о типологиях и убеждениях
Sep. 30th, 2013 05:37 pmSay Goodbye to MBTI, the Fad That Won't Die
Отличная статья о том, что никуда не годится индикатор Майерс-Бриггс, весьма популярный на западе.
Причем все практически критические замечания в этой статье применимы в той же мере к соционике и многим другим подобным теориям личностных типов.
P.S. Рахиль Торпусман (
spaniel90100), которую я знаю как замечательную переводчицу Катулла и других поэтов, попала, увы, под власть одной из таких псевдонаучных теорий - "типологии Афанасьева" - и упрекает меня в том, что ввиду своей предубежденности я не вижу очевидной истины: все люди делятся на 24 типа, согласно одной из 24 возможностей расположить по порядку "волю", "логику", "эмоцию" и "физику". Я пытаюсь в ответ говорить какие-то слова, которые вряд ли могут убедить истинно верующих.
Интересно, есть ли люди, объективно лучше других умеющие выводить других людей из-под действия псевдонаучных культов - я имею в виду не "депрограммирование", конечно, а просто разубеждение. Вот я, например, совершенно не ощущаю в себе какой-то особый талант разубеждать поклонников астрологии, псевдонаучных типологических теорий, или, например, саентологии. А может, есть такие люди, которые очень успешно умеют это делать, и понять бы, как. Скажем, авторы хороших научно-популярных книг о псевдотеориях необязательно являются такими людьми - вполне возможно, что такие книги главным образом убеждают уже убежденных.
(Но мне напомнили эти мысли все-таки замечательную, несмотря на эти сомнения, книгу Карла Сагана "The Demon-Haunted World: Science as a Candle in the Dark". Лет 15 назад я прочитал и перечитал ее с восторгом и многое из нее для себя почерпнул. Жаль, что ее так и не перевели на русский, кажется).
Отличная статья о том, что никуда не годится индикатор Майерс-Бриггс, весьма популярный на западе.
Причем все практически критические замечания в этой статье применимы в той же мере к соционике и многим другим подобным теориям личностных типов.
P.S. Рахиль Торпусман (
Интересно, есть ли люди, объективно лучше других умеющие выводить других людей из-под действия псевдонаучных культов - я имею в виду не "депрограммирование", конечно, а просто разубеждение. Вот я, например, совершенно не ощущаю в себе какой-то особый талант разубеждать поклонников астрологии, псевдонаучных типологических теорий, или, например, саентологии. А может, есть такие люди, которые очень успешно умеют это делать, и понять бы, как. Скажем, авторы хороших научно-популярных книг о псевдотеориях необязательно являются такими людьми - вполне возможно, что такие книги главным образом убеждают уже убежденных.
(Но мне напомнили эти мысли все-таки замечательную, несмотря на эти сомнения, книгу Карла Сагана "The Demon-Haunted World: Science as a Candle in the Dark". Лет 15 назад я прочитал и перечитал ее с восторгом и многое из нее для себя почерпнул. Жаль, что ее так и не перевели на русский, кажется).
no subject
Date: 2013-09-30 02:42 pm (UTC)no subject
Date: 2013-10-01 08:14 am (UTC)Во-первых, сцена из романа Достоевского. Не помню точно где был диалог, и первый сказал, что верят люди во всякую ерунду, мол есть святые, которые горы двигают. И тут же оговорился: ну, может есть пара таких. На что второй со смехом сказал, что в этой оговорке весь русский характер, не может до конца не верить. )
И когда я стал читать про научный скептицизм и рациональное мышление, пришло понимание, что если не верить - то до конца. Если уж я не верю (не считаю доказательства существования весомыми) в существование колобка, леших и водяных, астрологию и хиромантию, то по сути своей, кроме наукообразности, вера в соционику ничем от этого не отличается.
Также способствовало расширение кругозора, например, истории с марсианскими каналами, которые видело много людей, или с воспоминаниями о насилии в детстве, которые оказались наведены психоаналитиками показали, что люди могут быть убеждены в существовании того, чего нет и даже видеть нечто одинаковое.
Также базовые знания теории вероятности говорят, что люди плохо понимают вероятности, связи между событиями и статистику. Ошибка создания ложных связей между фактами общераспространена. Когда в моём окружении появилась уже третья теория по которой типировали людей, это положение стало выглядеть довольно достоверным.
Вот это всё, плюс отсутствие основ фактических у соционики при наличии основ мистических, отсутствие серьёзных исследований за тридцать лет с момента её создания, очевидно любительский контингент её последователей - сделали её для меня несерьёзным увлечением, so such story, "просто такая сказка".
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 02:44 pm (UTC)никого не убеждает сетования на тупость людей и их неспособность прислушаться к голосу разума или призывы освободиться от суеверий и найти истину
no subject
Date: 2013-09-30 04:52 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 02:44 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-30 02:50 pm (UTC)Или возьмите пример Рейгана в Америке - когда он был актером, никого не волновало, верит он в астрологию или нет; а вот что в качестве президента он принимает решения на основании совета личного астролога вызвало скандал, и справедливо.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:...
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:...
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:...
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 02:48 pm (UTC)Мне думается, есть все-таки разница между человеком, который свято верит в психоанализ Фрейда, и человеком, которым может произнести это.
no subject
Date: 2013-09-30 02:52 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 02:52 pm (UTC)(с) Вилейанур Рамачандран
А вот ещё хорошая ссылка
http://lenta.ru/news/2013/09/19/mathpolitics
no subject
Date: 2013-09-30 03:05 pm (UTC)Так почему вам вдруг некомфортно в этой ситуации?
Вот сами посудите, разве это хорошо, если все будут думать одинаково, даже если большинству людей кажется, что это правильно?
Разве вы бы хотели общаться с одинаково мыслящими людьми?
Тогда ваш журнал не имел бы никакого смысла, незачем было бы ожидать комментарии, они все были бы совершенно одинаковыми, с минимальной разницей в стилях. :-)
Мало ли как люди думают. Мало ли что у них считается верным.
А научиться убеждать кого угодно в чём угодно трудно, но возможно. Только зачем?
Если вам вы хотите собрать вокруг себя людей, которые будут мыслить так, как вы, для этого нужно их просто найти и пытаться удерживать возле себя.
А если вы хотите переубедить человека просто потому, что думаете таким образом помочь ему "начать думать правильно" - то не слишком ли большую ответственность вы на себя таким образом взвалите? - это раз, и два - а вы на самом деле настолько уверены в том, что вы сами НЕ ОШИБАЕТЕСЬ?
Я не к тому, что типологии - это зло. Я говорю абстрактно.
Истина находится рядом с апостолом Павлом, а не возле вас (это шутка), а если не шутка - истина может найтись в каждом учении, в каждой философии, в каждой теории, в каждой системе, в каждом суждении, в любом человеческом творении - это не всегда истина в слитке, такие самородки встречаются крайне редко - чаще всего истину нужно уметь вымывать, как золото, отделять мух от котлет, конечно это нужно уметь, для этого нужен инструмент...
Но это вам уже не интересно, вы не про это спрашивали.
(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 03:14 pm (UTC)интересно, как человек с такой чудовищной лексической глухотой может быть хорошим переводчиком? (сам не читал, но возможно вы правы).
я понимаю, что глупость, восторженность и стремление давать непрошеные советы вполне уживаются с этим ремеслом, но вот дикое безвкусие и словесный понос всей этой дебильной терминологии - и ее употребляет переводчик поэзии... интересное кино.
no subject
Date: 2013-09-30 03:19 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 03:15 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-30 03:58 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-30 03:22 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-30 06:21 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 03:24 pm (UTC)И первую степень, и вторую
И когнитивную, и клиническую
Нигде ни разу не делили людей на типы
Ни на одном уроке психодиагностике мне не сказали "а теперь поделим людей на Х категорий"
Я к тому, что в академической психологии это не применяется
no subject
Date: 2013-09-30 04:05 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 03:35 pm (UTC)на индивидуальном уровне все эти дисциплины полезны, особенно людям с не самой высокой осознанностью, как минимум тем, что обучают искать и признавать свои недостатки. ещё они в известной степени избавляют от гендерных, национальных и прочих стереотипов (один и тот же тип личности — скажем, агрессивно-пацанский — может быть и у мальчиков, и у девочек, и у русских, и у евреев, и у чеченцев, например). можно, конечно, сказать, что вместо этого прорастают другие стереотипы, и это правда, но стереотипы, основанные на свойствах индивида (а не внешних врождённых параметрах типа пола) лично мне симпатичнее. слышать «ну ты же логик» мне, хоть убейте, симпатичнее, чем «ну ты же мужик».
на общественном уровне всё становится несколько хуже, но, по-моему, не следует забывать, что для многих адептов соционика и иже с ней — это субкультура и форма коммуникации, а никак не наука. конечно, в современном обществе они занимают место астрологии. но, опять же, астрология, пытающаяся оперировать рациональными инструментами, лучше астрологии мистической, разве нет?
вот когда всё это начинают внедрять на рабочих местах, я чувствую некоторое недоумение. моя давешняя начальница утверждала, что я логик, потому что «этик не может так внятно формулировать свои мысли». ну гм. с другой стороны, сам факт наличия общего терминологического аппарата позволил нам перейти с сугубо делового дискурса к более личному, а это уже неплохо.
no subject
Date: 2013-09-30 03:55 pm (UTC)Кстати, к астрологии мой собеседник относился вполне серьезно. (Как и Юнг, к которому восходит тест Майер-Бриггз, из которого выросла соционика)
no subject
Date: 2013-10-01 05:04 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 03:57 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-30 04:25 pm (UTC)Та же проблема есть и в соционике - ни один тест не гарантирует точного определения ТИМа. Собственно, это и есть основная причина ее "ненаучности".
Я - сторонник определения с помощью наблюдения за поведением - своим и других. Для человека со средним интеллектом задача вполне выполнимая. К тому же, основная функция этих типологий - помочь человеку в себе и в других разобраться, увидеть какие-то закономерности в своем поведении и поведении других, научиться их использовать с выгодой для себя. Если какой-то менеджер захочет дискриминировать меня из-за того, что у меня какой-то не такой тип, да еще и на основе теста, то вон его из компании. А если менеджер знает, в чем разница между J и P, может по поведению людей определить кто есть кто, и если он на рутинную работу поставит J, а P пошлет разбираться в непредвиденной проблеме, то он молодец, и побольше бы таких.
no subject
Date: 2013-09-30 05:09 pm (UTC)Главное чтобы типология служила тебе, а не ты типологии.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 04:30 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-30 04:51 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 05:03 pm (UTC)И потому это очень редко транслируемо.
Это как рмесленничество, где не обязательно знать почему работает, если работает, но для успокоения, попытки трансляции опыта и т.п. вещей начинается объясняться чем ни попадя. Хоть пресловутой астрологией (встречал я и такие случаи).
no subject
Date: 2013-09-30 05:24 pm (UTC)И потому это очень редко транслируемо.
Это как рмесленничество, где не обязательно знать почему работает, если работает, но для успокоения, попытки трансляции опыта и т.п. вещей начинается объясняться чем ни попадя. Хоть пресловутой астрологией (встречал я и такие случаи).
no subject
Date: 2013-09-30 05:50 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-30 06:01 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 05:58 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-30 07:03 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 06:02 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-30 06:55 pm (UTC)И потому это очень редко транслируемо.
Это как рмесленничество, где не обязательно знать почему работает, если работает, но для успокоения, попытки трансляции опыта и т.п. вещей начинается объясняться чем ни попадя. Хоть пресловутой астрологией (встречал я и такие случаи).
no subject
Date: 2013-09-30 08:45 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-30 11:17 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2013-09-30 08:53 pm (UTC)кажется у человека есть обезьяний нюх и распознавание жестов - - кто свои, кому не верить, на кого положиться, чье как поведение предсказать. и язык это систематизировать и выразить может быть майерс-б., гороскоп, таро, четыре гумора или стихии, а может выдумать свою классификацию. и если хочешь на этом языке разговаривать, то приходится выяснять что *для того человека* повешенный скорпион и наполеон и огонь,,, а предпосылка что есть какое-то конвертируемое значение у "наполеон"а - базис для непонимания.
no subject
Date: 2013-09-30 08:53 pm (UTC)no subject
Date: 2013-09-30 08:54 pm (UTC)Не то чтобы я считал возможности типологий безграничными, но для их приличной критики нужен совсем не тот уровень, какой у этой статьи и ее автора. Такое впечатление, что он просто слабо знаком с предметом.
no subject
Date: 2013-09-30 09:09 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: