
Его легко найти по e-mule eсли лень заказывать.

Это конечно не уровень Лема, но с дициплинированным воображением у автора все в порядке.

Date: 2008-10-14 10:45 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Роман найти не проблема, проблема с временем :)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Рецензия показалась мне крайне разочаровывающей, в духе наивной ксенологии 60-х годов, и разумного эгоизма, приписываемого гипотетическим пришельцам, отчего Лем склонен отвергать и гипотезу пикника на обочине, и иные варианты, в пользу попытки дарения образцов цивилизации, закончившейся аварией.
Лем-писатель был, безусловно, глубже и интереснее Лема-философа и Лема-футуриста: достаточно сравнить рецензию с "Гласом Господа", где мотив дарения образцов цивилизации тоже присутствует, но надлежащим образом не является единственным.
Ну и внизу уже отметили нагромождение мифологем и архетипов в Солярисе, где и поражение героя Сарториуса ( мы как-то попали в переделку, кислорода оставалось на неделю, и только Сарториус каждый день брился ) , и божество, награждающее посетителей исполнением потаенных желаний, но и безразлично убивающее ( чем не Золотой Шар? ), и прекрасная женщина, рождающаяся из Океана и снов, и так далее.

$500 per day

Date: 2017-07-01 07:18 pm (UTC)
From: (Anonymous)
If you have a desire to learn how to earn from $ 500 per day and work only for yourself, then write to us at email: admin@makemoneyonline.universalxyzdom.xyz

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 05:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios