avva: (moose)
[personal profile] avva
В связи с понятно какими событиями стал перечитывать Стругацких (или в отдельных случаях читать впервые).

Улитка на склоне. Единственная книга из классического периода С., которую я не читал (не помню уже сейчас, почему). Эта повесть состоит из переплетенных глав, действие которых происходит попеременно в Лесу и в Управлении. Лес - огромная, часто враждебная человеку и развивающаяся по непонятным законам среда (как Зона из "Пикника на обочине", только с биологическим уклоном вместо технологического); Управление - база на опушке Леса, где на первый взгляд изучают Лес, но на самом деле там развилась самодостаточная кошмарная бюрократия на манер "Замка" Кафки.

Мне очень понравилась та часть, которая про Лес, и не очень - про Управление; я нашел эту последнюю довольно вторичной, более или менее повторяющей Кафку (похожее впечатление у меня было от прочитанной пару лет назад "Рукописи, найденной в ванной" Лема). Я не поверил в мир Управления, в котором рассказчик разительно отличается от всех остальных персонажей; я не поверил, что он мог проработать там несколько месяцев и все еще оставаться настолько чужим в этом мире, что происходящие в повести события ошарашивают его до такой степени. Правда, была одна прекрасная сцена в этой половине романа - диалог машин, который подслушивает рассказчик. (в половине Леса прекрасно было почти все). Более того, меня не убедила связка между двумя частями, показалась надуманной. Оценка 7/10.

Отель "У погибшего альпиниста". Как я и помнил, это детективная повесть, на первый взгляд типичный худанит, в которой только под конец проявляется "фантастика". Детективная канва повести мне понравилась меньше, чем когда-то 20 лет назад, показалась во многом формульной и, как бы это сказать, описание крохотной австрийской гостиницы на лыжном отшибе в ней взято не из жизни, и не из западной литературы, а из советских переводов западной литературы, так мне показалось. Тех переводов, где периодически говорят "старина" и "дружище". Тем не менее, там есть много милых моментов. И фантастическая часть отличная. Оценка 6/10.

Я задумался вот о чем: может ли такая повесть быть написанной и изданной сегодня? Дело в том, что она начинается и развивается как детектив. С самого начала происходят странные вещи, но нет причины считать их ничем иным, как розыгрышами (и они таковыми оказываются). Потом появляется труп. Потом уже после середины книги появляются первые намеки на что-то Очень Странное. И только к самому концу книги - я посмотрел, когда читал, на 88% примерно, у меня Киндл показывает автоматически - появляется Фантастика и научно-фантастическое объяснение происходящего. Мне кажется, что в наше время - да и в те 60-е годы на Западе - издатели отказались бы просто публиковать такую книгу, потому что она не укладывается в жанровые рамки. Если фантастика, то обязан намекнуть где-то близко к началу. Если почти всю книгу детектив, так и заканчивай детективом. Я не припомню современных исключений из этого правила, хотя, возможно, они мне просто не приходят не ум.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2012-12-16 02:22 pm (UTC)
e_mir: (Magneto)
From: [personal profile] e_mir
Жанровый переход на на 80% книги?

Ну например "Тридцатая любовь Марины" Сорокина - эротический роман, резко переходящий в пародию на советский производственный роман.

Date: 2012-12-16 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Если вспоминать Сорокина, то у него еще наблюдается резкий жанровый переход в середине в "Романе". Но Сорокин - это особь статья.

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2012-12-16 03:56 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] o-aronius.livejournal.com
Зависит от автора. Если подписано маститым мэтром - опубликовали бы с великой радостью. :)

взято не из жизни

До Перестройки, сколь помнится, АБС были безнадежно невыездными, по краней мере в капстраны.
alexeybobkov: (Default)
From: [personal profile] alexeybobkov
Соглашусь, но добавлю ещё, что АНС был переводчиком с английского и японского, так что западную литературу он знал отнюдь не только из советских переводов.
в "Хромой судьбе" это довольно подробно описано.

Date: 2012-12-16 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] abuela-ama.livejournal.com
в Улитке на склоне параллельно ведутся два мира -- Леса и Управления, и постоянно подчёркивается их аналогичность. Наверное, в этом и есть связка )) "Мы не другие, мы такие же, просто в других декорациях".
Чего стоит сопоставление кефира в столовой с лесным бродилом )) Я после этого к кефиру чуть не охладела )))

Date: 2012-12-16 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
а я подсела на бродило..

но вообще да - такая была затея, видимо, но удалась так себе.

Date: 2012-12-16 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] ducktell.livejournal.com
"адаптация" чарли кауфмана первые 80% времени вообще непонятно что ))

Date: 2012-12-16 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
И последние 20 тоже.

(no subject)

From: [identity profile] ducktell.livejournal.com - Date: 2012-12-16 03:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-12-16 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] shvarz.livejournal.com
"Terror" by Simmons. Исторический роман, потом примешивается мистика во все больших дозах и в конце что-то вроде фантастики.

Date: 2012-12-16 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] jasly.livejournal.com
По-моему, резких жанровых переходов там нет. Просто повествование приобретает дополнительную окраску.

Date: 2012-12-16 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Улитка на склоне - на мой взгляд, одно из лучших если не лучшее произведение Стругацких; и связка Управление-Лес, на мой непросвещенный взгляд, заключается в том что нет смысла искать спасения от неустройств машинной цивилизации во всякого рода упрощениях и возвращениях к корням, жестокостей и абсурда там не меньше.

Date: 2012-12-16 03:21 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com - Date: 2012-12-16 04:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-12-16 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
Ну кстати в первой книге TSoIaF, которая собственно GoT, есть туманные намеки на потусторонние (с обыденной точки зрения) явления, но впервые они появляются как факт (а не как пересказ легенд) очень далеко от начала текста.

Date: 2012-12-16 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] bekabaka.livejournal.com
Ага, в прологе примерно =)

(no subject)

From: [identity profile] tacente.livejournal.com - Date: 2012-12-16 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gianthare.livejournal.com - Date: 2012-12-16 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tacente.livejournal.com - Date: 2012-12-16 06:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] doktor-gradus.livejournal.com - Date: 2012-12-17 02:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] onodera.livejournal.com - Date: 2012-12-16 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tacente.livejournal.com - Date: 2012-12-16 06:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-12-16 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] eska.livejournal.com
"Among Others" Уолтон - роман воспитания, читательские реминисценции, переходит в фэнтези

Date: 2012-12-16 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com
У меня часть Управления ассоциировалась ещё с Горем от Ума.

Date: 2012-12-16 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
серьезно???????? как, Гри?

(no subject)

From: [identity profile] grihanm.livejournal.com - Date: 2012-12-16 11:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2012-12-17 01:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grihanm.livejournal.com - Date: 2012-12-17 01:37 am (UTC) - Expand

Date: 2012-12-16 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ilya-dogolazky.livejournal.com
Ну вот взяли буржуи, да издали, там даже рецензия есть, напоминает вашу
http://www.amazon.de/Hotel-Verungl%C3%BCckten-Bergsteiger-Strugackij-Arkadij/dp/B003VXVIAY/ref=tmm_other_meta_binding_title_0/277-9327019-0005652

Date: 2012-12-16 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
Я читаю Стругацких хронологически и параллельно Комментарии к пройденному. Как раз сейчас про Улитку прочитал. Там сказано, что Лес это непредставимое будущее, а Управление - настоящее. Там же правда сказано, что никто этого не понял. А еще, оказывается, был другой, более ранний, вариант про Управление, с Горбовским, который потом издали отдельно под названием Беспокойство

Date: 2012-12-16 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] andreylv.livejournal.com
А как же Мартин, с фэнтези, в котором собственно фантазийный элемент появляется только на последней странице? (Первой книги, т.е.)

Date: 2012-12-16 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
Ну и в прологе, как тут справедливо указали. Но все равно.

Date: 2012-12-16 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] vdinets.livejournal.com
Год назад написал книгу, которая не то чтобы совсем в необычном жанре, но в таком, в котором лет двадцать ничего не издавалось. Несмотря на наличие очень хорошего агента, найти издателя удалось с большим трудом.

бедный издатель

Date: 2012-12-17 01:05 am (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
стал беднее.

Date: 2012-12-16 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] viesel.livejournal.com
Исключение. О-о-очень исключительное.
;)
Edited Date: 2012-12-16 04:23 pm (UTC)

Date: 2012-12-16 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] ears-of-tin.livejournal.com
Вот черт. Я книжку перевожу. И натурально впечатывал сейчас "старина", отвлекшись на чтение поста. Вы заронили зерно сомнения.

Date: 2012-12-16 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
My work here is done.

(no subject)

From: [identity profile] certus.livejournal.com - Date: 2012-12-16 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vinsenty.livejournal.com - Date: 2012-12-16 06:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] certus.livejournal.com - Date: 2012-12-16 07:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chainiksu.livejournal.com - Date: 2012-12-16 11:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] stas - Date: 2012-12-17 03:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] starshoj.livejournal.com - Date: 2012-12-17 06:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] stas - Date: 2012-12-17 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] starshoj.livejournal.com - Date: 2012-12-17 09:49 am (UTC) - Expand

Date: 2012-12-16 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] cartesius.livejournal.com
У Акунина в книге "Пелагея и Красный Петух" похожая схема. Где-то с середины начинаются фантастические явления, а конец - вообще мистический.

Усугубляется еще и тем, что это заключительная часть детективной трилогии, в которой первые две книги - чистый детектив.

Date: 2012-12-16 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com
"От заката до рассвета" Тарантино - жанрово поделен ровно пополам.

Date: 2012-12-16 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
О, хороший пример.

Недавняя Cabin in the Woods сходно построена, только там, пожалуй, три жанра, а не два, и они перетасованы -- а если бы смонтировали последовательно, было бы оно.

(no subject)

From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com - Date: 2012-12-16 07:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-12-16 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] cartesius.livejournal.com
Кстати, "Отель" написан, так сказать, по следам Дюренматта, написавшего детективную повесть "Обещание" с недетективным концом (нарушающим законы жанра).
Подзаголовок повести: Отходная детективному жанру.

Для сравнения, у Стругацких - "Еще одна отходная детективному жанру".

P.S. Самое смешное, "Обещание" несколько раз экранизировали, присобачив детективное окончание, т.е. фактически разрушив сам замысел автора.
Edited Date: 2012-12-16 04:42 pm (UTC)

Date: 2012-12-16 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Ух ты, я этого не знал, спасибо! Давно не перечитывал Дюрренматта, но очень люблю.

Date: 2012-12-16 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] francis-drake.livejournal.com
"Смилла и её чувство снега" Хёга — "такая повесть", написанная и изданная лет десять назад.

Date: 2012-12-16 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ztarlitz.livejournal.com
кино еще есть с джулией ормонд довольно дрянное, как и сама книга.
У Хега можно читать условно пригодных только.

(no subject)

From: [identity profile] francis-drake.livejournal.com - Date: 2012-12-16 05:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-12-16 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-alien.livejournal.com
"Свободное владение Фарнхейма" Хайнлайна - начинается как постапокалиптическая выживалочка, а заканчивается антиутопией.

Date: 2012-12-16 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
Ну это нужно очень тонкий нюх иметь, по-моему, чтобы различить эти поджанры.

(no subject)

From: [identity profile] divov.livejournal.com - Date: 2012-12-16 08:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-12-16 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] ztarlitz.livejournal.com
Сюжет улитки чем-то на аватара похож.
У меня это одна из любимых книг у Стругацких, наравне с гадкими лебедями и градом.
Я даже по-моему читал две версии этой книги.

а знаете,

Date: 2012-12-16 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
Лес даже был издан отдельно... я бы иначе не смогла дочитать, потому что "нелесная" часть невнятна и скучна. а Лес очень цельно написан...

абсолютно согласна с Вашей оценкой и с тем издателем который в 80е издал Лес отдельной тоненькой книжкой.

наверное замысел был - о влиянии того же Леса на Управление - бюрократы "заговариваются" похоже на лесных деревенских, какими-то психоактивными веществами их травит Лес - но не вышло.

"жрицы партеногнеза" показались мне едиснтвенным слабоватым местом в Лесе.

проблема негуманоидного разума, "фиолетового тумана", и использования/рабства/фарминга гуманоидов - у них частая тема.

как-то она тут хуже сыграла чем в Жуке.... отметка Лесу без Управления 7/10, с Управлением 4/10.


Отель я с трудом закончила. да, "старина" и прочии Олежки и Димычи меня достают что в творчестве Резонера что Стругацких, мне кажется выросшие Понедельнике люди навсегда застряли в языке и реалиях Оттепели.... самая слабая из их вещей, мне показалось. слабая, вторичная. 2/10....

а вот Малыш, несмотря на немножко "старины" - 8/10. Жук 9/10. Пикник 10/10...

Date: 2012-12-16 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Забавно - читаю пост и некоторые комменты и чувствую себя стаааренькой старушкой. Я-то еще помню, как в библиотеке можно было взять сильно потрепанный сборник фантастики с напечатанным там "Лесом" (сейчас проверила - 1966 год издания), а потом кто-нибудь из друзей или однокурсников рассказывал, что, оказывается, есть и вторая часть - про Управление. И что ее даже когда-то рискнул напечатать журнал "Байкал" (опять же проверила - 1968 г.), после чего редакцию разогнали. Фотокопии публикации в "Байкале" ходили по рукам. За распространение можно было и из института вылететь - самиздат!
И еще: мы не сравнивали "Управление" ни с Лемом, ни с Кафкой - мы сравнивали его с окружающей действительностью. И они полностью совпадали.

Впрочем, спасибо - стоит, наверное, сегодня это перечесть.

Date: 2012-12-16 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Редакцию "Байкала" разогнали не из-за "Управления", а из-за того, что ровно в тех же номерах за 68 год там были напечатаны несколько глав книги Белинкова про Олешу. Я наткнулся на них, естественно, читаючи Стругацких, и был этими главами буквально шокирован. Ничего более антисоветского, кажется, вообще никогда не было написано. При этом, что особенно парадоксально, сами эти номера журнала в спецхран не попали и запрещены не были (хотя все книжные издания Белинкова, естественно, были изъяты из библиотек и каталогов после того, как он бежал и был лишен гражданства). Просто "Байкал" выходил небольшим тиражом, в массовые библиотеки не попадал, а в тех редких случаях, когда он в библиотеках имелся, любители чаще всего просто-напросто выдирали страницы. Кроме того, в библиотеках, не исключая Публичную, была политика по списанию большей части экземпляров журналов в массовых читальных залах по истечении не то пятнадцати, не то двадцати лет, после чего они оказывались доступны только в основных фондах. Поэтому, например, в Публичке эти два знаменитых номера "Байкала" в журнальном зале выдавались под отдельную подпись и с отдельной проверкой при возвращении.

(no subject)

From: [identity profile] malpa.livejournal.com - Date: 2012-12-16 08:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-12-16 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] tan-y.livejournal.com
да он небось и по размеру не подошел бы - сейчас издательства пишут строго, например: принимаем рукописи только объемом 7 а.л.
Все книги должны быть одинаковой длины.

Date: 2012-12-16 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mea-sententia.livejournal.com
сравните с Беспокойством (http://www.rusf.ru/abs/books/b00.htm). как уже выше отмечено, сопоставление двух цивилизаций уничтожает дихотомию природа - культура.
там, вообще, много всего. перечитываю каждые 5 лет.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 03:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios