avva: (Default)
[personal profile] avva
"Право первой ночи" в средневековой Европе - легенда. Его, по-видимому, никогда не существовало - в Европе то есть. (В некоторых древних обществах, например в древней Месопотамии, возможно, существовал похожий обычай; но об этом очень мало известно, и ритуальная суть могла быть совсем другой).

Популярность этой легенды можно объяснить несколькими причинами. В сами средние века ее часто использовали для оправдания отдельных налогов "на создание семьи": типа, мы все знаем, что в древности было право первой ночи, но сейчас мы его ритуально заменяем платежом. А позже право первой ночи было удобно использовать для того, чтобы клеймить дикое средневековье.

Историки не смогли найти ни одного достоверного случая использования "права первой ночи". Все свидетельства о нем - вида "в прошлые времена..." или "в таком-то далеком месте...".

В общем, не было, хоть метафора и полезная, да.

Интересно, что русская Википедия ничтоже сумняшеся утверждает обратное, потому что ее статья основана в данном случае на Брокгаузе и Эфроне, т.е. на 100 лет устарела. Б&Э может быть отличным источником информации по множеству тем (в начале 20-го века знали уже очень много гитик!), но не в этом случае.
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Date: 2009-01-19 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com
Учитывая, что объем известной информации удваивается в последнее время каждые 5 лет, похоже, что в начале 20-го века знали не так уж много гитик.
К тому же многие гитики были гипотетическими, вот как "право первой ночи".

isn't this part of the plot of opera Figaro?

Date: 2009-01-19 08:55 pm (UTC)
From: (Anonymous)
subj.

Re: isn't this part of the plot of opera Figaro?

Date: 2009-01-19 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
В частности, да.

Date: 2009-01-19 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] cartesius.livejournal.com
Странно, Фигаро и Альмавива ведь практически современники Бомарше, вряд ли он не знал, что в Испании его не было.

Date: 2009-01-19 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] a-garvey.livejournal.com
Хм... Лет десять то ли пятнадцать назад мне попалась статья (кажется в "Вокруг света" или каком-то подобном журнале), где рассказали о восстановлении права первой ночи в одном мелком городке где-то в Германии. Вроде как местные жители сами обратились к последнему барону тех мест. И даже обоснование приводилось: чтобы у невесты не осталось отрицательных эмоций о дефлорации, связанных с мужем.

Date: 2009-01-19 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] shass.livejournal.com
Интересно, сколько тех невест выходят замуж невинными

Date: 2009-01-19 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] a-garvey.livejournal.com
Частью обряда было объявление бароном факта девственности невесты :)

Date: 2009-01-19 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] alta-voce.livejournal.com
Источник?

Date: 2009-01-19 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] lz.livejournal.com
а чем информацию меряем, килограммами? За подобными красивыми высказываниями нет никакого содержания, они не верифицируемы, а значит ненаучны. Объем информации в разных областях знания растет очень нелинейно.

Date: 2009-01-19 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com
Объем информации измеряется гитиками.

Date: 2009-01-19 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] 3opu4.livejournal.com
- С прибором, - раздраженно исправил Тихонов (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B5%D1%82_%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA)

Извините; но, учитывая суть вашей записи, это была прямо-таки подставка.

Date: 2009-01-19 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Таких мифов было бы неплохо понасобирать. И немифов тоже. Например: правда ли, что "индейцы" убивали команду, выигравшую/проигравшую игру в священный футбол?

Date: 2009-01-19 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
Зачем далеко ходить за примерами: правда ли, что раскладка Дворак лучше Кверти?

Date: 2009-01-19 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Ну и Пушкин вряд ли не знал, что Салери Моцарта не отравлял. Это ж, блин, искусство!

Date: 2009-01-19 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
А Вы не хотите поделиться с общественностью ссылкой на источник(и) информации?

Date: 2009-01-19 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
"На самую капельку!"

(Это из другого мифа. Была байка, как, мнэ... шикса выдавала себя за еврейку с целью эмиграции в Израиль. Её спросили на собеседовании, как у неё в семье делали мацу. Ну, она говорит, то, сё, потом добавляем крови... Видит вытаращенные глаза и поправляется: самую капельку!)(Можно рассматривать и как миф про миф, конечно.)

Date: 2009-01-19 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] yankel.livejournal.com
Скорее всего правда. Традиция до сих пор сохранилась. Правда, сейчас в тех местах убивают проигравшую команду :)

Date: 2009-01-19 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Спасибо! Вы правы, я неправильно вспомнил. Извиняться незачем :-)

Да ладно

Date: 2009-01-19 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] rumata.livejournal.com
Тусовка гордых баронов, поймавшая однажды в лесу слабовольного короля и заставившая его признать их права, не может перечеркнуть все мрачную бездну феодального права до начала XIII века.
Другое дело, что порядки, заведенные в варварских королевствах Европы в процессе многократного и обильно кровавого раздела туши Рима, культурным влиянием оседлых аборигенов и были подорваны же.
Проблема заключается в скудости письменных источников даже в довольно давно окультурившейся Англии. Германцы были дикими. Натурально.
Из рунической эпохи, до принятия и приспособления латинского алфавита, почти ничего нельзя вытащить, там слишком мало и не то. Если ius primæ noctis нет в "Старшей Эдде", то это еще не доказательство того, что такого не было. Кое-что осталось у покоренных кельтских и других народов, уже давно ко времени нашествия варваров вовлеченных в цивилизацию античного мира.
Остался множественный фольклор, та же легенда о Кухулене (http://en.wikipedia.org/wiki/Tochmarc_Emire) и уйма других сохранившихся по сей день традиций по всей Европе, вроде апельсиновой бойни (http://en.wikipedia.org/wiki/Ivrea#Culture) в Пьемонте. Они прямо указывают на общую для всех индо-европейских культур традицию.
Другой разговор, что ius primæ noctis наверняка подразумевало понятие, трактовавшееся куда шире снохачества. Да и эволюционировало наверняка к моменту христианизации германских племен в нечто обрядовое, в ритуалы внешне безобидные вроде современного выкупа за краденую на свадьбе у невесты туфлю.
Реконструкционная лингвистика оставляет довольно мало надежд на исконную тягу человечества к гуманизму, хватает одного уже прямого родства лексем, обозначающих рабов и сирот. Да и многие древние своды законов, попавшие в руки историкам в самых разных частях Евразии, отводят женщине место только после самых важных домашних животных, разница в порядке следования: воин-муж, конь, свинья, жена, или в замене некоторых элементов последовательности другими животными. Эти детали говорят лишь о довольно раннем делении на народности и привязывают традицию к определенной территории.

Date: 2009-01-19 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] angerona.livejournal.com
Вот меня это тоже интересовало, когда мы по пирамидам ходили. Экскурсоводы с воодушевлением рассказывали, как мол здесь команды играли, и как все хотели выиграть, хоть и знали, что им грозит смерть. На мой вопрос про то, что вряд ли настолько изменилась природа человеческая, сказали, что нет, я не понимаю, они действительно по другому мыслили.

Но все-таки, как оно там было? Может это тоже миф?

Date: 2009-01-19 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] arusinov.livejournal.com
Мда... размышлял над тем, почему это "полезно знать":) Нет "интересно знать" - согласен, но чем полезно то? Я даже рассказ как-то написал, где "право первой ночи" было частью сюжета, но даже и там это знание было бы бесполезно, а в общем случае - и вовсе трудно себе представить...

"самую капельку!"

Date: 2009-01-19 10:19 pm (UTC)
From: (Anonymous)
один московский журналист получая этот вопрос "а почему в мацу..." устало отвечал, "ну а что делать если рецепт так требует"

все ли легенды стоит помнить и если да то как? Я вот как-то в Тренто в городском замке (вроде краеведческого музея) стоял и смотрел на вывешенную там картину 15 века о приношении в жертву христианского младенца для приготовленя мацы. Так вот. Только название и без комментариев. В ряду совсем других и разных. Как то нехорошо на душе было.

Date: 2009-01-19 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] zhenyach.livejournal.com
(занудно) Наука умеет (а не знает) много гитик

Date: 2009-01-19 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Заголовок задумывался как ироничный.

Date: 2009-01-19 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Woobshe interesno, kak iz

Историки не смогли найти ни одного достоверного случая использования "права первой ночи". Все свидетельства о нем - вида "в прошлые времена..." или "в таком-то далеком месте...".


mozno zakljuchit'

В общем, не было
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 30th, 2025 06:18 am
Powered by Dreamwidth Studios