avva: (Default)
[personal profile] avva
Пытался, но не смог прочитать "Белую гвардию" Булгакова. Мешает все время какая-то его суетливая вычурность, постоянные притаптывания и прихлопывания, которых я не помню совершенно у того Булгакова, что я читал. Тот ли это Булгаков?
Странное чувство мелькнуло у Елены, но предаваться размышлению было некогда: Тальберг уже целовал жену, и было мгновение, когда его двухэтажные глаза пронизало только одно - нежность. Елена не выдержала и всплакнула, но тихо, тихо, - женщина она была сильная, недаром дочь Анны
Владимировны. Потом произошло прощание с братьями в гостиной. [...] Даже Тальбергу, которому не были свойственны никакие сентиментальные чувства, запомнились в этот миг и черные аккорды, и истрепанные страницы вечного Фауста. Эх, эх... Не придется больше услышать Тальбергу каватины про бога всесильного, не услышать, как Елена играет Шервинскому аккомпанемент! Все же, когда Турбиных и Тальберга не будет на свете, опять зазвучат клавиши, и выйдет к рампе разноцветный Валентин, в ложах будет пахнуть духами, и дома будут играть аккомпанемент женщины, окрашенные светом, потому что Фауст, как Саардамский Плотник, - совершенно бессмертен.
Этот стиль пересилил меня, и я бросил вскоре после отъезда Тальберга.


Пытался, но не смог прочитать рассказы Бруно Шульца. Мне показалось, что все, кроме людей, у него написано глубоко под Пруста.
Сквозь сумрачную квартиру второго этажа в доме на городской площади каждодневно проходило все огромное лето: тихость дрожащих сосудов воздуха, квадраты ослепительности, сновидевшие на полу свои жаркие сны; мелодия шарманки, извлекаемая из глубинной золотой жилы дня, два-три такта рефрена, снова и снова наигрываемые на неведомой рояли, заблудившиеся в огне дня бездонного и сомлевавшие в солнце на белых тротуарах. После уборки Аделя, задернув шторы, напускала тень в комнаты. Тогда цвета снижались на октаву, комната наполнялась тенью, словно погружалась в свет морской глуби, еще мутней отраженная в зеркалах, а вся дневная духота дышала на шторах, слегка колеблемых грезами полуденного часа.
Но почему-то Пруста читать приятнее. А люди у Шульца все до одного выписаны с плохо скрытой ненавистью или в лучшем случае презрением. Это всегда не люди, а людишки какие-то; даже если они играют главную роль и стоят в полный рост, эта их людишечность просачивается сквозь буквы. Я успел прочитать недавно пару статей про Бруно Шульца; я просмотрел, что говорит про него Википедия; я был готов к тому, чтобы мне очень понравилось творчество этого гения межвоенного модернизма. Но оно мне очень не понравилось.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2011-01-06 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] sabinulya.livejournal.com
Я у Булгакова обожаю две вещи, " Мастера" и Собачье сердце", еще когда то почти понравилась "Белая гвардия" , про остальное соглашусь с тобой. Причем и Белую гвардию читала с трудом. Как будтно первые два произведения и остальное разные люди писали
Edited Date: 2011-01-06 09:10 pm (UTC)

Date: 2011-01-06 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Очень согласен по поводу Шульца. Три раза начинал, не осилил.

Date: 2011-01-06 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] abrus1.livejournal.com
Это точно сложно

Date: 2011-01-06 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] i-shmael.livejournal.com
Очень жаль про Шульца. По-моему, даже то, что ты приводишь, совершенно не похоже на (столичного эстета) Пруста, не говоря уже об остальном. "Жара, пыль, мухи" (т.е. жара, крапива, осы) провинциальнейшего места провинциальной страны, вместо дрожаний левой икры крупной парижской буржуазии. И в фантазийном мире Шульца людей нет абсолютно. И Аделя, и особенно отец - кстати, выписанные с большой любовью, не знаю уж, где ты взял презрение - это персонажи внутренней драмы расказчика, а никак уж не реальные люди. Уж дочитай "Коричные лавки"-то.

КАК ИНТЕРЕСНО...

Date: 2011-01-06 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
(про Бруно не могу, не читала)

Мне этим Эх-Эх пронизан весь роман, (продали, просрали, проиграли такой город, такую страну, и кому) и язык у него настолько... легкий и поэтичный, что.. я наоборот. Я этот же параграф помню почти наизусть. Тоска по цивилизации и опере - когда наступает и с юга и с севера темное, грязное, страшное, мордующее все красивое и с таким трудом добытое.. Они же не были богачами. И были интеллигентами во втором поколении...

Мне этот параграф пронзителен, а Вам - скучен.

Вот так причудливо тасуется!

Re: КАК ИНТЕРЕСНО...

Date: 2011-01-06 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
Причудливо: Белая Гвардия явно нравится/не нравится людям по совершенно разным причинам. Я в свое сумел себя заставить дочитать роман только потому, что ехал 19 часов в поезде, альтернатив не было. Язык хорош, но при этом роман не задел ни одной струны сочувствия, жизнь и судьба всех главных героев была мне настолько параллельна, что вся эта красота языка даже раздражала: с тем же успехом таким же языком можно было писать абсолютно случайный поток мыслей.

Re: КАК ИНТЕРЕСНО...

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2011-01-06 09:57 pm (UTC) - Expand

Re: КАК ИНТЕРЕСНО...

From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com - Date: 2011-01-06 10:05 pm (UTC) - Expand

Re: КАК ИНТЕРЕСНО...

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2011-01-06 10:08 pm (UTC) - Expand

Re: КАК ИНТЕРЕСНО...

From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com - Date: 2011-01-06 10:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-06 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] meangel.livejournal.com
У Булгакова это все инфернальность, дьявольские игрища. И сама история трагичная, пронзительная. Стиль соответствующий.

Date: 2011-01-06 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] nec-p1us-u1tra.livejournal.com
Да ладно, Белая гвардия не хуже М+М. Или не лучше, смотря какая точка зрения ближе.

Date: 2011-01-06 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mashutka-alfi.livejournal.com
а я очень люблю у Булгакова именно Белую Гвардию почему-то. Но перечитывать в третий раз не берусь: слишком тяжело.

вспомнилось

Date: 2011-01-06 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] slavka.livejournal.com
...вот Андрей Платонов – это стилист. И когда я читаю фразу: «Он произвел ему ручной удар в грудь», или еще какую-то, на мой взгляд, благонелепость, у меня кроме чувства чисто физической тошноты, физического неприятия вот этих вот воляпюков языковых, совершенно ничего не возникает.
... в сцене первого бала Наташи Ростовой есть фраза: «Вино ее прелести ударило ему в голову». Это красивость немного нехарактерная для Льва Толстого, она ему самому очень понравилась, поэтому еще в одном месте он повторяет ту же самую конструкцию. Но в общем в простом, ясном, чистом, очень простом, стиле Льва Толстого это скорее исключение. Вот такие изюмины, которые украшают общий каравай.
Вот этого бесплатного изюма полкило из булочек наковырял Андрей Платонов – и сделал принципом своего письма

М. Веллер – "Перпендикуляр"
From: [identity profile] meangel.livejournal.com
Играют на рояле у меня на столе, здесь происходит
тихий перезвон клавишей. Но этого мало. Когда затихает дом и внизу ровно ни
на чем не играют, я слышу, как сквозь вьюгу прорывается и тоскливая и
злобная гармоника, а к гармонике присоединяются и сердитые и печальные
голоса и ноют, ноют. О нет, это не под полом! Зачем же гаснет комнатка,
зачем на страницах наступает зимняя ночь над Днепром, зачем выступают
лошадиные морды, а над ними лица людей в папахах. И вижу я острые шашки, и
слышу я душу терзающий свист.

Date: 2011-01-06 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] anton-solovyev.livejournal.com
В детстве (20-ies) Белая Гвардия прочиталась залпом, да и сейчас отрывок цепляет. Не согласен.

Date: 2011-01-06 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] dennett.livejournal.com
согласен и с тем и с другим
особенно неприятен булгаков
у него тоже плохо скрытое презрение к людям - а исключение он делает для себя самого - особенно это хорошо видно в Театральном романе.

Date: 2011-01-07 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] vsha.livejournal.com
очень неожиданно. мне всегда казалось, что вы настроны на прозу вроде шульца. расскажите, что вам в нём не нравится(кроме презрения к людям, которого я тоже не заметил.)? интересно ваше мнение.

(no subject)

From: [identity profile] dennett.livejournal.com - Date: 2011-01-07 02:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vsha.livejournal.com - Date: 2011-01-07 11:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennett.livejournal.com - Date: 2011-01-08 12:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 37.livejournal.com - Date: 2011-01-08 03:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennett.livejournal.com - Date: 2011-01-08 03:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 37.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dennett.livejournal.com - Date: 2011-01-08 06:15 pm (UTC) - Expand

О!

Date: 2011-01-06 10:58 pm (UTC)
From: [identity profile] its4real.livejournal.com
Наконец-то кто-то написал правду о творчестве Булгакова.
Хочется дождаться серьезной статьи, в которой Булгакова объявят простым компилятором. Он этого вполне заслуживает.

Re: О!

Date: 2011-01-08 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] neatfires.livejournal.com
Как бы тут не выплеснуть Аннушку вместе с маслом.

Date: 2011-01-06 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] novikov.livejournal.com
"притопывания"?

Date: 2011-01-06 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] atrusk.livejournal.com
Надо же, совсем недавно перечитал!
Прощание с Тальбергом - недалеко Вы забрались.
Имейте терпение, у людей канонада за окнами. И это не фейерверки - отсюда вся нервозность и "прихлопывания" и "притаптывания" и все такое. Там совсем рядом чудная сцена - сон старшего Турбина.

Date: 2011-01-07 12:08 am (UTC)
From: [identity profile] snigir.livejournal.com
Так именно за напыщенные банальности, за все эти "рукописи не горят" и "никогда и ничего не просите" и обожают Булгакова обыватели. М&М из такого добра состоит чуть менее, чем полностью.

Date: 2011-01-07 12:19 am (UTC)
From: [identity profile] lapot.livejournal.com
М&М книжка лукавая: эти банальности в тексте произносит Сатана. У М&М очень сложная религиозная/постмодернистская подоплека (к примеру, совпадения с Фаустом в тексте неслучайны и т.д., а у Булгакова был хорошо образован в теологии). Т.е., она посложнее, чем кажется с первого взгляда. В отличие от Белой гвардии.

Date: 2011-01-07 12:27 am (UTC)
From: [identity profile] lelia-br.livejournal.com
Ьм, давно читала но мне понравилось: вечеря накануне распятия на кресту революции, так сказать. Зато научную фантастику я совсем не люблю.

Date: 2011-01-07 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] starshoj.livejournal.com
Думаю, что Б. считал, что эти люди так и мыслят. У него, скорее всего, были на это основания - очень похоже на конструкции, которыми объяснялась моя бабушка.

Date: 2011-01-07 12:51 am (UTC)
From: [identity profile] o-proskurin.livejournal.com
Дорогой avva, а какие "межвоенные" писатели Вам нравятся (если такие есть)? И почему?

Date: 2011-01-07 02:01 am (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Удивительно - у меня совсем иначе: "Мастера..." читать не могу, потому что скользит по тексту как по льду (наизусть, с 7-го класса), а вот "Белую гвардию" могу - и с удовольствием, до сих пор.
Про Шульца и вовсе: на втором курсе, едва выучив польский, с трепетом... Врать не буду, с тех пор не перечитывала. Люблю по памяти.

Date: 2011-01-07 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] andreylv.livejournal.com
Тогда, вместо "Белой Гвардии", может, почитать "Дни Турбиных"? Мне больше нравится пьеса - она очищена от этих "притопов" и вычурностей.

Date: 2011-01-07 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] nuladno.livejournal.com
смотрите, Авва, я БГ читала в институте, в 21 год. И я не могла выйти из его мира: в своем, реальном, я существовала постольку-поскольку, на автопилоте, а жила я ТАМ, возле этих изразцов и рояля. Этот ритм прозы завораживает, затягивает с головой и потрохами.
А свечи-фортепьяно-сестра - это у меня дома было. (Свечи - это она иногда зажигала, чтоб играть аутентичнее; а иногда просто света не было)

Date: 2011-01-07 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
каждому своё, конечно...
по мне так "Белая гвардия" лучший роман Булгакова, даже лучше "МиМ".
и в том числе из-за языка, которым он написан - поразительное чувство и знание русского языка, удивительная мелодичность, ритм...
Это надо читать вслух, вообще-то, вслушиваясь в звучание каждого слова, проникаясь, отдавая себя... Редчайший бриллиант нашей литературы 20 века, я бы так сказала.

Однако помню свои впечатления из отрочества, когда читала его впервые - первая треть показалась тогда достаточно скучной, но затем оставшиеся 2/3 проглотила, не могла оторваться, и после этого была реально потрясена.

Date: 2011-01-07 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] mirdin.livejournal.com
Мне в первый раз белую гвардию тоже не удалось прочитать. Помогла дальняя дорога на машине и аудио книга :).Надо сказать, где-то после первой трети книги она таки захватывает. Но вообще, впечатление от книги как будто все действие происходит в наркоманском или алкогольном угаре.

Шульц и Конрад

Date: 2011-01-07 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] isakova-anna-il.livejournal.com
Есть разница между Шульцем по-русски и по-польски. По-русски я книгу вскоре отложила, а по-польски с удовольствием прочла. Дело, на мой взгляд, не в качестве перевода, а в том, что польский язык сам по себе играет на остранение. На нём даже детектив получает стилистический излом и особую язвительность изложения. Это качество замечательно использовал Конрад, дословно переводя польские идиомы на английский. Они звучат, как особая, но очень английская нота в силу той же остранённости, окрашенной сарказмом. Которая, кстати, была приметой международного стиля во всей европейской культуре того времени.

Date: 2011-01-07 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] gershshpraihler.livejournal.com
я вот недолюбливаю булгакова, точнее его роль (любимый писатель нечитающих людей), но от некоторых комментариев коробит.
типа "григорий хуев развенчивает толстого и достоевского".
при любом раскладе булгаков - это писатель первого эшелона.
если начать их развенчивать, у нас не останется писателей.
гоголь неполиткорректен.
толстой полжизни ебал дворовых девок, а потом полжизни проповедовал.
достоевский.
платонов и пильняк верили в коммунизм.
набоков жеманничал и выдавал общие места за откровения.
и жаловался что у лермонтова топают ногой и краснеют.
и так далее.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 07:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios