avva: (Default)
[personal profile] avva
Хорошая запись в блоге леволиберального американского экономиста Брэда Делонга - "How Much Does the Market Organization of Economic Life Matter?" (англ., "Насколько важна рыночная организация экономической жизни?")

Делонг говорит достаточно очевидные вещи, которые не вредно, однако, иногда повторять: примерно полвека, начиная с 1945 г., можно считать огромным экономическим экспериментом, проверяющим, действительно ли нужно организовывать экономику по рыночному типу, или можно ее планировать центрально. Этот эксперимент включал себя десятки стран, находившихся в начале "гонки" в самых разных условиях. Железный занавес упал во многом случайно - т.е. не случайно с военной точки зрения, но она часто не была связана с экономической. В 89-91 годах железный занавес поднялся и что мы увидели? Экономическая продуктивность капиталистических стран оказалась в 5-10 раз выше тех социалистических стран, с которыми они начинали примерно в одних условиях (см. таблицу в записи Делонга). Самый яркий пример этого, конечно, всем очевиден: Северная и Южная Кореи. Но важно понять, что это не одиночный пример и даже не особенный. Огромная разница в продуктивности экономики наблюдается к 91-му году во всех парах такого типа.

Как пишет Делонг, "Тот, кто избегает рыночной экономики, теряет 80-90% своей потенциальной экономической продуктивности". И это наблюдение подтвержено опытом второй половины 20-го века - снова и снова и снова.
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Date: 2010-10-10 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
на 80-90% выше ... теряет 80-90% своей потенциальной экономической продуктивности

Таки разница в 1.8-1.9 раз или в 5-10 раз?

Date: 2010-10-10 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] lupus-lupusum.livejournal.com
дело в том, что южная корея, финляндия, швеция в 1991 году не являлись свободными рыночными экономиками

Date: 2010-10-10 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] harding1989.livejournal.com
Источник данных в статье не указан.
У меня, скажем, совершенно другие числа под рукой.

Date: 2010-10-10 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Исправил на "в 5-10 раз". Так лучше? Это была моя неудачная формулировка, не Делонга.

Date: 2010-10-10 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] digest.livejournal.com
Очень "умно" сравнивать продуктивность свободного рынка и госплана на основании рыночного же индекса GDP. Удивительно как вычисляется 80-90%, а не 800-900%. Уверен, что госплан или аналогичное учреждение придумало бы индекс с точностью до наоборот.

Date: 2010-10-10 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] onedrey.livejournal.com
Теряет 80-90% = сокращается в 5-10 раз
Приобретает 80-90% = увеличивается в 1,8 - 1,9 раз

Все там правильно было

Date: 2010-10-10 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] onedrey.livejournal.com
А, пардон, я при прочтении заметил только "теряет", "на 80-90% выше" пропустил

Date: 2010-10-10 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com
Лучше. А то казалось, что Делонг противоречит сам себе.

Date: 2010-10-10 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] jsn.livejournal.com
Интересно. Если бы выяснилось, что под дулом пистолета люди производят в пять-десять раз больше GDP, чем без такового -- это означало бы, что "имеет смысл" держать их под стволом?

Date: 2010-10-10 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] gaus.livejournal.com
Так они и придумали. И назвали, кстати, тем же именем.

В блогах людей левых взглядов часто мелькают числа о том, что "ВВП на душу населения" в СССР был близок к этому показателю в Штатах. Любые попытки пояснить, что ВВП это "market value..." натыкаются на стену непонимания.

Date: 2010-10-10 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Об этом тоже есть у Делонга - см. в конце записи, и картинка даже соответствующая. Я с ним совершенно согласен. Просто это отдельный вопрос.

(разве я где-то использую слова "имеет смысл"?)

Date: 2010-10-10 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] shadow-at-night.livejournal.com
Кстати, там в комментариях много разного интересного. И есть несколько другие числа с вычислениями, по которым получается разница в 30-50%, а не 80-90%. Для той же Кубы-Латинской Америки, Венгрии-Австрии и Германий.

Date: 2010-10-10 06:03 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Как быстро люди забыли, из какого низкокачественного хлама состоял в массе этот ВВП, и с каких трудом надо было разыскивать всё, что чуточку лучше. Почитаешь дискуссии многих 25-летних - "да останьте, не было никакого дефицита, это Гайдарочубайс придумал по заданию ЗОГа!"

Date: 2010-10-10 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mister-zzz.livejournal.com
Хотя вы написали, что это очевидные вещи, но все равно спрошу: вы сомневались? Или это заинтересовало вас как доказательство превосходства рыночной экономики? (замечу, классическое доказательство практикой для целого поколения экономистов)

Date: 2010-10-10 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Я не сомневался, просто мне это показалось хорошо и лаконично сформулированным. Не столько строгое доказательство, сколько очень наглядная иллюстрация.

Date: 2010-10-10 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, я внимательно прочитал комментарии и согласен с тем, что некоторые из пар неоднозначны, но по-моему это лишь незначительно влияет на убедительность и наглядность этого урока.

(главная претензия, с которой я согласен - это что некорректно сравнивать Кубу с Мексикой, учитывая отношение Америки к обеим).

Date: 2010-10-10 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] jsn.livejournal.com
Да, Вы написали "нужны"; по-моему, смысл вопроса от этого не меняется. И по существу вопроса -- в принципе, GDP или усреднённый "well-being" же одинаково бессмысленные метрики.

Date: 2010-10-10 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mister-zzz.livejournal.com
Тогда понятно. Да, Делонг способный популяризатор экономических идей. Проблема рыночники_vs_плановики так далеко уходит корнями в бескрайние теоретические споры, что даже приведенные цифры будут оспорены и не раз, даже в вашем ЖЖ, поверьте тому кто потратил кучу времени на чтение/писание подобного материала :)

Date: 2010-10-10 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Почему же бессмысленные?

Date: 2010-10-10 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] msh.livejournal.com
При том, что я согласен с выводом, в таблице мне чудится подгон задачи под ответ. Почему Германия сравнивается с Чехией (что между ними общего?) а не Восточной Германией? Что общего между Югославией и Италией? Польшей и Швецией?

Date: 2010-10-10 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nighttime-notes.livejournal.com
и Россией с Финляндией тоже

Date: 2010-10-10 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
И почему Куба сравнивается с Мексикой, а не, например, с Гаити?

Date: 2010-10-10 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
В дополнение к уже сказанному в комментариях добавлю, что железный занавес упал, за некоторыми исключениями, на страны, изначально бедные. Которые тянули за собой и немногие страны, по их сторону занавеса, относительно богатые. И наоборот, богатые страны по рыночную сторону занавеса тянули за собой бедных братьев. И все равно, огромное количество "рыночных" стран остались в ужасающей бедности.

Date: 2010-10-10 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] digest.livejournal.com
Непонимание ИМХО не от перевода друг в друга одинаковых терминов, а в СРАВНЕНИИ двух несравнимых величин, одна из которых (якобы) регулируется рынком, а другая - дядей из госплана с утверждением другим дядей из промышленного отдела ЦК.

Date: 2010-10-10 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_iga/
Настораживает только, что последние 30 мест в рейтинге GDP per capita (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2004rank.html?countryName=United%20States&countryCode=us&regionCode=na&rank=11#us) занимают почему-то страны с рыночной (не плановой) экономикой.
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 11:22 am
Powered by Dreamwidth Studios