avva: (Default)
[personal profile] avva
Я не читаю хорошего (говорят) писателя-фантаста Чайну Мьевилля, потому что он социалист - в настоящем, а не современно-разбавленном смысле слова - и марксист. Это неправильная причина не читать писателя, но я ничего не могу с собой поделать. Нет, неправда. Могу с собой поделать, но не хочу.

Это был пример. А вот общий принцип.

Вообще говоря, я почти никогда не отказываюсь заранее рассмотреть какую-то точку зрения, чьи-то аргументы, какую бы идеологию они не представляли. Нет, мои взгляды не раскинулись шире, чем страна моя родная. У меня хватает твердых мнений, просто обычно я готов выслушать что-то, что идет против них; если мнение очень твердое, то это редко меня переубедит, но шанс дать я готов.

Но есть несколько исключений, очень малое число исключений.

Одно из них - марксизм. Я не согласен относиться всерьез к словам и аргументам убежденных марксистов. Человек, в наше время, на нашей планете, принадлежащий к этому нашему человечеству, и считающий себя при этом марксистом - теряет в моих глазах право пытаться в чем-то меня убедить. Мне даже не интересно обычно, откуда он взялся: юношеский максимализм? недостаток образования? избыток вредного образования? наивность или цинизм? Иногда бывает любопытно, но обычно меня и это не интересует уже.

Если он не может окинуть взглядом историю марксизма и ужаснуться этому урагану крови и лжи, лжи и крови; если не может увидеть истоки этого урагана в псевдонаучной мути теории и оскопляющей разум догматичности постулатов; если не может извлечь из этого урок - ему нечего мне сказать, и мне незачем его слушать. Если он не знает и не понимает, значит, сознательно отворачивается от знания и понимания, и ему нечего мне сказать, и мне незачем его слушать.

Полуправдой было бы сказать, что мне жаль времени и душевных сил читать или слушать аргументы марксистов. Полуправдой, потому что это верно в отношении многих других никчемных, опровергнутых жизнью, а то и подлых идеологий; но я готов слушать их адептов, готов тратить на них время и душевные силы, которых жаль, потому что может быть так, что я неправ. Марксизму я не оставляю этой лазейки. Мне еще может быть интересно почитать об истории марксизма, чтобы лучше понять одну из вреднейших идеологий в истории человечества и один из самых эффективных ментальных вирусов. Но я не готов воспринимать всерьез слова и аргументы марксистов.

Это - один из моих предрассудков.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2011-04-29 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Вопросик - это относится только к ленинским изводам марксизма или ко всем остальным изводам маркизма тоже? Лейборизму англо-саксонского извода, фабианскому обществу, супругам Вебб и т.д. со всеми остановками?

Date: 2011-04-29 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Я готов послушать социалиста не-марксистского извода; вряд ли они меня убедят, но послушать готов. Фабианцы, думаю, как раз тут подходят; они уважали Маркса, да, но отрицали борьбу классов, революцию, марксовскую интерпретацию всей истории человечества, и другие смежные идеи.

Вообще еще надо подчеркнуть - возможно, это не до конца удалось мне сделать в самой записи - что я в первую очередь говорю о живых марксистах сегодня. Прошлому больше можно простить, потому что это другая страна, и у них все по-другому было. 1910-й год и даже 1920-й - не 2011-й. Человек движется в тумане.

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Роман Настенко - Date: 2011-04-29 10:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2011-05-01 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trurle.livejournal.com - Date: 2011-04-29 07:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2011-04-29 07:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trurle.livejournal.com - Date: 2011-04-29 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2011-04-29 08:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trurle.livejournal.com - Date: 2011-04-29 08:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-a-s-h-a.livejournal.com - Date: 2011-05-05 02:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] masha.livejournal.com
я вам советую прикинуть, сколько сторонники свободного рынка и эффективной економики наворотили дел лет за 600 - "и ужаснуться этому урагану крови и лжи, лжи и крови; если не может увидеть истоки этого урагана в псевдонаучной мути теории и оскопляющей разум догматичности постулатов"

и вообще бросить читать все, кроме старого завета
да и там.....

Date: 2011-04-29 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Напомните мне сторонников свободного рынка 600 лет назад. Заодно и труды тех времен, где употребляется термин рынок.

(no subject)

From: [identity profile] masha.livejournal.com - Date: 2011-04-29 04:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-begemot.livejournal.com - Date: 2011-04-29 04:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vyhuhol.livejournal.com - Date: 2011-04-29 04:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-begemot.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ygam.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dimrub.livejournal.com - Date: 2011-04-29 04:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nec-p1us-u1tra.livejournal.com - Date: 2011-04-29 08:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vyhuhol.livejournal.com - Date: 2011-04-29 08:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nec-p1us-u1tra.livejournal.com - Date: 2011-04-29 09:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vyhuhol.livejournal.com - Date: 2011-04-29 09:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nec-p1us-u1tra.livejournal.com - Date: 2011-04-29 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ygam.livejournal.com - Date: 2011-04-29 11:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ok-66.livejournal.com - Date: 2011-04-30 12:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ygam.livejournal.com - Date: 2011-04-30 06:18 am (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] aptsvet.livejournal.com
Маркс, между прочим, заявлял, что он не марксист. Ваша точка зрения понятна и в значительной степени ее разделяю, но самого Маркса, которого ценю, впрочем, не очень высоко, хотелось бы забрать с этого горящего корабля. С Ницше ведь случилась аналогичная неприятность (в основном благодаря сестренке), но не отдавать же его нацистам.

Date: 2011-04-29 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Давайте заберем Маркса с корабля - хотя бы потому, что он жил во время Маркса, а не в наше время. У современного марксиста этой отговорки нет.

Интересную краткую оценку творчеству Маркса недавно дал Делонг, кстати.

Date: 2011-04-29 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-begemot.livejournal.com
Т.е. с идейной юдофобией, например, подобных проблем нет?

Date: 2011-04-29 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Любопытно, что из того, что я написал, привело тебя к этому выводу.

(no subject)

From: [identity profile] kot-begemot.livejournal.com - Date: 2011-04-29 04:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:40 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2011-04-30 10:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] slonopas.livejournal.com
Вы читали А. Зиновьева?

(no subject)

From: [identity profile] slonopas.livejournal.com - Date: 2011-04-29 06:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2011-04-29 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] toshick.livejournal.com - Date: 2011-05-01 07:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] slonopas.livejournal.com - Date: 2011-05-01 07:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] toshick.livejournal.com - Date: 2011-05-01 07:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] slonopas.livejournal.com - Date: 2011-05-02 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] toshick.livejournal.com - Date: 2011-05-02 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] slonopas.livejournal.com - Date: 2011-05-02 08:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] toshick.livejournal.com - Date: 2011-05-03 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] toshick.livejournal.com - Date: 2011-05-01 07:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mme-n-b.livejournal.com
Я читаю этого писателя, и очень ценю, но ни разу не заметила, чтобы он в чём-то пытался читателя убедить. О его политических взглядах я узнала от Вас, в книгах их нет. Не стоит лишать себя удовольствия от сложнонаведённых галлюцинаций. Это как не читать Гоголя из-за личного его антисемитизма.

Date: 2011-04-29 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] cmm.livejournal.com
+1, почти теми же словами.
ну то есть не то чтобы читать Мьевиля (да и какую другую беллетристику) было так вот уж необходимо чтобы стоило ломать об это дело копья, но марксизма в его книгах я даже близко не заметил.  они вполне перпендикулярны классовой борьбе.

(no subject)

From: [identity profile] redtigra.livejournal.com - Date: 2011-04-30 11:38 pm (UTC) - Expand

Да Вы Шо?!

From: [identity profile] failhigh.livejournal.com - Date: 2011-05-01 05:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] chemodanov.livejournal.com
понять, но не всерьез?

Date: 2011-04-29 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] anonim-from-rus.livejournal.com
Как любопытно. То есть, к примеру, клерикальные потуги это не "ураган крови и лжи, лжи и крови; если не может увидеть истоки этого урагана в псевдонаучной мути теории и оскопляющей разум догматичности постулатов; если не может извлечь из этого урок",
а вот марксизм провинился в числе первых.

Может, это что-то сугубо личное? Типа, марксистка не дала (простите за вульгарность)?

Date: 2011-04-30 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Сказано грубо, но суть правильная. Религионеры попадают в ту же категорию, что и марксисты, да.

Date: 2011-04-29 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] fiona222.livejournal.com
Я тоже таких людей не понимаю и обычно не спорю.

Правда однажды мы познакомились с девушкой-марксисткой. Вернее мы не знали кто она (один наш друг привел)...

Знаете, хорошо, наверное рассуждать о том, какие марксиские идеи здравые гуляя в тихом и богатом городке Санта Круз по берегу океана или по его даунтаунским кабакам.

Она, кстати, сказала что мы такие скептики, потому что в Союзе не получилось.

Date: 2011-04-29 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
А я в Сити-Колледже Сан-Франциско какие-то курсы брал с женщиной, которая была членом КПСША (а также лесбиянкой). Как ее звали, сейчас не могу вспомнить: прошло 20 лет. А потом в Бёркли слушал историю Калифорнии (там инженеров заставляют брать небольшое число гуманитарных курсов, и один "политкорректный"); курс читала профессор, которая написала диссертацию по женщинам в КПСША.

(no subject)

From: [identity profile] fiona222.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ygam.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:47 pm (UTC) - Expand
From: (Anonymous)
Не со всеми конечно, только с честными, но это и ко всем идеологиям относится. Могу говорить потому, что марксизм рационально обоснован (рационально не в смысле правильно), это даёт возможность рационального же опровержения. Вот с кем я не могу говорить, это с нацистами и с верующими любых религий, потому что эти взгляды построены на голом мифе, на открытом отрицании реальности и логики.
From: [identity profile] averros.livejournal.com
http://avva.livejournal.com/2332032.html?thread=78580352#t78580352

Date: 2011-04-29 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] led-off.livejournal.com
Если это не кокетство (в духе «да, я писаюсь в постель, но я этим горжусь!»),
то очень правильное объявление, да.

Дисклеймеры вида «вот здесь я неадекватен» (поэтому любая дискуссия на эту тему со мной бесперспективна) весьма и весьма полезны (хотя мало кто удосуживается).
Как предупредительные флажки вокруг открытого люка (http://led-off.livejournal.com/109765.html).

Date: 2011-04-29 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Это не кокетство, но и не самобичевание. Я этим предрассудком не горжусь, но и не стыжусь его. И, конечно, сам себя не считаю неадекватным в этом вопросе.

(no subject)

From: [identity profile] led-off.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] melonenkurbis.livejournal.com - Date: 2011-04-30 09:46 am (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] seann.livejournal.com
О! тут мы с вами сходимся. Совершенно к вам присоединяюсь и клянусь не касаться книг авторов, сочувствующих фритредерству и прочему lassez-faire. Они еще ответят за опиумные и мировые войны и ополовиненное население Ирландии!

Клерикалов, пожалуй, до той же кучи. Молот ведьм вопиет, тож полтора тысячелетия урагана крови и лжи, лжи и крови; если не может увидеть истоки этого урагана в псевдонаучной мути теории и оскопляющей разум догматичности постулатов; если не может извлечь из этого урок - ему нечего мне сказать, и мне незачем его слушать. Если он не знает и не понимает, значит, сознательно отворачивается от знания и понимания, и ему нечего мне сказать, и мне незачем его слушать.

Date: 2011-04-29 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Да вообще, если задуматься - а есть ли те, кто может мне что-то сказать. Глянешь на любого так, прищурясь, и видно за ним хвост из крови и лжи, лжи и крови. А он нос воротит.

И чертики зеленые по нему бегают.

(no subject)

From: [identity profile] seann.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seann.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] netsvis.livejournal.com
Я бы разделял здесь Маркса и Марксизм.
Маркс - однозначно гений. Я закончил ЭкономТеорию и всего несколько титанов экономической мысли произвели на меня такое впечатление, как Маркс. Его теории могут быть верными или неверными, но они ужасно логичны, красивы и грамотно обоснованы. Они могут быть объектом критики, причем довольно острой (все же мир меняется, и сейчас уже трудно понять реалии того времени - Кейнс тоже уже порядком устарел то), но им нельзя отказать в логике.
А Марксизм-Ленинизм как прикрытие для продразверстки и мировой революции - это преступление под чужим флагом.

Губерман сказал короче

Date: 2011-04-29 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-begemot.livejournal.com
"Мне Маркса жаль: его наследство
Свалилось в русскую купель;
Здесь цель оправдывала средства
И средства обосрали цель".

поразительно -

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2011-04-29 07:11 pm (UTC) - Expand

Re: поразительно -

From: [identity profile] netsvis.livejournal.com - Date: 2011-04-29 07:23 pm (UTC) - Expand

а что, например,

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2011-04-30 07:37 pm (UTC) - Expand

Re: поразительно -

From: [identity profile] toshick.livejournal.com - Date: 2011-05-01 07:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] averros.livejournal.com - Date: 2011-04-30 01:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] netsvis.livejournal.com - Date: 2011-04-30 04:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] averros.livejournal.com - Date: 2011-05-02 04:47 am (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-begemot.livejournal.com
Кстати, идеологическая ангажированность писателя вообще напрягает. Когда адженда начинает лезть из всех щелей, хочется книгу отложить и вымыть руки. При этом не столь уж важно, какая именно адженда.

Date: 2011-04-29 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
Плюсодин.

(no subject)

From: [identity profile] bydl0coder.livejournal.com - Date: 2011-04-29 07:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] michk.livejournal.com
Только связь между примером и общим принципом непонятна. Писателя-то почему не читать? Он что, в книгах марксизм пропагандирует?

Date: 2011-04-29 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Наверное, не пропагандирует. Так что это не очень хороший пример. Просто вспомнилось.

Скажем так, это расширенное проявление того же предрассудка.
Edited Date: 2011-04-29 05:41 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] michk.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] michk.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:49 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
На музыкантов это тоже распространяется?

Date: 2011-04-29 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
На их слова и аргументы.

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2011-04-29 05:58 pm (UTC) - Expand

да, вы про музыкантов точно подметили.

From: (Anonymous) - Date: 2011-04-29 06:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] gaz-v-pol.livejournal.com
А можно ли объяснить доступным неспециалисту языком, в чём состоят признаки марксиста? Как, кроме самоназвания, можно определить -- данный конкретный оратор относится к марксистам, или нет?

Date: 2011-04-29 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
А с марксизмом так удобно получается, что обычно самоназвания хватает. Но примерный список может выглядеть так: классовая борьба как главная или единственная движущая сила в истории, подчинение индивидуального классовому, неотвратимость и необходимость революции, отмена частного владения на средства производства, теория базы и надстройки, теория стоимости...

(no subject)

From: [identity profile] israelit.livejournal.com - Date: 2011-04-30 11:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] scolar.livejournal.com
Если он не может окинуть взглядом историю марксизма и ужаснуться этому урагану крови и лжи...

А что изменится, если заменить слово "марксизм" на название произвольной иной религии?

Date: 2011-04-29 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Ну, марксизм просто много и криво применяли. Так же могло бы повезти практически любой идеологии.

Date: 2011-04-30 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] migmit.livejournal.com
Полностью согласен, за исключением слова "криво". Как раз-таки вполне прямо. Но много.

(no subject)

From: [identity profile] buddha239.livejournal.com - Date: 2011-04-30 08:04 am (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] gxk10.livejournal.com
Есть одно исключение из этого правила, правда, умершее - писатель Брехт. Я очень его люблю, несмотря на бьющий через край марксизм. В эпилоге "Трехгрошового романа" пересказывается теория прибавочной стоимости в виде сна солдата Фьюкумби. Очень здОрово.

Date: 2011-05-01 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] toshick.livejournal.com
+1
Брехт - отличный контрпример.

Date: 2011-04-29 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] dyak.livejournal.com
А какой он марксист -- экономический (анализ экономики с привлечением прибавочной стоимости и т. п.) или социальный (анализ общества точки зрения борьбы классов, разделенных с точки зрения отношения к средствам производства) или эээ... прогностический (в смысле какое общество будет в будущем (с революцией или без))?

Date: 2011-04-29 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Все вместе!

У него есть книга о применении марксизма к международному праву. Between Equal Rights: a Marxist Theory of International Law.

"What has generally gone unnoticed, however, is the extent to which Miéville’s perspective is not only socialist and left-wing generally but rigorously and precisely Marxist: and in a way, moreover, that is based more on the works of Marx’s full maturity — above all the three volumes of Capital — than on Marx’s more ambiguously romantic and “humanist” early writings."

В этой книге он выступает с экономической и социальной позиций, используя вашу терминологию. А кроме того, он сам себя называет революционным социалистическим активистом - это прогностически-активная позиция.

Date: 2011-04-29 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] egorfine.livejournal.com
"интересно почитать об истории марксизма"

Найдете прикольную книгу по теме - дайте знать, мне тоже интересно.

Date: 2011-04-29 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Неоднократно видел рекомендацию читать по этой теме "Основные течения марксизма" Коляковского. 1284 страницы в английском издании :)

http://www.amazon.com/Main-Currents-Marxism-Founders-Breakdown/dp/0393060543

(no subject)

From: [identity profile] egorfine.livejournal.com - Date: 2011-04-29 07:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yogind.livejournal.com - Date: 2011-04-29 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egorfine.livejournal.com - Date: 2011-04-29 07:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kovla.livejournal.com
Теория Маркса развивалась по двум направлениям, с одной стороны она вылилась в догматичную идеологию, конечная форма которой - марксизм-ленинизм. С другой стороны, это обычная социологическая теория, которую даже сегодня изучают в западных университетах в рамках общей теории социальных наук.

Конечно, она во многом устарела, потому что двухклассовое общество исчезло, и вообще наступила новая эпоха. Но вместе с тем теория марксизма (сейчас это уже нео-марксизм) вполне адекватно описывает многие явления современного общества. Например, процессы связанные с идеологией, влияние последней на неосознанном уровне на социальные процессы. Символическое насилие - использование власти с согласия подчиненных классов, с идеологической подменой общественных норм и интересов.

В частности, эти концепции прекрасно описывают протекание латентных конфликтов меж социальными группами, например они адекватно применимы к проблеме русскоязычных меньшинств в Прибалтике. Мне не знакома ни одна другая теория, которая могла бы настолько ухватить суть этой социальной проблемы. Даже что касается других, альтернативных теорий конфликта (к примеру, Дарендорфа).

Date: 2011-04-29 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
И кто в конфликте между латышами, эстонцами, и латышскими и эстонскими русскими использует символическое насилие, а кто подвергается символическому насилию?

(no subject)

From: [identity profile] avnik.livejournal.com - Date: 2011-04-29 10:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] averros.livejournal.com - Date: 2011-04-30 01:21 am (UTC) - Expand

Date: 2011-04-29 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] wingover.livejournal.com
— Завтра может оказаться поздно, — сказал я. — И напрасно вы ссылаетесь на великих революционеров. Они бы не приняли ваш лозунг: теперь вы свободны, развлекайтесь. Они говорили иначе: теперь вы свободны, работайте. Они ведь никогда не дрались за изобилие для брюха, их интересовало изобилие для души и головы…
Рука его опять дернулась к кобуре, и опять он спохватился.
— Марксист! — сказал он с удивлением. — Впрочем, вы же приезжий. У нас марксистов почти нет, мы их сажаем…
Я сдержался.

Date: 2011-04-29 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] azot.livejournal.com
Хм. А антикоммунисты этой самой крови и лжи наураганили сильно меньше?

Date: 2011-04-30 12:11 am (UTC)
From: [identity profile] ok-66.livejournal.com
А антифашисты наураганили крови и лжи сильно меньше, чем фашисты?
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 07:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios