avva: (Default)
[personal profile] avva
Вот почитал я сейчас немного новую коммьюнити [livejournal.com profile] ru_mat (она создана для того, чтобы свободно ругаться в ней матом) и расстроился даже как-то. Я так тоже умею. Это неинтересно.

А что интересно? Интересно "как в сказках".

А именно: есть такая мифологема как бы - человек, который очень долго и изощрённо ругается матом, не повторяясь и вводя всех окружающих в восхищённый ступор. Этот образ встречается снова и снова - в книгах, в анекдотах, в "реальных историях", которые рассказывают люди. Мне даже кажется, что можно выявить в нём два основных под-образа:

1) "Простой человек", лесник из далёкой деревни, грузчик дядя Федя, и т.п. Человек он простой, но от природы одарён искусством творческого мата. Как начнёт заводит в пять этажей, все только рот раскрывают... и т.п.
2) "Интеллигентная старушка", или тихонький старичок; они "люди старой закалки", никогда никому слова плохого не скажут, а по профессии обычно - филологи или лингвисты. И вот как-то останавливают старушку хулиганы или пьяницы какие, и тут она как... после чего они с огромным уважением её долго благодарят и просят повторить.

Есть ли ещё какие-то стандартные типажи в такой ситуации?

Так вот, рассказы рассказами, но сам я примера такой вот изощрённой, долгой, завораживающе-уникальной матерщины не слышал и не читал. Не знаю -- может, жизнь у меня такая скучная выдалась, или просто не повезло.
То, что попадается - всё больше обычные и привычные корни и составные из них слова; отдельные редкие завороты из нескольких корней вместе (трёх или четырёх) скорее воспринимаются в качестве лёгкого выпендрёжа. Искусства, искусства не вижу!

Так вот, есть ли оно, это искусство? Есть ли доступные примеры его или подробные личные свидетельства? Или мифологема эта действительно в реальности не проявляется?

Date: 2002-05-02 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] nslu.livejournal.com
еще есть люди с синдромом Туретта ;-)

Date: 2002-05-02 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] ge-m.livejournal.com
Всё безусловно есть. Но как всякое подлинное народное искусство на дороге не валяется. За такими вещами в фольклорные экспедиции ездить надо. Да, свидетельствую, слышал в 1988 году речь прораба на укладке железной дороги на северном Сахалине, в районе посёлка Вал. Записать вот только не удосужился. Поэтому, увы, свидетельство подробным не будет.
А вы, конечно, много хотите - в Иерусалиме? Конечно, всё будет стандартизовано, как и в Москве...

Date: 2002-05-02 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Не, ну как - в Иерусалиме. Не всю же жизнь я в Иерусалиме живу. Да и то, здесь люди тоже очень разные попадаются.

Ну хорошо, не подробное, так опишите хоть ощущение, если можете - что в его речи было особенного? Чем она отличалась от обычного нанизывания разных привычных морфологических сцеплений (типа того, что можно наблюдать в вышеуказанной коммьюнити)?

Nerusskij mat

Date: 2002-05-02 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Naschet russkogo ne skazhu, no vot nerusskij mat... To est' ne mat, no takoj vot sochnyj yazyk. Bylo eto v zakryvshemsya uzh s tex por magazine Caldor v gorode Greenbelt (Maryland). Nemolodaya belaya zhenschina gorno-lesnogo vida (eto takie mestnye dikari, potomki shaxterov) i ee vnuchka chi dochka. Nu, devochka malen'kaya zashla v otdel igrushek. A ee mama-babushka ob`yasnila ej, chto oni segodnya ne pokupayut igrushki, i chto nado by pojti vstat' v kassu. Xorosho tak ob`yasnila, smachno. Gde by mne tak nauchit'sya po-anglijski? V universitete est' kursy anglijskogo dlya inostrancev, no tam etogo, navernoe, ne prepodadut.

Date: 2002-05-02 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] ge-m.livejournal.com
В вышеуказанной (-ном?) коммьюнити, вообще, наблюдать нечего, вполне солидарен. Стандартные обороты и никакого полёта мысли.
Там же, на Сахалине, когда я выравнивал домкраты с висящим на них рельсом, ко мне подвалил мужичонка с вопросом: "А это чо за хуйня?" На все мои разъяснения о смысле проделываемой работы, он находил новые вопросы и неизменно задавал их в форме: "А эта хуйня?" После минут пяти однообразного диалога он успокоился (или разочаровался), и довольный воскликнул; "Да это ж хуйня!" И ушёл. Он знал одно слово - это примерный уровень [livejournal.com profile] ru_mat
Впечатление от "высокого мата" - всегда сюрприз. Матерных корней, как вам любой плуцер скажет, - мало. Поэтому примененяют их в неожиданной форме. Плюс актёрская игра, поскольку мат - искусство синкретическое. Простое слово "пиздец" можно произнести так, что запомнится надолго. Короче - либо записывать точно, либо - ничего не получится. А я не записал. Так что, увы, теперь уже ничего не помню.

Date: 2002-05-02 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] dmierkin.livejournal.com
ia lichno slyshal v gorode Poliarnom ot michmana na prichale genialnyj mat. jal ne zapisal.

Re: Nerusskij mat

Date: 2002-05-02 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Nu chto zhe, na spammera ya, mozhet, i sam srugnus' po-rablezianski, tem bolee v pis'mennom vide i bez ucheta vremeni. No vot tak, chtoby ne rugat'sya, a po-prostomu, i ne zadumyvayas', svobodno podobnaya rech' tekla -- eto net... Da i po-russki, pozhaluj, tozhe net.

Mne v svoe vremya zapomnilos', kak govorili (no ne rugalis') matom i slengom vperemeshku prostye russkie rebyata iz Kazaxstana i Kryma. Delo bylo v armii, i pochemu-to v uchebke chasche, chem potom v vojskax, popadalis' interesnye v lingvisticheskom otnoshenii ekzemplyary.

A mozhet byt', proto s neprivychki na menya proizvodili vpechatlenie prostye oboroty, tipa "ebicheskaya sila" i "xujli gnil' toptat'". Kogda mnogo let ne govorish' na yazyke, on zabyvaetsya, a ya s 7 klassa ne rugalsya matom, i do primerno 6-go mesyaca sluzhby.

Raz uzh takaya zalixvatskaya tema, s udovol'stviem vspomnyu perevod s russkogo na russkij moim drugom izvestnoj frazy. Original: "Naxuya do xuya zaxuyarili? Rasxuyarivajte na xuj!" Perevod: "Zachem sdelali tak mnogo? Vozvraschajte v isxodnoe polozhenie." Po-moemu, neploxo.

Date: 2002-05-02 07:43 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Я думаю, что Вы можете найти -- если и не сам "красивый" мат, то его описание, -- у Довлатова в "Заповеднике". Там ругается Миша Сорокин. "Пил он беспрерывно. До изумления,паралича и бреда. Причем, бредил он исключительно матом. А матерился с тем же чувством, с каким пожилые интеллигентные люди вполголоса напевают. То есть для себя, без расчета на одобрение или протест." -- и дальше.

В "Зоне" (у Довлатова же) есть такое место: "Прислали к нам сержанта из Москвы. Весьма интеллигентного юношу, сына писателя. Желая показаться завзятым вохровцем, он без конца матерился. Раз он прикрикнул на какого-то зека:
- Ты что, ебнУлся?! (Именно так поставив ударение.)
Зек реагировал основательно:
- Гражданин сержант, вы не правы. Можно сказать - ебнулся, ебанулся и наебнулся. А ебнулся - такого слова в русском литературном языке, уж извините, нет..."

Похоже на то, что Вам нужно?

Re: Nerusskij mat

Date: 2002-05-02 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] verba.livejournal.com
Лицо у друга, вроде, знакомое, кто бы это был?
Но фразу я знаю много лет как народную. Только там было захуяЧили и расхуяЧивайте.
А настоящего "многоэтажного" я, по-моему, толком и не слышала, лишь отдельные красивые обороты. Про английскую ругань и не говорю.

Date: 2002-05-02 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Меня однажды понесло - я изображал подполковника Петрова, отчитывающего курсанта Пермина.
Пермин стоял у палатки в виде дневального, прислонившись к стене летнего класса (это такая беседочка для занятий, очень разумное, кстати, изобретение, нам таких не хватает) и вид имел небоевой совершенно. И я ему на это указал в сильных выражениях.
Когда я закончил, раздался жуткий смех из-за стены. Там какой-то взвод чем-то занимался под водительством капитана Яновского. Сам же капитан немедленно вышел посмотреть на меня, потряс головой и сказал, что он 15 лет в армии, а такого не слышал ни разу.
Так я выступил в роли интеллигентной старушки.
(Сейчас это прочитает гомелюк и напишет в комментарии к уеву всю правду. Заранее страшусь и собираюсь в Пушкинские Горы.)

Re: Nerusskij mat

Date: 2002-05-02 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Drug moj vryad li tebe znakom. Zovut ego, kak on pishet na svoej stranichke, Leo, i byl on moim odnogruppnikom v Kerosinke.

Fraza, dejstvitel'no, narodnaya, a perevod -- naoborot. Razlichie mezhdu razxuyarivajte i razxuyachivajte, vozmozhno, dialekticheskoe.

Naschet mnogoetazhnosti, u menya neponimanie. Schitaetsya li mnogoetazhnost'yu [1] sceplenie slovesnyx osnov v odnom slove ("pizdoblyadstvo") ili [2] nanizyvanie ustojchivyx slovosochetanij ("k ebanoj materi, na xuj, blya")? Ili tak uslovno nazyvaetsya lyuboj dostatochno dlinnyj passazh?

Date: 2002-05-02 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] rukenau.livejournal.com
Мы с [livejournal.com profile] distan пошли гулять в лес один раз. В пансионате "Лесные поляны". А рядом, мой повелитель, была стройка, и на стройке были рабочие, которые (surprise-surprise) не работали, а сидели на бетонной хреновине. А надо сказать, что у рабочих обычно бывает массовик-затейник, который их развлекает. Так и в этот раз. Массовик-затейник рассказывал анекдот про Илью Муромца. Я такого не слышал никогда. Повторить это нельзя. Анекдот был рассказан матом, но в таком количестве это уже не звучит оскорбительно - это достояние лингвистики. Мы даже немножко испугались, но затейник был вполне мирный, как и его подопечные. Звучало это приблизительно так:
- И тогда, блядь, Илья свою ебаную ногу закидывает на этого ебаного коня, блядь, и говорит...

Но только гораздо хуже. Вы правы, для этого действительно нужна определенная сноровка, которой у рядоваго человека нет

Date: 2002-05-02 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] lom.livejournal.com
Я нeкoтoрoe врeмя пытался пoнять, сущeствуют ли в прирoдe ( в письмeннoм видe ) лeгeндарныe Бoльшoй и Малый Матeрный загибы
Пeтра Пeрвoгo... Oчeнь тeмная истoрия, нo врoдe, всe-таки, - нeт. Правда, eсть пoдoзрeниe, чтo мнoгиe красивыe "мнoгoэтажныe" выражeния имeют какoй-тo oбщий истoчник, вoзмoжнo, чтo и oт Пeтра. Я нeскoлькo раз, напримeр, слышал в oчeнь разных мeстах чтo-тo врoдe ...."прoмандаблядская пиздoпрoушина......" и eщe слoв 5-6 в тoй жe руладe. У всякoй нарoднoй пeсни eсть автoр. Ктo?

Ah the sweet memories

Date: 2002-05-02 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] rukenau.livejournal.com
О, чуть не забыл! есть и еще одна история, но она совсем гротескная.

Рядом (чуть поближе к Бульварному кольцу, поглубже внутрь) с рестораном Узбекистан есть старый заброшенный филиал МАРХИ, там еще на стенах криво написаны стихи на французском. Туда мы некоторое время назад лазили за книжками, которые в пределах нашей досягаемости неразумно хранило (в качестве мертвого груза, конечно же) некое предприятие. Оттуда, в частности, с помощью запасливо принесенной мною в пакетике веревочной лестницы был стырен замечательный том, где на английском описывались американские изобретения с начала века.

А попадали мы туда исключительно через крыши (причем там было довольно опасные местечко). И вот в один прекрасный день на первой крыше обнаружился мужик с метлой, который эту крышу подметал (хочу, кстати, отметить, что мне до сих пор неясно, как он туда попал). Этот дворник, если можно его так назвать, а скорее - крышник, в доступной форме попытался убедить нас, что, если мы не уберемся с крыш, соседствующих с крышей ресторана "Узбекистан", за нашу жизнь он не даст и ломаного гроша (мы, правда, все равно не ушли - там при слезании было очень легко сломать все конечности, включая шею). Сказано это было вот таким же трехэтажным образом, повторить который нет ну никакой возможности. Правда, этот маргинальный тип был все-таки ближе к социальному надиру, нежели затейливый рабочий.

Зла он, как выяснилось, нам не желал, но поняли мы это не сразу

Date: 2002-05-03 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] sdanilov.livejournal.com
Много лет назад, выходя из подъезда, ступил ногой в горячий асфальт. За что был награжден следующей тирадой: «Чтоб у тебя вся спина рыжими хуями поросла - как поссать, так каждый раз раздеваться!». Произнесла ее толстая тетка в оранжевой жилетке с широким типично деревенским лицом, выравнивавшая асфальт специальной дощечкой. Причем сказано это было беззлобно, чуть ли не с материнской заботой.
Теперь таких носителей образного мата в Москве нет.

Date: 2002-05-03 02:47 am (UTC)
From: [identity profile] e-d.livejournal.com
Из рассказа одного моего хорошего знакомого, однажды при советской власти ездившего на заработки с геологической партией разнорабочим. К сожалению (для партии) руки у него растут прямо из жопы - по его же собственному признанию. И вот, уронив и/или разбив какой-то важный прибор, он услышал в свой адрес монолог. Не матерные слова, в основном, ограничивались местоимением "ты", а из всего остального запомнить ему, к сожалению, удалось только один - но какой! -оборот: "страхопиздяще-злоебучий".

Кто-нибудь еще такое слышал?

You get my vote! :)

Date: 2002-05-03 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] rydel23.livejournal.com
So far this is the best one in this thread! :)

Date: 2002-05-03 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] cameloid.livejournal.com
рекомендую http://www.debilarius.ru/ (и особенно раздел "Двухминутка ненависти"). у человека определенный талант, причем ругается он не бестолково, как люди из [livejournal.com profile] ru_mat, а по делу.

кстати, параллельной жизнью Zef живет и в ЖЖ ([livejournal.com profile] churkan)

еще один item в списочек...

Date: 2002-05-03 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] silpol.livejournal.com
со мной учился такой тихий и спокойный паренек Витя Кобринович из Донецка... первое время от него не слышали ни слова матом, что само по себе для военного училища было исключительным явлением, но... во 2м семестре у нас пошла начерталка, и у многих с ней были проблемы... Витя, как окончивший с отличием техникум на технической специальности, справлялся с начерталкой на ура... вскоре к нему начали подьезжать с просьбами сделать задание... Витя НИКОГДА не делал что-либо "за кого-то", всегда соглашался только "делать руками жертвы через подталкивание"... и вот ему попался один из наших особых "дубов" :)))

я впервые в жизни услышал как можно обьяснять процесс изображения того или иного обьекта в трех проекциях на чистом матерном языке! ни одного нормального русского слова не прозвучало, только мат-перемат и связывающие союзы, предлоги и прочие междометия... записывать это я, ясное дело, не мог - я просто валялся под партой и корчился со смеху... я и сейчас не могу нормально писать, ибо меня душит смех... т.е. я не помню ни одной последовательности слов, но эти обрывочные фразы, пропущенные через мое подсознание... :)))

p.s. на мой взгляд, подобный случай можно отнести в отдельную категорию, ибо мат использовался не как средство выражения сильных эмоций, а как некий коммуникативный субстрат :)

Re: Nerusskij mat

Date: 2002-05-03 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] verba.livejournal.com
У меня тоже непонимание. Подумала с грустью: а может, он всю жизнь был совсем рядом, а я не поняла, не услышала...

Date: 2002-05-03 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] skuzn.livejournal.com
Ну, это уже беспридел какой-то!
Ладно, интеллигентная старушка! Она, по умолчанию предполагается, руссская. А то Зафар Фарухович Хашимов! Единственный ЖЖивой пример творческого мата - и тот хач.
Пиздец русскому народу пришел нахуй, иначе не скажешь.

Re: еще один item в списочек...

Date: 2002-05-03 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] skuzn.livejournal.com
А кстати, что там писали запорожцы султану? Вроде тоже считается - очень круто.

Re: еще один item в списочек...

Date: 2002-05-03 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] silpol.livejournal.com
увы, но исторически это не зафиксировано, есть только литературные варианты...
http://www.infoukes.com/history/cossack_letter/
http://www.infoukes.com/history/cossack_letter/figure03.gif

Ебанись, Сереженька

Date: 2002-05-03 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] churkan.livejournal.com
От хача и слышу. Чемодан - вокзал - Степанакерт. А у меня, между прочим, прапрабабушка русская была, а сынок её, прадедушка мой, хоть и не вполне чистых кровей, но православный и казак вдобавок. И нехуя тут народу мозги ебать. Нехорошо это.

Слышал и видел

Date: 2002-05-03 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] churkan.livejournal.com
Главного инженера типографии Всесоюзного об-ва слепых г-на Еропсаева. То что он выводил - это был настоящий, хорошо ритмизированный многоэтажный мат (в одном, не слишком вдохновенном пассаже я насчитал 9 великолепно выстроенных этажей, а вопрос к секретарше о местонахождении договора был трехэтажным).
Ничего подобного ни от лесников, ни от старушек я не слышал (хотя дедушка мой, отмотавший 16 лет в лагерях, тоже складно излагал).
Я по сравнению с г-ном Еропсаевым - упысенный младенец с задержкой речи, а граждане с ру маты - эмбрионы двухнедельные.

Date: 2002-05-03 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] tituscursor.livejournal.com
Я как-то не чувствую потребности в этом искусстве. Но оно определенно существует. Таким был С.Параджанов. Это был гейзер! Да что там гейзер - Везувий! Красотища!

Date: 2002-05-03 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] d-off.livejournal.com
Слышал в Советской Армии, там этому в некотором смысле учат... ну разговаривать матом. Конечно усваивают не все, определенный талант или хотя бы способности нужны. Кстати, особенно хорошо получалось у людей, совершенно неожиданных, от которых и не ждешь. Был один ... особенно веселил всех тем, что разговаривать научился (как на новом языке), а вот фильтровать - нет :-) В легенды вошла его могучая фраза "Пошел на хуй, козел неприятный"

Да, еще мне как-то запал в душу очень уж авторский перевод стоуновского "Взвода" (его кажется впервые показывали по "Русскому Видео"), видать знал он это дело - оригинал сильно проигрывает в своей однообразности. Это при том, что перевод получился достаточно цензурным.

Date: 2002-05-03 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] cameloid.livejournal.com
Ладно, интеллигентная старушка! Она, по умолчанию предполагается, руссская.

хрестоматийный пример матерящейся интеллигентной старушки - это Раневская :)

Re: Nerusskij mat

Date: 2002-05-03 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Ili on ne smog skazat'.

Re: Ебанись, Сереженька

Date: 2002-05-03 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] skuzn.livejournal.com
То есть одна тридцать вторая, что ли? Да даже я больше русским буду! Даже жена моя, твоя одноклассница, Екатерина Хаджи-Муратовна Кадиева!
Она, кстати, спрашивает: откуда это ты так хорошо выучил русский мат? неужто учился в школе по программе Russian as secnd language?

Date: 2002-05-03 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] skuzn.livejournal.com
Уговорил. Старушка может быть даже иностранкой. Скажем, иностранным филологом

Date: 2002-05-03 03:08 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Ну да. И там же (в "Заповеднике"):

...
Например, я расслышал:
"Эх, плывут муды да на глыбкой воды..."
...

Красиво, правда?

Re: Ебанись, Сереженька

Date: 2002-05-03 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] churkan.livejournal.com
Зачем в школе? Мне папа с мамой репетитора нанимали.

Образование

Date: 2002-05-03 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] churkan.livejournal.com
А тебе по математике - не нанимали. Прапрабабушка - 1/16.

Re: еще один item в списочек...

Date: 2002-05-04 01:19 am (UTC)
From: [identity profile] churkan.livejournal.com
В какой-то книжке про Аполлинера (или сопроводительной статье к его сборнику) приводились обширные цитаты из этого письма. Так что сохранилось. Собственно, мата там вообще не было, хотя полоскали султанушку изрядно.

Re: Слышал и видел

Date: 2002-05-08 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Звучит очень убедительно, да. Вот бы теперь пример собственно такой речи услышать или прочитать... ;)

Re:

Date: 2002-05-15 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Забыл Вас поблагодарить за этот рассказ - это был действительно самый яркий пример во всём треде, он меня поразил до глубины души. Спасибо!

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 05:36 pm
Powered by Dreamwidth Studios