avva: (Default)
[personal profile] avva
Раз уж взялся критиковать русский язык...

В этой статье в Википедии интересно рассказывают об истории отдельных форм обращения на ты и на вы в разных языках. В частности:
Brown and Gilman argued that the choice of form is governed by either relationships of 'power' and/or 'solidarity', depending on the culture of the speakers, showing that 'power' had been the dominant predictor of form in Europe until the twentieth century. Thus, it was quite normal for a powerful person to use a T-form but expect a V-form in return. However in the twentieth century the dynamic shifted in favour of solidarity, so that people would use T-forms with those they knew, and V-forms in service encounters, with reciprocal usage being the norm in both cases.

Здесь говорится, что до 20-го века в Европе использование форм на "ты"/"вы" в основном зависело от отношений силы (власти, авторирета итд.). А в течение 20-м веке норма сдвинулась в сторону симметричного использования, основанного только на близком знакомстве. В России же так окончательно и не сдвинулась. Выходит, что в 21-й век Россия так и не перешла.

Это шутка, но если кроме шуток, то асимметричное тыканье - например, когда начальник может обращаться на "ты" к подчиненному, но требовать ответного "вы" - одна из самых отвратительных черт русского языка, на мой взгляд. То же самое касается и асимметричного тыканья в случае разницы в возрасте - не столь отвратительно, как в примере с начальством, но тоже плохо.

Несколько вопросов, ответы на которые я не знаю, и с благодарностью прочитаю:

1. Как по-вашему, изменилось ли количество и виды "асимметричного тыканья" в России за последние 20 лет? В какую сторону? Можно ли привести примеры?

2. Как обстоят дела с "асимметричным тыканьем" сегодня в других славянских языках? Например, в украинском, белорусском, или польском, сербском? Похоже на русскую модель или непохоже?

3. Если кто-то знает хорошую историю (статью, книгу, что угодно) заимствования и развития ты/вы в русском языке, буду благодарен за ссылку.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>
(deleted comment)

Date: 2009-05-26 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Для сохранения исторической справедливости: ввиду необъясненного короткого замыкания в мозгу, в первоначальной редакции этой записи я умудрился прочитать twentieth century как 12-й век, и прямо туда отослал Россию.
Edited Date: 2009-05-26 12:36 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] the-netwalker.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] squadette.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] squadette.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-26 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] kobak.livejournal.com
А как насчет ассиметричного тыканья в школе? В моей школе многие учителя (но не все) обращаются к детям на "Вы" с самого начала -- с пятого класса. Но это, думаю, редкое исключение.

Date: 2009-05-26 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] cxielamiko.livejournal.com
Очень редкое. В моей школе лишь некоторые учителя в старших классах иногда выкают.

(no subject)

From: [identity profile] the-netwalker.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kobak.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vanja-y.livejournal.com - Date: 2009-05-26 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anatoly borodin - Date: 2009-06-02 06:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2009-05-26 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] graf-vk.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/squirrel_/ - Date: 2009-05-26 01:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alsterellie.livejournal.com - Date: 2009-05-26 02:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vanja-y.livejournal.com - Date: 2009-05-26 05:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alsterellie.livejournal.com - Date: 2009-05-26 08:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-konst.livejournal.com - Date: 2009-05-26 08:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alphyna.livejournal.com - Date: 2009-05-26 04:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shmudder.livejournal.com - Date: 2009-05-26 08:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-26 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] hui-viberesh.livejournal.com
В украинском абсолютно тоже самое.

Date: 2009-05-26 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] vakhitov.livejournal.com
"Вот из этой статьи в Википедии (англ.) ясно и недвусмысленно следует, что Россия задержалась где-то в XX веке" :-D

Date: 2009-05-26 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
Да, спать надо больше, вот что я вам скажу :)

Date: 2009-05-26 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] valery-pavlov.livejournal.com
Вообще тыканье проблемно только в асимметричном исполнении. Причем виноват в таком отсутствии паритета подчиненный либо человек с комплексом неполноценности. Однако есть временное выканье, просто указание на дистанцию, предложение своему визави перейти все же на вы.
Между тем- всячески приветствую систему выканья-тыканья. Она предполагает обозначение дистанции между незнакомыми людьми, соблюдение определенных этических норм. Либо почтение к старшему по возрасту.

Date: 2009-05-26 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] avva.livejournal.com
У меня нет особого мнения о системе симметричного тыканья-выканья. Я хорошо говорю на языках, где она есть, и на языках, где ее нет, и вижу некоторые преимущества и некоторые недостатки. Возможно, преимущества несколько перевешивают недостатки. Но это только если совершенно забыть об асимметричном тыканье/выканье, которое на мой взгляд - полновесное и неразбавленное зло. А забыть не получается.

(no subject)

From: [identity profile] ascir.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ascir.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com - Date: 2009-05-26 02:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valery-pavlov.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-26 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] kbakkbak.livejournal.com
В Беларуси ситуация аналогична России, но обращение на вы, на мой взгляд, всё же используется несколько чаще, чем в России.

Date: 2009-05-26 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] ascir.livejournal.com
Лично я не вижу абсолютно никакой проблемы в асимметричном тыканье, связанном с возрастом. На мой взгляд, когда 50-летний человек называет 20-летнего на "ты", а тот его на "вы" - это единственно правильный вариант на русском языке. Всё остальные будет "переводом с неизвестного".
Забавно, что мой шеф называл меня на "вы", пока я не защитил кандидатскую. После этого он стал мне "тыкать". Я его всегда называл и называю на "вы".

Еще интересно, что в академическом сообщесте асимметричное тыканье связано, как правило, с возрастом и гораздо меньше со статусом. Так, никого не удивляет, когда 60-летняя лаборантка асимметрично тыкает 27-летнему кандидату наук, особенно если она его знает с его студенчества. В медицине такое невозможно: медсестра всегда называет доктора на "вы", вне завимимости от их возрастов. Когда медики оказываются в академической среде или биологи в медицинской, это порой вызывает смешные казусы.

Date: 2009-05-26 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] capka3m.livejournal.com
> Всё остальные будет "переводом с неизвестного

Ну это только первые десять лет - достаточно посмотреть на "исчезновение" отчеств с концом советской эпохи - не полное, конечно, но все равно впечатляющее.

(no subject)

From: [identity profile] ascir.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] capka3m.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ascir.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] the-netwalker.livejournal.com - Date: 2009-05-26 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] capka3m.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ascir.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] capka3m.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] breqwas.livejournal.com - Date: 2009-05-26 10:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shadow-at-night.livejournal.com - Date: 2009-05-27 04:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] meta-t.livejournal.com - Date: 2009-05-27 06:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] capka3m.livejournal.com - Date: 2009-05-28 01:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] capka3m.livejournal.com - Date: 2009-05-28 01:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] scau.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gdt.livejournal.com - Date: 2009-05-26 05:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-konst.livejournal.com - Date: 2009-05-26 08:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-26 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] photobus.livejournal.com
Зато больше оттенков смысла при общении. Выканье бывает используется и в качестве дистанцирования.
-Что это ты в шляпе, интиллегент што ли?
-Нет, что Вы! Такое же быдло, как и Вы!

Date: 2009-05-26 12:48 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Интересно, а что, французский взрослый и ребенок друг друга симметрично называют? Что-то не верится мне. Имхо, французские tu/vous вполне соответствуют русским. Странно, что в параграфе википедии тема общения директора с дворником и учителя с учениками совершенно не раскрыта.

Date: 2009-05-26 12:52 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Да, и в Германии, судя по статье, тоже есть ассиметрия.

Date: 2009-05-26 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] moro.livejournal.com
Очень правильно. Я вот, по возможности, не допускаю одностороннего тыканья. Если мне старший человек начинает говорить "Ты", то я и ему договариваюсь говорить "Ты".

А вот, например, немцы - как ты и говоришь. Если мне мой начальник немец предлагает перейти на "ты", то имеется в виду, что это обоюдно.

Date: 2009-05-26 01:04 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Начальник - понятно. А учитель с учениками? А нечасто навещаемая троюродная тетушка с племянниками? А если вы идете по улице в Германии и видите, что ребенок потерял шапку - как вы его окликнете? А если наоборот - он видит, что вы потеряли шапку?

(no subject)

From: [identity profile] moro.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vanja-y.livejournal.com - Date: 2009-05-26 05:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-26 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] angerona.livejournal.com
12й? :)

А по существу, я говорю "вы" нашей няне, а она мне "ты." Как-то так оно сложилось с самого начала, и так уже много лет, так что не могу перейти на "ты" просто так.
Edited Date: 2009-05-26 12:57 pm (UTC)

Date: 2009-05-26 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] varana.livejournal.com
А мне маникюрша говорит "ты", а я ей - "вы". Хотя мы одного возраста.

Date: 2009-05-26 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] phoonzang.livejournal.com
Авва, как вы относитесь к обращению по отчеству?

Date: 2009-05-26 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] eva-lotta.livejournal.com
По-моему, есть и совершенно нормальное ассиметричное тыкание.
В моей семье принято к бабушкам-дедушкам и дядям-тетям на Вы обращаться.
В случае разницы в возрасте, то есть, например, если в школе нянечка пожилая женщина, ей следует шестилетних малышей называть на Вы? Или им следует ей тыкать?

Date: 2009-05-26 01:01 pm (UTC)
alon_68: (Default)
From: [personal profile] alon_68
Точнее так: в каждом народе/языке/слое общества сформировался свой способ обращения. Каким бы он ни был - ломать его силой нехорошо. Идея навязывать непривычный тип обращения (неважно, нянечке или малышам, начальству или сотрудникам) под угрозой не впустить в 21-й век - так же плоха, как требование немедленно перейти на английский в делопроизводстве.

Если изменится естественным образом - тогда всё в порядке. Как в английском, где "ты" практически отмерло.

(no subject)

From: [identity profile] tan-y.livejournal.com - Date: 2009-05-26 07:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malish.livejournal.com - Date: 2009-05-27 10:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2009-05-27 11:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malish.livejournal.com - Date: 2009-05-28 05:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alphyna.livejournal.com - Date: 2009-05-26 04:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-26 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] roman-rogalyov.livejournal.com
Для образованных русских (досоветского времени) "тыканье" совсем нехарактерно. Было принято обращение на "Вы" даже к ближайшим родственникам. При советской власти тыканье, увы, распространилось.

Date: 2009-05-26 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] arrestant.livejournal.com
А как образованные русские обращались к своим крепостным?

(no subject)

From: [identity profile] shadow-at-night.livejournal.com - Date: 2009-05-27 04:10 am (UTC) - Expand

Date: 2009-05-26 01:02 pm (UTC)
ext_615659: (Default)
From: [identity profile] akuklev.livejournal.com
В немецком обращиние на ты/вы тоже несимметрично в случае разницы в возрасте больше 3-5 лет, если младшему меньше 16. Во всех остальных случаях, насколько я знаю симметрично.

Случай учитель-ученик строго регламентирован:
- ученики должны обращаться к учителю на вы и по фамилии с префиксом Herr/Frau/Dr. (аналог нашего имени-отчества).
- учитель должен обращаться к ученикам на вы начиная с перехода в 10 класс. До десятого класса учитель волен обращаться к ученикам на ты или на вы по своему усмотрению, однако должен соблюдать одну форму обращения по отношению ко всем ученикам.
- с 1990 года учитель волен, начиная преподавание в некотром классе, попросить учеников обращаться к нему на ты и по имени, в таком случае и он может обращаться к ученикам на ты и после десятого класса. Однако, если такая "прогрессивная" форма обращений не будет приживаться в классе, во избежание разнообоя в обращениях следует перейти к классической форме.
- Ну и в любом случае учитель обращается к ученикам по имени. Обращение по фамилии без префикса Herr/Frau по отношению к детям неуместно, обращение без префикса неуважительно.

Кстати, правила обращения и представления тоже довольно строго регламентированны в Германии. Голосом к человеку обращаются всегда как Herr Mustermann, Frau Mustermann или Doktor Mustermann, если у человека есть докторский титул. Дополнительные титулы опускаются, альтернативные не произносятся, т.е. и Prof.Dr., Dr.habil, Dr.Dr., и Dr-Ing. сокращаются до Doktor, а Dipl-Ing. просто не произносится. Когда человека представляют публике, например, открывая доклад, произносится максимально возможное количество титулов: "Сегодня перед нами выступают Professor Doktor Ahlman и Frau Doktor Bethe и Herr Diplom-Ingeneur Gehr".

Date: 2009-05-26 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] subkuch.livejournal.com
В Германии вообще все строго регламентированно.

Кстати - что такое Проф.Др. и Др.Др - я с этим только в Германии сталкивался.

(no subject)

From: [identity profile] capka3m.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alphyna.livejournal.com - Date: 2009-05-26 04:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] akuklev.livejournal.com - Date: 2009-05-26 04:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-26 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] rxvm.livejournal.com
Еще из нюансов:
Слышал (больше по российско-советскому телевидению) обоюдное тыканье по имени-отчеству между опытными аппаратчиками: "Я тебя, Иван Иваныч, знаю уже 40 лет...". С другой стороны, на заре 90-х, работая с американцами, русскими американцами и просто русскими, с трудом привык к тому, что людей за 50 называют на "вы", но по имени: "Ефим, Вы читали это?".

Date: 2009-05-26 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] the-netwalker.livejournal.com
1. Изменилось, про школы выше писал, но и на многих работах появились "либеральные начальники", где либо ты\ты, либо вы\вы. Хотя, по умолчанию и без разрешения начальника это "вы" (+отчество). Но очень много зависит от работы\руководителей, конечно.

С другой стороны, есть отрасли, где не то что, "на ты", но без мата слабо получается донести свою мысль до слушателя :) Неизбежное зло, как показатель экспрессии и важности сказанного.

Пользуясь случаем, хочу спросить, в других странах возможны аналоги "просирания полимеров"?

Date: 2009-05-26 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] 3d-object.livejournal.com
Ага, в Украине. Жена (работала в школе) рассказывала, что директор школы возмущался: - Вы просрачиваете все сроки!

(no subject)

From: [identity profile] avva.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] the-netwalker.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nm-work.livejournal.com - Date: 2009-06-02 06:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-26 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com
В белорусском, кажется, то же, что и в русском.

Date: 2009-05-26 01:12 pm (UTC)
ext_615659: (Default)
From: [identity profile] akuklev.livejournal.com
И, конечно же, в Германии имеет место феномен повышения симметричности с градусом академичности. Учителя латыни и философии в хороших гимназиях обычно являются бородатыми старцами с докторскими степенями и обращаюся к детям на вы с момента поступления в гимназию, т.е. 6 класса (т.е. с 12 лет). В молодой научной среде наоборот часто принято очень быстро переходить на ты, что меня, кстати, коробит.

Идеальная модель выдерживания дисстанции в молодой научной среде мне встречалась несколько раз у некоторых японцев у нас в университете. Они умеют выдерживать с филигранной точностью комфортную дисстанцию гораздо меньше немецкого "вы", но существенно больше простецкого "ты".

Date: 2009-06-02 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] anatoly borodin (from livejournal.com)
Дык, то ж японцы. У них формы вежливости заложены в язык грамматически. Это как для китайцев музыкальный слух.

Date: 2009-05-26 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] bowhill.livejournal.com
Честная ассиметрия порядочнее, чем иллюзия равенства
From: [identity profile] gruftie.livejournal.com
В Германии асимметричное тыкание сохранилось лишь в школе, исключая старшие классы, где уже идет симметричное выкание. Асимметричное тыкание среди взрослых закончилось где-то году в 68-м. Видимо, в России должен сначала настать свой 68-й год, тогда и асимметрия упразднится.

Впрочем, в младших классах школ встречается еще такой промежуточный вариант, когда дети называют учителя на вы, но по имени. В шутку и среди взрослых бывает, и как я только что узнал из немецкой вики, заинтересовавшись, называется это "гамбургским выканием". Есть еще "берлинское тыкание" - на ты, но по фамилии. И то и другое среди взрослых - либо в шутку, либо региональное. Нормальный и самый распространенный случай все-таки - симметрично на вы по фамилии или на ты и по имени.

Date: 2009-05-26 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] subkuch.livejournal.com
На моей прошлой работе в Израиле (хайтековская компания), в которой я руководил отделом, русскоязычные ребята мне выкали, на что я их сначала просил прекратить, потом ассиметрично тыкал, а потом в форме запретил обращение к себе на "Вы" в форме приказа.
Довольно странное ощущение, когда 50-летний мужик тебе, молодому, выкает.

(no subject)

From: [identity profile] subkuch.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] akuklev.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] subkuch.livejournal.com - Date: 2009-05-26 01:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2009-05-26 02:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] subkuch.livejournal.com - Date: 2009-05-26 02:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2009-05-26 02:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] subkuch.livejournal.com - Date: 2009-05-26 02:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2009-05-26 02:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] subkuch.livejournal.com - Date: 2009-05-26 02:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-konst.livejournal.com - Date: 2009-05-26 08:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] subkuch.livejournal.com - Date: 2009-05-27 07:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alphyna.livejournal.com - Date: 2009-05-26 04:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] subkuch.livejournal.com - Date: 2009-05-27 07:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] subkuch.livejournal.com - Date: 2009-05-27 07:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2009-05-27 09:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] subkuch.livejournal.com - Date: 2009-05-27 10:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2009-05-28 02:10 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2009-05-26 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] nec-p1us-u1tra.livejournal.com
Ну как не прижилось, "пан" для референции на третье лицо используется вовсю и гораздо непринужденней чем в русском "господин такой-то"

Date: 2009-05-26 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] boris-abramov.livejournal.com
В белорусском - очень трудно сказать. Я никогда не видел чтобы какой-нибудь любитель "тыкать" говорил по-белорусски :) На этом языке я лично разговариваю только с друзьями и преподавателями в моём университете (который кстати не в Беларуси). Поэтому это либо те, с кем я на "ты", либо те, кто не "тыкает". В общем, в белорусском языке, можно иронично сказать, такой проблемы нет :)

Date: 2009-05-26 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] rippenbiest.livejournal.com
Это, наверное, все же черта не русского языка, а русского общества.

Противно, кстати, наблюдать, как русские переводчики англоязычных фильмов, где в оригинале все естественно говорят друг другу "you", протаскивают в перевод свои представления о правильных отношениях между начальником и подчиненным.

Date: 2009-05-26 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Помимо ты/вы при переводе приходится ведь еще и об окончаниях думать.:)
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

December 2025

S M T W T F S
  123 4 56
78 9 10 11 1213
1415 1617181920
21 22 23 24 2526 27
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 29th, 2025 10:12 am
Powered by Dreamwidth Studios